Меню

Евгений Раздьяконов о перспективах банкротства

Иллюстрация: Предоставлено агентством правового консалтинга «СТАТУТ»

Банкротство снова актуально, убежден управляющий партнер агентства правового консалтинга «СТАТУТ», в числе специализаций которого ключевое место занимает юридическая практика в сфере банкротств.

Евгений Сергеевич, что такое банкротство? Мы привыкли понимать его как разорение.

- С точки зрения действующего законодательства, банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и заплатить в бюджет налоги, сборы. Процедура банкротства в отношении юридического лица может быть возбуждена при наличии неисполненного денежного обязательства на сумму не менее 100 тысяч рублей и просрочки его исполнения более трех месяцев. Понятно, что при таких критериях говорить о реальном разорении бизнеса преждевременно. При этом инструментарий, предоставляемый институтом банкротства, достаточно обширен, и может решать разноплановые задачи.

О каких функциях или возможностях, открываемых банкротством, можно говорить?

- Функций и задач, решаемых через банкротство, несколько. Во многом это зависит от того, кто инициирует процедуру банкротства. По действующему законодательству инициировать банкротство может как кредитор, так и сам должник в отношении себя. Более того, в законе прямо есть указание на обязанность должника инициировать процедуру банкротства, иначе наступят неблагоприятные последствия (например, субсидиарная ответственность руководителя должника).

Во-первых, процедура банкротства, инициированная кредитором, позволяет существенно повысить шансы на возврат долга. Арбитражный управляющий, приглашенный кредитором для ведения банкротства, получает доступ к сведениям о движении денежных средств по расчетному счету (куда выводились деньги), к налоговой и бухгалтерской отчетности, возможность оспаривать сделки должника и целый ряд других полномочий. Эффект усиливается тем, что арбитражный управляющий в случае выявления «обналички», иных схем по уклонению от оплаты налогов имеет возможность обращаться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении руководителей должника к уголовной ответственности. Естественно, что должник стремится не допускать чужого арбитражного управляющего к своему расчетному счету, документам по хозяйственной деятельности. Это становится дополнительным стимулом погасить долг перед тем кредитором, который инициировал процедуру банкротства.

Во-вторых, процедура банкротства, инициированная должником, позволяет погасить задолженность даже при недостаточности активов. Непогашенные долги перед кредиторами прекратят свое существование. Как показывает практика, должники стремятся пред началом процедуры банкротства продать большую часть своих активов, поэтому реальным кредиторам в ходе процедуры банкротства мало что достается.

В-третьих, процедура банкротства для должника является доступным средством получения отсрочки исполнения денежных обязательств без применения финансовых санкций.

Как банкротство связано с отсрочкой денежных обязательств?

- Банкротство не всегда имеет своей целью закрытие компании. При этом ценностью для должника в ряде случаев могут обладать последствия не самой процедуры банкротства, а последствия начала процедуры банкротства. С момента начала процедуры банкротства все накопленные обязательства делятся на две группы: реестровые требования (эти обязательства включаются в реестр требований кредиторов и их исполнение откладывается до окончания процедуры банкротства) и текущие платежи (обязательства, возникшие после начала процедуры банкротства). Так вот, именно по реестровым требованиям должник получает отсрочку исполнения.

Во-первых, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (налогов), за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только в процедуре банкротства. Это означает, что, например, налоговый орган, банк или иной кредитор теряют право внесудебного взыскания налогов, например в безакцептном порядке. Все кредиторы обязаны вставать в реестр кредиторов и ждать начала расчетов с кредиторами, что происходит, как правило, в конце процедуры.

Во-вторых, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, включая денежные средства на расчетном счете, наложенные в ходе исполнительного производства. Из этого правила есть ряд исключений, например, продолжает взыскиваться  по заработной плате. Однако эти исключения не существенные.

Здесь стоит вспомнить, что одной из главной целей института банкротства является восстановление платежеспособности должника, а не распродажа его активов. Предприятие, вошедшее в процедуру банкротства, может достаточно долго и эффективно работать в рамках процедуры наблюдения, финансового оздоровления или даже внешнего управления. При этом процедура банкротства позволяет получить отсрочку по накопленным денежным обязательствам, что выгодно должнику. Представьте себе ситуацию, что бизнес парализован арестами судебных приставов, решениями налоговых органов о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, руки связаны  и их можно развязать через начало процедуры банкротства.

Каким же образом в банкротстве тогда можно сочетать несочетаемое: противоречивые друг другу интересы должника и кредитора?

- В одной процедуре это, действительно, невозможно. Не бывает так, что и волки сыты, и овцы целы. Особенно в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Секрет кроется в том, кто (кредитор или должник) пригласит арбитражного управляющего для проведения процедуры банкротства. Я здесь даже не говорю о случаях явной аффилированности, что является нарушением закона, но сами понимаете, кто заказывает музыку. Во многих случаях поведение арбитражного управляющего ограничено его усмотрением и мнением собрания кредиторов. Среди последних нередко встречаются и связанные с должником лица – так называемая «контролируемая задолженность». На сегодняшний день в законе о банкротстве приняты изменения, которые запрещают должнику самому просить назначить конкретного арбитражного управляющего для ведения его процедуры банкротства. Однако это право сохранено за кредиторами. В этом контексте мы прогнозируем возрастание роли «контролируемых кредиторов» в деле о банкротстве. Именно через них будут идти попытки назначить на должность арбитражного управляющего своего человека.

Вы упоминали о субсидиарной ответственности руководителя должника. Что это такое?

- Субсидиарная ответственность директора и учредителя должника, действительно, в последние годы становится все более актуальной и востребованной правоприменительной практикой. Закон устанавливает основания, когда при недостаточности имущества компании-банкрота долг будет взыскан за счет личных денежных средств ее директора, учредителя, участника или акционера. Такими основаниями являются, например, действия директора, вызвавшие банкротство компании, или не подача директором компании заявления о банкротстве в отношении своей компании.

В контексте названной субсидиарной ответственности все более рискованными и не гарантирующими безопасность владельцев бизнеса являются так называемые «ликвидации на номиналов», когда в компании меняется учредитель (участник, акционер), директор, и компания переезжает на новый юридический адрес. Мы не рекомендуем использовать подобные способы ликвидации, если копания имеет непогашенные долги. В нашей практике, работая на кредитора, мы успешно оспаривали подобные изменения и привлекали реальных владельцев бизнеса к субсидиарной ответственности по долгам брошенной ими компании.

Получается, если у компании есть долги, то ее нельзя закрыть до их полного погашения?

- Закрыть компанию при наличии непогашенной задолженности можно, но повторю: дешевые схемы с использованием номинальных лиц не подходят, т.к. не закрывают риски. Мы рекомендуем использовать процедуру банкротства, как то установлено законом. Согласно статье 62 Гражданского кодекса, если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Чем еще занимается агентство правового консалтинга «СТАТУТ»?

- У нас несколько базовых и приоритетных юридических практик. Очень большое внимание мы уделяем представительству в арбитраже. При этом работаем не только в Арбитражном суде Свердловской области, но и в других арбитражных судах. Часто представляем наших клиентов в Арбитражном суде города Москвы, Арбитражном суде Челябинской области.

Агентство правового консалтинга «СТАТУТ»:
www.statut.org
client@statut.org
(343) 204-8-007 (многоканальный)
620014 г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д.7 офис 509