Национальная сурьмяная компания отказалась от идеи построить производство на Урале: этого через суд добилась дума Асбеста. «В такой ситуации может оказаться любой собственник», — утверждают юристы.
Национальной сурьмяной компании, доля в которой ранее принадлежала известному российскому бизнесмену Игорю Ротенбергу, пришлось отказаться от строительства завода по переработке сурьмяного концентрата в Асбесте. Об этом со ссылкой на гендиректора НСК Александра Савина пишет «Коммерсант». Производство построят, но на территории другого, более гостеприимного региона, где не возникнет таких проблем, как в Свердловской области.
Реализовать этот проект на Среднем Урале НСК пыталась в течение нескольких лет. Сначала завод хотели построить в Дегтярске, однако из-за массовых протестов проект перенесли в Асбест, где планировалось занять под производство площадку Асбестового завода металлоконструкций. В случае реализации проекта город мог получить статус территории опережающего развития, однако построить завод так и не удалось.
Дело в том, что гордума Асбеста в прошлом году внесла изменения в правила землепользования: участок, принадлежащий ООО «Гросс», отнесли к зоне П-2, на которой ограничивается размещение предприятия выше четвертого класса опасности. Как отмечали представители НСК, это фактически поставило крест на строительстве. В НСК настаивали на том, что они понесли ущерб из-за этого решения и попытались отстоять свои права в суде, но безуспешно. Оспорить решение в Верховном суде компании тоже не удалось.
По мнению старшего юриста группы правовых компаний «Пучков и партнеры» Никиты Сорокина, в ситуации НСК может оказаться любой собственник.
В данном деле, если абстрагироваться от общественного резонанса, связанного с возможным вредом окружающей среде, ярко проявились недостатки существующего способа регулирования целевого назначения и разрешенного вида использования земельных участков. А именно, любой собственник земельного участка может оказаться в ситуации, когда целевое назначение и/или разрешенный вид использования будут изменены. Такая ситуация негативно влияет на возможность долгосрочного планирования деятельности экономических субъектов, — расказывает он.
Причем, узнать о таких изменениях собственник может и постфактум — например, после возведения жилой недвижимости, которая сегодня не требует предварительного согласования проекта. При попытке зарегистрировать право собственности предприниматель может получить отказ в связи с несоответствием недвижимости целевому назначению и/или разрешенному виду использованию земельного участка.
Процедура принятия правил землепользования и застройки, внесения в них изменений, в последнее время хоть и движется в сторону публичности, но все еще остается недостаточно прозрачной для заинтересованных лиц, — отмечает старший юрист группы правовых компаний «Пучков и партнеры».