Екатеринбургский стартап, отслеживающий местоположение общественного транспорта, запустился еще в 25 городах. Сейчас основная задача «ЕТранспорта» — получить доступ к данным и привлечь инвестиции.
25 августа мобильное приложение «ЕТранспорт», которое помогает отслеживать время прибытия общественного транспорта к остановке, запустилось одновременно в 25 городах, сообщает It-eburg.com. Из крупных городов, где екатеринбургский проект начал работу, можно назвать Челябинск, Новосибирск, Пермь и Владивосток. Ранее стартап вышел на рынок Москвы и Санкт-Петербурга.
Основатель «ЕТранспорта» Михаил Авдеев рассказал DK.RU, что во все города они пришли по своей инициативе. Основным вопросом при выходе на новые города остается получение данных о местоположении транспорта и маршрутов.
«Если маршруты собрать легко, то с данными — труднее. Это решаемый вопрос, некоторые города приходят к нам сами, а некоторым приходится объяснять, зачем это вообще нужно городу», — говорит г-н Авдеев.
Приложение отслеживает данные передвижения транспорта за счет установленных на общественном транспорте датчиков ГЛОНАСС. С интеграторами датчиков разработчики «ЕТранспорта» встретились через некоторое время после запуска проекта и договорились, что будут пользоваться их данными бесплатно, пока проект не зарабатывает, а при получении прибыли начнут за них платить.
Сейчас в проекте пришли к выводу, что доступ к таким данным должен быть открытым, и их получение остается основной задачей для выхода на новые рынки. Однако если, к примеру, в Санкт-Петербурге все данные открытые, то в Москве, напротив, департамент транспорта ни под каким предлогом никому не дает к ним доступ, отмечает основатель проекта.
Битва за данные сейчас остается основной задачей, добавляет г-н Авдеев. По этой теме руководители проекта общаются с министром связи и массовых коммуникаций России Николаем Никифоровым, и это дает надежду, что необходимые изменения будут приняты, отмечают в «ЕТранспорте».
Между тем важным остается и вопрос инвестиций для развития бизнеса. «ЕТранспорт» провел три месяца в акселераторе Фонда развития интернет-инициатив (госфонд, предоставляющий финансовую и консультационную поддержку российским стартапам), и Михаил Авдеев считает это время самым полезным за все время жизни проекта. Однако сейчас у стартапа есть трудности с привлечением следующего раунда инвестиций, поскольку ФРИИ средств в проект больше не вкладывал.
«Основной интерес проявляют фонды в денежном смысле поменьше, чем ФРИИ, но инвестирующие до $10 млн в проект. Однажды пришли игроки в покер, говорят: «Ух ты, сколько денег надо?». Но в итоге мы поняли, что нам будет не очень комфортно друг с другом. Приходили и крупные инвесторы, но рассказать, кто это, я не могу», — продолжает основатель проекта.
Опыт работы в Москве научил «ЕТранспорт» дешево привлекать аудиторию — один пользователь обходится в 4 коп., утверждает г-н Авдеев. Причина столь низкой цены в том, что люди сами делятся информацией о продукте, рассказывает он, отмечая, что и в Екатеринбурге остается множество потенциальных пользователей, не знающих о продукте.
Еще один из ключевых вопросов — монетизация проекта. Основатели «ЕТранспорта» отмечают, что долго думали над этим моментом. В итоге они пришли к выводу, что это не то приложение, которое пользователи будут покупать, и пока остановились на монетизации за счет рекламы. Сейчас ее нет, пока идет тестирование в Екатеринбурге, и через некоторое время стоит ждать ее запуска, заключает Михаил Авдеев.
ИТ-продюсер Евгений Шароварин считает, что «ЕТранспорт» имеет все шансы на успех за счет работы команды, опыта ФРИИ и пользы самого продукта. За счет сфокусированности аудитории и знания ее местоположения перспективы инвестиций в проект могут быть весьма интересны, но в целом успех рекламы для пользователей будет сильно зависеть от попадания в аудиторию, отмечает он. Впрочем, если сейчас команда проекта справится с масштабированием, ее привлекательность для инвесторов повысится, заключает ИТ-продюсер.