«Маршруты все равно отменят летом, а в 2019 будет хуже». Почему на следующий день после переноса скандального проекта в Екатеринбурге все громче звучат голоса: «А может, мы поторопились протестовать?»
7 февраля 2017 г. мэрия Екатеринбурга официально объявила о том, что внедрение новой транспортной схемы в городе перенесено на 2019 год. Это сообщение еще сопровождалось новостью об отставке чиновника-старожила, одного из идеологов реформы Евгения Липовича, замглавы администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии. Но на факт его ухода обратили куда меньше внимания, чем на неофициальную причину — провал процесса внедрения этого стратегически важного проекта.
Теперь транспортную схему Екатеринбурга собираются доработать и запустить не 1 июля этого года, как предполагалось ранее, а только в 2019 году.
«Схема будет доработана с учетом предложений общественности и экспертного сообщества. Новая маршрутная сеть должна стать удобной как для школьника, так и для пожилого человека. В настоящее время созданы рабочие группы по каждому направлению проекта, которые позволят учесть большинство предложений. Планируется, что на доработку схемы понадобится около года», — отметил Александр Якоб.
За минувшие сутки неожиданное решение мэрии успели обсудить эксперты, политики и предприниматели. И содержание их комментариев далеко не такое однозначное, как могло показаться.
С самого начала у дискуссии вокруг транспортной реформы появилась серьезная политическая составляющая. К примеру, партия «Справедливая Россия» активно рекламировала свою «борьбу с проектом» и собирала подписи за отмену новой схемы. И сейчас в партии утверждают, что во многом именно их работа привела к отмене реформы, правда, не отрицают и роль гражданской активности горожан.
«Это был показательный пример того, что власти все-таки слышат людей. Хотя столько было скепсиса по этому поводу. Люди разных политических ориентаций объединились в борьбе с тем, что нам пытались навязать. И фактически отстояли достаточно самобытную транспортную систему. Мы не допустили того ужаса, который мог случиться 1 июля», — отметил Дмитрий Ионин, депутат Законодательного собрания Свердловской области для 66.RU.
Известный в городе своей «разнопартийностью» депутат Государственной думы Андрей Альшевских добавил, что заметную роль в пересмотре позиции властей сыграли ГИБДД города и области, свердловская прокуратура и региональный аппарат уполномоченного по правам человека.
«Большое спасибо тем контролирующим структурам, которые достаточно оперативно и жестко отстаивали свою позицию. В частности, последнее заявление начальника ГИБДД по Свердловской области Юрия Дёмина. Он четко сказал, что система, которую пытались внедрить, не была согласована на предмет безопасности», — отметил г-н Альшевских.
Но основной причиной такого резкого решения, по мнению практически всех сторон, является совпадение агрессивной реакции горожан с началом губернаторской предвыборной кампании. То есть проект заморожен не столько из-за его недоработанности, сколько из-за конъюнктурных политических соображений. И борьба за его судьбу просто отложена на два года.
Многие эксперты, естественно, порадовались, что на обсуждение вопроса появилось куда больше времени.
«На мой взгляд, это нормальная европейская практика — делать все не с бухты-барахты, а с учетом максимально широкого круга точек зрения, на сбор и принятие которых требуется длительное время. В Москве никто ни с кем не советовался. Но там эту систему по сути с нуля в центре создавали, особо ничего не пришлось ломать. А в Екатеринбурге сложившуюся годами работающую систему хотели мгновенно сломать и поменять. Т.е. Екатеринбург с умеренным и взвешенным подходом в очередной раз проявил себя европейским городом (выборы и все такое пусть останутся за скобками)», — отметил урбанист Никита Сучков.
Но были и куда более критические точки зрения, которые сейчас получают популярность.
«Хитрость в том, что если бы проект стали дорабатывать сейчас, а запустили, скажем, к концу года, то это совпало бы с губернаторскими выборами. Значит, у властей был бы серьезный резон идти на компромиссы, учитывать различные предложения. А теперь к вопросу вернутся не раньше 2018 г., а то и еще хуже — опять под Новый год объявят, что все уже обсудили, и вот вам «новая схема», — опасается предприниматель Илья Богданов.
Еще резче высказался предприниматель Глеб Альшанский.
«Тут народные массы вопили, что проезд в общественном транспорте дорогой. При этом отказались от реформы транспорта по образцу европейских городов. Старшая дочь в Праге за месяц тратит на проезд 750 руб. — на проездной. А в Екатеринбурге она же тратила на проезд около 2000 руб. В результате реформы транспорта планировались нормальные повременные тарифы, а теперь останутся только обычные билетики, и люди будут продолжать переплачивать. Как тут Лаврова не процитировать?», —- привел пример Глеб Альшанский, руководитель компании «Топ-тен».
При этом, как сообщают чиновники, отмена части автобусных маршрутов в Екатеринбурге пройдет к 1 июля 2017 года, несмотря на перенос реформы. Об этом рассказал 8 февраля заместитель председателя комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич в интервью «Четвертому каналу».
«Ряд маршрутов все равно нужно будет отторговывать, часть будет исключена из схемы. Сейчас мы будем определять, какие пойдут на торги, какие отменены. Мы придерживаемся стратегии, что надо отказываться от большого количества дублирующих маршрутов, которые сейчас есть в транспортной сети», — рассказал он.
Какие конкретно маршруты будут отменены, не утрочняется, но г-н Яскевич подчеркнул, что вся аукционная документация будет размещена в открытом доступе.
В целом ситуация напоминает демонстрацию эффекта маятника, который противники реформы так сильно оттягивали в одну сторону, что он неожиданно сильно качнулся в другую. И реальные последствия этого отскока для сути самого вопроса — создания полезной горожанам муниципальной транспортной системы — никто не берется предсказать.