Споры вокруг ВСМ и агломерации Екатеринбург-Челябинск продолжаются. «Это даст рост городам», — говорят одни. «Искусственно объединить невозможно», — отвечают другие.
Специалисты Центра экономики инфраструктуры подсчитали, что агломерационный эффект высокоскоростной магистрали Екатеринбург-Челябинск можно оценить в 2,2 млрд руб. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на авторов анализа, ВСМ будет наращивать ВРП обоих городов как на стадии строительства, так и во время концессионной эксплуатации в 2021-2034 гг.
В результате ВРП Челябинской области увеличится на 0,9 трлн руб., ВРП Свердловской области — на 1,12 трлн. Проект стимулирует рост производства стройматериалов, увеличит востребованность девелоперских услуг и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью.
Замгубернатора Свердловской области Александр Высокинский, который курирует вопросы создания Екатеринбургской агломерации, уверен, что ВСМ создаст третий по величине центр экономического роста в стране. Замгубернатора Челябинской области Руслан Гаттаров отмечает, что проект фактически объединит два города в один, сформировав сильную точку роста помимо Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, в мае премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал документ о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали от Екатеринбурга до Челябинска.
Предполагается, что к 2020 г. будет готов проект ВСМ, а построить ее должны к 2024 г. Протяженность железнодорожных путей составит 218 км, поезда будут развивать скорость 200-300 км в час., время в пути от аэропорта «Баландино» до аэропорта «Кольцово» составит чуть больше часа. По этой же дороге со скоростью 160 км в час будут ездить ускоренные региональные поезда, которые будут делать остановки в Сысерти и Снежинске.
Для реализации проекта была создана компания «Уральская скоростная магистраль», в которую вошли Челябинская и Свердловская области, а также «РВМ капитал», Русская медная компания, ММК. Пока стоимость проекта оценивают в 360 млрд руб.
Местные предприниматели отнеслись к нему неоднозначно. DK.RU публиковал подборку мнений представителей бизнеса. Впрочем, споры о целесообразности ВСМ ведутся до сих пор.
Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN в своей колонке подробно рассказал, почему ВСМ будет полезна жителям и бизнесу двух регионов:
Поговорил со знакомыми, они оценивают это событие как ключевое для региона. Наша компания тоже получит свой выигрыш от магистрали, она сможет расширить офис в Челябинске, в разы увеличить там численность разработчиков. Выиграют все высокоуровневые компании и специалисты. Выиграют культура, театры, концерты, рестораны, стрелковые полигоны, спортивные соревнования, учебные курсы. Их аудитория даже не удвоится, как удвоится доступное население, а утроится.
Старший преподаватель кафедры «Архитектура» ЮУрГУ Василий Большаков, напротив, считает, что агломерация Екатеринбурга и Челябинска, которая видится конечной целью строительства магистрали, невозможна и не нужна:
Никакого объединения произойти не сможет из-за радиофобии, люди еще помнят аварию на «Маяке», поэтому населенные пункты между Челябинском и Екатеринбургом не будут задействованы в объединении. Здесь нужно понимать, что агломерация не появляется по щелчку пальцев: она формируется сама, является естественным процессом развития города. Это свершившаяся данность, феномен, который уже сложился, когда люди выбирают одно место для учебы, другое — для работы, проживания и досуга. Не муниципалитеты диктуют ее, а она заставляет муниципалитеты договариваться, — уверен он.