Меню

Евгений Павлов: «Это непростое простое РКО»

Евгений Павлов, вице-президент "Промсвязьбанка". Иллюстрация: предоставлено "Промсвязьбанком"

Редкий банк не заявил громко о стратегическом приоритете направления РКО. О причинах подобного решения и первых итогах конкурентной войны рассказал вице-президент Промсвязьбанка.

Расчетно-кассовое обслуживание бизнеса за последние годы стало предметом яростных сражений на банковском рынке. Некоторые игроки даже заявили о полном сосредоточении на модели расчетного банка без использования кредитов.

Чем прельщает РКО банковский сектор, рассказал вице-президент Промсвязьбанка Евгений Павлов.

Евгений Анатольевич, почему РКО? Почему так дружно?

– Потому что кредитование перестало быть приоритетом – слишком высоки риски в условиях неопределенности, слишком низка капитализация банковского сектора. А когда ты не кредитуешь, то на передний план выходит комиссионный доход, где наиболее существенную долю занимает именно расчетно-кассовое обслуживание. 

Есть услуги населению, валютные операции, банковские гарантии, однако приоритетным направлением стало именно РКО предприятий.

– Приоритет – на комиссионных доходах, куда, конечно же, входят и доходы от обмена валюты, и услуги частным лицам. Но без операций, связанных с кредитованием, объем доходов от операций частных лиц не так велик. Кроме того, каждая сделка с частным лицом конечна: клиент провел операцию и следующая не гарантирована, нужно вновь заниматься привлечением, убеждать, уговаривать, проявлять клиентскую активность. А в случае с РКО доход от множества операций поступает непрерывным ручейком: ведение счета, платежи, документарные операции. И все это без дополнительной работы, клиент просто постоянно обслуживается, нужно только обеспечить сервис. У нас в банке вообще реализован популярный ныне принцип дистанционного обслуживания, когда подавляющее большинство операций клиент производит через интернет-банк. Прямой контакт происходит только в момент привлечения клиента и открытия счета.

Но предприятий не так много. Кроме того, деловая активность снижается, как и число предпринимателей. Откуда клиент?

– С рынка, только с рынка. Рынок конкурентен, подвержен серьезным колебаниям, клиенты в кризис гораздо более подвижны, чем в спокойное время. Идет активное перераспределение клиентской базы из банков меньшей величины в большие, из испытывающих финансовые трудности в надежные. И даже на фоне сжимающегося рынка можно показывать внушительные результаты. К примеру, наш филиал в текущем не самом простом году увеличил количество открываемых счетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в шесть раз. Безусловно, это и результат работы менеджерской команды, и отражение общей тенденции на рынке. 

О какой тенденции идет речь?

– Деньги (расчетные счета – это клиентские деньги) в период нестабильности ищут надежную гавань. Многие предприниматели научены горьким опытом потери остатков на счетах в банках с отозванными лицензиями и страхуются, переводя обороты. Важное значение приобретает масштаб финансовой структуры, ведь крупнейшие банки более устойчивы. Кроме того, клиенты тянутся к профильным и стратегически перспективным банкам, осуществляющим комплексное обслуживание. 

Работа с МСБ – одно из ключевых направлений деятельности Промсвязьбанка

Линейка банковских продуктов для предприятий малого и среднего бизнеса включает семь видов кредитов, четыре вида депозитов, банковские гарантии, расчетно-кассовое обслуживание, услуги дистанционного сервиса. Обслуживание клиентов МСБ осуществляется в более чем 140 точках сети Промсвязьбанка по всей России.

Насколько жизнеспособна идея расчетного банка без кредитной поддержки?

– На мой взгляд, это спорная идея. Ведь эффективность бизнеса всегда выше банковского кредитного процента, это закон экономики. Следовательно, кредит в устойчивое время – этот хороший инструмент для увеличения масштаба, повышения оборота компании. Закрыв профинансированную банком сделку, можно заработать самому и дать заработать банку, прибыль ведь выше банковского процента. Поэтому рано или поздно кредит или банковская гарантия может потребоваться, и об этом стоит позаботиться заранее, выстраивая расчетные отношения с перспективным с точки зрения возможной поддержки банком. Предприниматель прагматичен по своей природе, он так мыслит. А значит, рано или поздно он перейдет в банк, способный его кредитовать. Вот просто для налаживания отношений.

Вы кредитуете?

– Мы кредитуем. Не просто кредитуем, мы кредитуем больше, чем год назад в это же время. Скажу больше: кредитование для филиала здесь, на Урале, стало приоритетом. Несмотря на то, что ситуация не улучшилась, неопределенность на рынке только увеличилась. Но, во-первых, у Промсвязьбанка есть необходимый запас капитала и ликвидности для развития бизнеса. Во-вторых, эффективность нашей риск-модели доказана временем. В-третьих, снижение кредитной активности в банковском секторе предоставляет нам шанс наладить отношения с весьма надежными клиентами, клиентами с устойчивой к кризису моделью бизнеса, способными не просто использовать кредитные ресурсы, но и завести неплохие обороты, паспорта сделок, зарплатные проекты, продвинуть банк среди своих многочисленных контрагентов. И мы используем полученные преимущества и активно расширяемся.

Промсвязьбанк зафиксировал курс покупки и продажи валюты

Банк запустил акцию для компаний, осуществляющих международные расчеты. Подключаясь к программе обслуживания «Бизнес без границ» до 30 сентября 2015 года, клиенты Промсвязьбанка могут совершать покупку/продажу валюты до 100 тыс. у.е. через интернет-банк PSB-Online по фиксированному курсу (биржевой курс+20 копеек) до 31 декабря 2015 года включительно. При объеме сделки свыше 100 тыс. у.е. устанавливаются индивидуальные условия. Программа обслуживания «Бизнес без границ» позволяет дистанционно осуществлять операции по валютному контролю и валютным платежам через интернет-банк PSB-Online. Подробнее ознакомиться с условиями действия продукта можно на сайте банка.

Что помогло вам шестикратно увеличить число новых клиентов?

– Команда. Это главное. История знает достаточно банков с предоставленными нерыночными возможностями для развития, которым бизнес просто предлагался, что называется, на блюдечке, но которые воспользоваться шансом так и не смогли. Конечно, ситуация благоприятствует нам – Промсвязьбанк входит в десятку крупнейших банков страны, он сконцентрирован на отношениях с бизнесом, а значит стратегически перспективен.. Банк серьезно нарастил капитал как первого, так и второго уровней, участвует в сделках по слиянию с финансовом оздоровлении проблемных банков, что говорит о хорошем качестве финансов, кредитует, наконец. У банка понятные акционеры, источники ресурсов, заемщики, реализуемая стратегия, деловая репутация. Но в наше конкурентное время, имея даже такие бонусы, ты можешь мало чего добиться. Клиент требует, чтобы к нему пришли, высказали заинтересованность, гарантировали лояльность. А это делают люди, команда. К слову, по количеству офисов в регионе мы не самые крупные в сети Промсвязьбанка. А по росту активной базы предпринимателей мы вторые после Санкт-Петербурга, где в три раза больше офисов и в четыре раза больше сотрудников. Причем, разница в количестве счетов не существенна. Так что команда решает все, и я горжусь и ценю людей, с которыми работаю.

Влияет ли на количество новых клиентов качество обслуживания, технологичность? Или только надежность?

– Бесспорно, влияет. Предприниматель, особенно уральский предприниматель, избалован уровнем предлагаемых банком технологий. Так сложилось исторически. И ты либо соответствуешь высоким требованиям по безопасности расчетов, по интуитивно понятному интерфейсу, по сопряжению с программами бухгалтерского учета, по аналитическому блоку, по операционным возможностям и скорости платежей и побеждаешь на рынке, или не соответствуешь, и клиент уходит. Мы соответствуем высоким требованиям уральского бизнеса, это подтверждают и независимые рейтинги, и наш клиентопоток.

Какова тарифная политика? Насколько дорого клиенту обходится ваша надежность и технологичность?

– Мы весьма консервативны в тарифах, больше настроены на рост клиентской базы, на отложенную прибыль от реализованных со временем отношений, чем на доход здесь и сейчас. Мы в отношениях с клиентом всерьез и надолго. Только поймите меня правильно: мы себя позиционируем среди равных, среди соизмеримых коллег. Если придет предприниматель и откажется обслуживаться из-за экономии в 100 рублей в месяц, которую он получит у банка-соседа, а этот банк меньше нас даже не в десять, а в сто раз, к тому же с ограниченной кредитной активностью, мне нечего будет сказать. Это тот случай, когда нужно отпустить клиента и немного подождать. К счастью, описанная ситуация является лишь теорией, с подобным я пока ни разу не столкнулся.

Какой совет вы можете дать предпринимателю, выбирающему финансового партнера?

– Быть прагматиком, думать. О надежности банка, о прозрачности бизнес-модели. О нацеленности на комплексное обслуживание, в том числе по предоставлению кредитов. Учитывать, насколько ваш выбор будет взаимным, ведь важно, чтобы обслуживающий банк ценил тебя не меньше, чем ты его. Когда решение придет, не нужно откладывать – выстраивать отношения с новым партнером следует как можно раньше.

Комиссии ушли в отпуск

Индивидуальные предприниматели и юридические лица могут стать участниками акции Промсвязьбанка «Комиссии ушли в отпуск» до 01 января 2016 г. включительноВ рамках акции клиентам доступно бесплатное открытие и ведение расчетного счета, проведение платежей через интернет-банк PSB On-Line и использование сервиса «ФотоСчет» без комиссии, а также сертификат от компании Google на рекламное продвижение в интернете. Чтобы воспользоваться услугами акции, предпринимателям необходимо назвать кодовую фразу «Комиссии улетели» операционным сотрудникам в офисе Промсвязьбанка или заполнить анкету на сайте банка. Акция распространяется на открытие расчетного счета в рублях РФ и на компании сегмента «малый бизнес», не имеющих открытого расчетного счета на момент обращения в банк.

ПAO «Промсвязьбанк»

ул. Н. Никонова,  4

тел: (343) 253-16-60

www.psbank.ru

Генеральная лицензия ЦБ РФ №3251