19 июня из интервью главы Рособрнадзора стало известно, что уже с 1 сентября отменяется заочная форма обучения по ряду специальностей. О том, к чему это может привести – политолог Алексей Мухин.
Сергей Кравцов, возглавляющий Рособрнадзор, в интервью программе «Вести недели» 19 июня заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».
К чему такие благие намерения чиновников могут привести, на страницах «Известий» рассказал Алексей Мухин.
«Помимо того, что это, мягко говоря, противоречит Конституции РФ, речь идет еще и о том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут распрощаться со своими намерениями.
Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут продолжить карьерный рост по простой причине — совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А повышение квалификации персонала, понятно, делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами», - констатирует эксперт.
Мухин поясняет, что заочная форма обучения идеальна для тех студентов, которые не могут посещать занятия при дневной или вечерней форме из-за особенностей профессии и ненормированного рабочего графика. Это военнослужащие, профессиональные спортсмены, сотрудники полиции и другие специалисты с разъездным характером работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.
«Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на рынке труда и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.
Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз — единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров», - поясняет Алексей Мухин.
Кроме того, он говорит, что заочное образование часто выбирают люди с ограниченными физическими возможностями, вынужденные обучаться на дому или даже в медицинских учреждениях. В перспективе планируемые сейчас ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.
«Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные университеты переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать образование за рубежом. А это будет означать усугубление ситуации с пресловутой «утечкой мозгов», - поясняет специалист.
То, что предлагает Рособрнадзор, по мнению Мухина, заметно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителям стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.
Вместо закрытия заочных направлений в вузах, куда целесообразнее стимулировать их на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания.
«Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.
Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом», - говорит эксперт.
Он также предрекает, что освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.
«Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены Ассоциации юристов России, Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Государственной думы по образованию.
Хочется верить, что чиновниками Рособрнадзора двигают благие намерения — повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля за качеством обучения, просто предлагается реализовать комплекс банальных запретительных мер. И это — печально», - резюмирует Алексей Мухин.
В чем суть инициативы?
О том, что история заочного обучения юристов, экономистов и госуправленцев в России подходит к концу, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью 19 июня. Известно, что речь идет не обо всех студентах, а только о тех, которые получают свое первое высшее образование.
«С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «государственное и муниципальное управление, — сказал С. Кравцов. - Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а, во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов».
Автор идеи отметил, что студенты, которые уже поступили на заочные отделения по названным специальностям, закончат свое обучение, как и планировали. Нововведение коснется лишь новых абитуриентов.
Никаких законодательных подтверждений тому, что заочное образование окажется под запретом для ряда специальностей, пока не было обнародовано.