Меню

«Это революция!» Как небольшое производство в Каменске производит фурор на мировых рынках

Автор фото: Константин Зарипов. Иллюстрация: DK.RU

Чтобы изобрести по-настоящему уникальный прибор, требуются несколько лет командной работы, а чтобы его внедрить — миллионы рублей. Как сегодня изобретатели продвигают свои продукты, в репортаже DK.RU.

Биотест ROFES — прибор, который можно надеть на запястье и за три минуты узнать, что происходит с вашим организмом в данное время. Разработали его уральские ученые, аналогов нет ни в России, ни за рубежом. И это — не единственная уникальная разработка компании «Инферум».

Каждый из органов человеческого тела обладает разницей потенциалов. Любая патология или воздействие на орган эту разницу меняет. На этом и основан принцип действия Rofes. Выглядит это так: аппарат при помощи прищепки надевается на запястье, встроенный электрод снимает информацию с биологически активной точки под названием МС-7 (находится на сгибе кисти).. Через 3 минуты результаты будут показаны на мониторе компьютера или планшета в цветах светофора: зеленый цвет означает, что тестируемый орган или система функционируют в пределах нормы, а красный – о возможном отклонении.. В первой колонке стоят цифры, означающие состояние человека здесь и сейчас, во второй — энергетический ресурс того или иного органа.

Сами по себе эти данные не дают полного представления о состоянии человека, главное здесь — динамика. Поэтому рекомендуется делать первый замер рано утром, когда человек еще не принимал пищу и не проявлял физическую активность. А следующие замеры стоит делать в течение дня или вечером. Показатели могут меняться, фиксируя воздействие на организм внешних или внутренних факторов.

Если человек поклонник БАДов, то при помощи прибора он может наблюдать, как добавки действуют на те или иные системы. Аналогично — с физическими нагрузками. Насколько они полезны, нет ли угрозы для того или иного органа или системы?

Биотест ROFES показывает сравнительные изменения в системах до и после воздействия корректирующих факторов. Всего в поле зрения аппарата 17 систем — сердечно-сосудистая, мочеполовая, нервная и гормональная системы, печень, три отдела позвоночника и др.

Прибор Rofes начали производить всего 2,5 года назад на предприятии «Инферум», на производственной площадке в Каменске-Уральском. Александр Копылов, директор по инновациям «Инферума», рассказал, сколько лет требуется, чтобы изобрести и поставить на поток подобные приборы, о прорывных разработках, которые без преувеличения создадут революцию в медицине, и о том, почему частные инвесторы теперь неинтересны малым производственным компаниям.

В интернете много предложений о биотестировании организма, в том числе какими-то приборами. У ROFES есть аналоги?

— Как ни странно, аналогов нет. Все, что существует на рынке, или значительно более громоздкое, или сильно уступает в точности. Наш прибор пользуется спросом у компаний, которые торгуют БАДами, это для них инструмент для продаж. Когда с ним работают врачи, они используют его гораздо шире. Но он хорош и в быту, так как оценивает не только физическое состояние человека, но и психоэмоциональное. Удобно мамам — можно фиксировать состояние ребенка в течение дня: усталость, напряжение, стресс.

Но неправильно называть ROFES диагностическим прибором. Мы не говорим, здоров человек или не здоров мы позволяем оценить динамику, обратить внимание на какие-то факторы воздействия. Прибор, безусловно, призывает к здоровому образу жизни, так как с ним можно все время корректировать пищу,  прием БАДов, физическую нагрузку.

На волне ЗОЖ

У «Инферум» три площадки: центральный офис в Екатеринбурге, филиал в Москве и производство в Каменске-Уральском. Всего в компании работают 50 человек, включая отдел науки и разработки.

Предприятие юное — ему всего 4,5 года. Но коллектив сразу создавался под определенную идею, здесь работают те, кто много лет занимается разработкой электронных компонентов. Не всегда это изделия, связанные со здоровьем. В частности, «Инферум» разрабатывал симуляторы для кабин пилотов, технические средства реабилитации для инвалидов по зрению.

Параллельно с Rofes-биотест велась похожая разработка, также основанная на электропунктуре — электростимулятор для коррекции артериального давления. Прибор, воздействуя на разные точки, понижает или повышает артериальное давление без всяких таблеток. Он зарегистрирован в Минздраве и имеет удостоверение медицинского изделия.


Несмотря на то, что корректор артериального давления разрабатывался с учетом рекомендаций врачей, его не рекомендуется использовать без медицинской консультации. В целом опыт показывает, что многие  пользователи корректора артериального давления сократили медикаментозную нагрузку на организм

Оба прибора стремительно набирают популярность. ROFES поставляется в Германию, Италию, Чехию, Польшу, Вьетнам, Корею, Саудовскую Аравию. Корректор давления более популярен в России. В рознице они стоят примерно одинаково, в пределах 9-11 тыс. руб.

«За рубежом, особенно в Европе, наш биотест полюбили по одной причине — там очень высока популярность биодобавок, и им важно и полезно знать, какое индивидуальное воздействие БАДы оказывают на организм», — объясняет Александр Копылов.

Ну, и немаловажно, что оба прибора отвечают идее здорового образа жизни: так что разработчики попали в нужное время в  нужное место.

Насколько высока доля импортных компонентов в конечных изделиях?

— Наверное, процентов 40 — это импортная составляющая, остальное производится в России. Сейчас невыгодно производить все самим — рынок стал более плотным, практически все можно отдавать на аутсорсинг. Здесь мы собираем конечный продукт, программируем, прошиваем, проводим внутреннюю проверку качества, и прибор начинает жить. Разработка программного обеспечения — полностью наша зона.


Цикл изготовления приборов разбит на мелкие операции, у каждой свой ответственный и своя операционная карта

В этом году вы подавали заявку на участие в конкурсе «Лучший экспортер Свердловской области». Что это дает предприятию?

— Всегда важно, чтобы о тебе знали как можно более широко. Это как с ребенком: свой всегда кажется лучше, но оценка специалистов даст более объективную картину. Нужно, чтобы твое место в мировом рынке правильно оценивали.

Поэтому нам никак нельзя без участия в конкурсах и выставках. Например, когда мы показывали свой биотест на выставках, то около наших стендов выстраивались очереди по 120-150 желающих протестировать прибор. Ни у кого больше такой популярности не было.

Но это, наверное, не та очередь, которая вам нужна — это ж не очередь из инвесторов.

— Безусловно, но и этот путь нам нужно было пройти. Мы пробовали разные способы коммерциализации продукции: выставки, маркетинговые исследования, работаем с компаниями в МЛМ-сегменте. Сейчас уже можно сказать, что мы своего добились: интерес к нашим изделиям очень велик.

На пути к прилавку

Сегодня «Инферум» выводит на коммерциализацию изделие, которое буквально совершит революцию в медицине. Основано оно на вариабельности сердечного ритма (ВСР). «Эта технология без всяких сомнений меняет отношение к жизни, — говорит г-н Копылов. — Это уже будет не бытовой прибор, а серьезная диагностическая аппаратура, которая дает подробнейшую расшифровку сердечно-сосудистой системы человеческого организма».

Работа над ВСР ведется уже 15 лет, а основы были заложены еще в 60-е-70-е годы прошлого века. академиком Романом Баевским — с ним «Инферум» до сих пор сотрудничает. В течение полутора десятков лет группа ученых на разных предприятиях вела эту тему. Теперь они объединены на площадке «Инферума». Прибор будет разработан в двух версиях, одна — профессиональная — будет снимать показания при помощи контактных электродов, вторая — для людей с активной жизненной позицией — станет использовать датчик пульсовой волны с пальца.

Александр Копылов надеется, что уже в этом году удастся вывести ВСР на коммерческие рельсы. Но нужны деньги.

Кто финансировал разработку все эти годы?

— Это была несистемная работа энтузиастов. Программой это стало три-четыре года назад, и сейчас все работа финансируется за счет средств «Инферума» и ведется уже системно. Интеллектуальные права также принадлежат компании.

Интерес к ВСР сейчас огромный, потому что за ней — будущее. В Минздраве идет серьезный разговор о том, чтобы сделать ВСР федеральной программой, привлечь к этой разработке в том числе иностранных специалистов. Но мы надеемся, что сможем ускориться и выдадим этот проект раньше. Ни специалистов, ни потребителей он не оставит равнодушными.

Сколько денег нужно, чтобы уникальная разработка стала продаваемым продуктом?

— На серьезный аппарат типа ВСР нужно от 40 млн руб. Вывод на рынок нового прибора требует еще больших затрат.

Какие источники финансирования есть сейчас у научно-производственных компаний?

— Это может быть частный инвестор, инвестфонды, могут быть партнеры, которые заинтересованы в том, чтобы наше изделие было встроено в какую-то другую программу.  Например, есть немецкое предприятие «Биотроника», которое занимается кардиостимуляторами, — информацию с них можно было бы обрабатывать на нашей платформе.

Сегодня вроде как существуют частные инвесторы, готовые вкладывать в такие вещи. Проблема их найти?

— Еще два года назад мы были заинтересованы в таких людях, но теперь — все меньше и меньше. Мы теперь по-другому относимся к партнерству, нам интереснее найти конечного потребителя, которого заинтересует наша идея и для которого мы ее разработаем.

Кто может стать таким потребителем?

— Например, это могла бы быть компания «Адидас» или любая другая компания, которая выпускает продукцию для спорта и здоровья. Или тот же «Биотроник». Или вместе с любой известной компанией мы можем поучаствовать в федеральных программах  по медицине, это будут уже федеральные деньги. То есть появляются варианты.

Возможна ли кооперация с более крупными предприятиями?

— Да, и у нас есть такой опыт. Например, мы создавали автоматический дактилоскопический сканер для миасского «Папилона» — а это мировой лидер в сфере аутентификации человека.

А вместе с таким лидером, как УОМЗ, разрабатывали апгар-таймер — аппаратуру, которая используется в перинатальной медицине для оценки состояния новорожденных. Работали по заказу конкретных медцентров, в тесном контакте с врачами, в итоге создали менее дорогой и более адаптивный к нашим условиям продукт, чем импортные аналоги.

Вы сказали, что для продаж используете сетевой маркетинг. Разве аптеки — это не более удобный и выгодный канал?

— Тут вот какой момент — во время старта и продвижения продукта важнее контакт глаза в глаза. МЛМ-компании это предоставляют. А просто в аптеках новый товар двигаться не будет. Поэтому на первоначальном этапе мы выбрали такой путь. С аптеками сейчас идут переговоры, думаю, в течение полугода наши приборы там появятся.

О каком объеме производства идет речь? Сколько биотестов и корректоров давления вы производите? 

— Скажу так: в 2016 г. мы реализовали десятки тысяч этих изделий.

Фото: Константин Зарипов