Меню

«Это уникальная ситуация! «Новые деньги» позволяют положить в карман 10 млрд за раз»

Сергей Козлов. Иллюстрация: Личный архив на Facebook

Уже нынешнее поколение предпринимателей столкнется с совершенно новыми деньгами. Отличными от всего, что мы знали раньше. И, если упустить момент, то никакие ресурсы не спасут от вечного отставания.

Сергей Козлов, основатель проекта Plug&mine, кандидат экономических наук (до переезда за границу работал в банковском секторе): 

 Стыдно в этом признаться, но за 20 с лишним лет с начала учебы на экономическом факультете, потом работы в финансовой индустрии я так и не понял до конца, что такое деньги. Это настолько тонкая и сложная субстанция, придуманная людьми (в животном мире денег нет), что окончательное ее понимание от меня как-то все время ускользало. 

На обывательском уровне создается ощущение, что все понятно: вот кошелек, вот бумажки и монеты. Но деньги, что лежат у вас в кошельке — это вовсе не деньги, это  статистическая погрешность денег. Представьте, что у вас не 10 монет, а 10 миллиардов монет. Очевидно, что кошелек уже не подойдет. И даже если вы бы нашли способ засунуть их в кошелек, гулять с ними по улице было бы как-то боязно. На таком уровне деньги кардинально меняют свои свойства, и принципиальным остается только один вопрос: по каким признакам можно отделить деньги от «неденег». 

Я думаю, можно попробовать разложить понятие денег на ключевые свойства: 

  1. Сохранность. В идеале срок хранения  вечность.
  2. Делимость. Способность делиться на любое количество частей без потери исходных свойств любой частью.
  3. Редкость. Невозможность бесконечного воспроизводства с низкой стоимостью для исключения инфляции.
  4. Легкость обмена, передачи и получения.

Золото идеально подходит под все четыре условия: оно не портится со временем, оно делится на сколь угодно мелкие части, оно является редкоземельным металлом и на деревьях не растет. И в физическом мире им легко обмениваться. Но вот беда: в цифровом мире золотом обмениваться крайне неудобно. Есть проблемы и с более современными эквивалентами.

Бумажные и металлические эквиваленты стоимости, насаждаемые государствами, могут выполнять функцию денег, но только под воздействием репрессивного аппарата этого государства. 

Как только исчезает или трансформируется государство, тут же теряют свою функцию денег и эквиваленты, им выпущенные.

Строго говоря, те бумажки, что лежат у нас в кошельках, на самом деле деньгами не являются.

Это сложно уместить у себя в голове, но это так. Если пройтись по свойствам денег, то хранятся бумажки плохо, рвутся, мусолятся и гниют, являются редкими исключительно в силу жесткости законов о подделке денежных знаков и степени защиты, правда, они делятся и меняются, удобнее золота. Но есть у таких денежных знаков один огромный недостаток  инфляция, обусловленная наличием единого эмиссионного центра. Отсюда простой вывод: свою ценность спустя хоть какое-то адекватное время, например, 10-15 лет, они сохраняют очень плохо. У золота, кстати, ни одного эмиссионного центра нет, то есть резко обесценить его в 100 или 1000 раз никто при всем желании не сможет.

Сегодня ключевым свойством денег является легкость обмена. Именно это свойство в новой реальности создало спрос на нечто, что могло бы выполнять функцию денег в цифровом мире.

В этом месте важно отметить, что такие вещи, как централизованные платежные системы, работающие, например, на основе банковских карт, сами по себе деньгами не являются. Они — лишь надстройка над существующей банковской системой и обязательно требуют некоего физического артефакта для проведения транзакции (кусок пластика, чип или сотовый телефон). Отсюда и их незавершенность и незаконченность как продукта, это лишь промежуточный этап к решению проблемы, но не решение само по себе. И тут мы подходим к самому главному. Закрыв глаза руками по примеру Фемиды, попробуем дать честный ответ на вопрос: «Могут ли криптоактивы на основе блокчейн-технологии быть деньгами?»

Сохранность? «Да», пока в мире существуют хотя бы два компьютера, соединенные в сеть.

Делимость? «Да», это число с множеством цифр после запятой.

Редкость? Тоже ответ «Да». Существует математический алгоритм, определяющий эмиссию того или иного криптоактива. Это может быть ограниченное количество или какой-то заранее определенный прирост за период. Защита этой редкости как раз и обеспечивается механизмом майнинга.

И четвертый пункт — легкость обмена. Для цифрового мира ответ: «Конечно, да». Не нужно никакого физического артефакта для получения доступа к криптоактиву. То есть, возвращаясь к вопросу о десяти миллиардах в кармане, все, что вас отделяет от них в новой реальности, — это ваша способность заполнить персональный ключ из 12-15 слов. Это все, что вам надо для восстановления доступа к криптоактиву в любой точке времени и пространства, где есть доступ в интернет. 

Пока что сегодня отсутствие фундаментальных исследований о природе денег в новой цифровой реальности создает понятные сложности и разнобой в вопросе введения криптоактивов в гражданский оборот в разных государствах.

Очевидно одно  просто делать вид, что этого явления не существует, уже не получается.

Также понятно, что страны, идущие в авангарде и дающие бизнесу больше возможностей на ниве развития блокчейн-технологий, станут магнитом для их развития и в итоге сильно выиграют в долгосрочной перспективе. Ну а тот, кто выберет самый безопасный вариант по принципу «подождем, посмотрим», стратегическую перспективу, безусловно, упустит, и уже навсегда. 

Колонка подготовлена на основании записи автора на личной странице в Facebook, публикуется на DK.RU с согласия автора.