В России не прекращают активно обсуждать возможный выход Великобритании из ЕС. Евгений Чичваркин*, совладелец лондонского магазина Hedonism Wines, рассказал, какими он видит последствия Brexit для РФ.
«Эти выборы - очередной провал»
Евгений Чичваркин* признался, что не ожидал от британского премьер-министра Дэвида Камерона решения выйти в отставку после того, как на референдуме о выходе Великобритании из Евросоюза 52% голосующих высказались за него, а 48% - против.
«Я считаю, что эти выборы — очередной провал социологии и экзитполов. В который раз экзитполы в Британии показывают абсолютную несостоятельность. В прошлом году, по данным экзитполов, должен был выиграть лидер Лейбористской партии Джереми Корбин, сейчас последние подсчёты показывали, что мы должны были остаться в Евросоюзе», - рассказал Чичваркин «Секрету фирмы».
По его словам, такое расхождение в прогнозах и реальных результатах - следствие того, что «есть большое количество людей, которые говорят одно, а делают другое».
«В России таких ещё больше. Их не видно и не слышно, но они знают свои права. Эти люди хотят казаться хорошими, говорят, что они за объединение, но потом приходят и ставят галочку там, где считают нужным. Как говорил Уинстон Черчилль, демократия — худшая форма правления. Это не только в такого рода голосованиях проявляется. Если вы пытаетесь, например, получить разрешение на строительство, происходит то же самое. Тебе кивают и улыбаются, но когда дело доходит до контактов с властями, вдруг высказывают иное мнение».
«Ничего страшного не произойдет»
Говоря о том, что может ждать Великобританию в случае выхода из ЕС, Чичваркин привел слова мэра Лондона Бориса Джонсона.
«Он (Джонсон) объясняет, что не нужно концентрироваться на европейской бюрократии, что нужно открыть для себя весь мир, Китай и Америку, заключить с каждой страной отдельный торговый договор. Ничего страшного не произойдёт. …Канада — это периферийная страна? Возможно. Но в «периферийной» Канаде ВВП на человека на 30-40% выше, чем в Британии. Свободы и права, достаточно хорошая, стимулирующая бизнес-среда... Мне нравится такая «периферийность», - заявил Чичваркин, отвергая возможность превращения Британии в «периферийную Норвегию или Канаду».
Будет проще, чем в 1998-м
Если произойдет сильный скачок валют, то Чичваркин поднимет цены на продукцию, а если фунт упадет «больше чем на 20%, придётся действовать в условно-авральном режиме».
«Если всё будет как сейчас (7-9%), отрулим цены на те позиции, которые мы покупаем за доллары и евро, исходя из прогнозов. Наш закупщик уже разнервничался из-за того, что ему предстоит определённое количество работы. Но это нормально. В 1998 году в «Евросети» переписывали ценники каждую ночь. Могут ли снизиться продажи? Да, на какое-то время могут, но потом они всё равно выровняются. При этом аренда, транспортировка, хранение, зарплаты и вообще все расходы — в фунтах. Соответственно, если фунт слабеет, всё это дешевеет. Но будет намного проще, чем в 1998-м. А для тех, кто что-нибудь производит, период ослабления национальной валюты — это вообще очень комфортное время. Фунт — исторически крепкая валюта, и это прилично поддушивает британский бизнес».
Чичваркин добавил, что «в Британии и без Брюсселя огромное количество бюрократов».
«Есть известное интервью Кахи Бендукидзе, в котором он объясняет, что Брюссель похоронит Европу идиотскими инструкциями. Европейские чиновники не понимают, что такое себестоимость и как она образуется. Социалисты всегда живут за чужой счёт».
«Вывозить деньги в Британию можно будет в любом случае»
На вопрос о том, как отразится Brexit на российском бизнесе, Чичваркин ответил:
«Российский бизнес сконцентрирован на том, чтобы его путинские друзья не ограбили, каких чекистов взять в долю, кому и сколько занести, и как забиться подальше под лавку, чтобы на тебя поменьше обращали внимания. У российского бизнеса сейчас такие проблемы. Ну а вывозить деньги в Великобританию можно будет в любом случае — и если она будет одной или двумя ногами в Европейском союзе, и если она из него выйдет».
По мнению предпринимателя, «доллар стабилен, а то, что происходит с фунтом, — чисто заработок на эмоциях и ничего больше». В случае выхода Великобритании из Евросоюза «ничего не изменится». Уверен Чичваркин: россияне все так же смогут покупать британскую недвижимость, отправлять учиться детей в британские школы и вузы и скрываться в Великобритании от российских властей.
* - выполняет функции иностранного агента