Ирина Тебенева: «Звонит мама: «Ты не вздумай подписывать никаких петиций, подумай о себе! Людей уже начали арестовывать!». Прекрасная иллюстрация того, что старшие и младшие говорят на разных языках».
Конфликт вокруг строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге поставлен на паузу с подачи президента. Пока же очевидно лишь одно: в этой ситуации наслоилось слишком много смыслов и интересов разных групп.
Колумнист DK.RU Ирина Тебенева считает, что во многом конфликт обусловлен противостоянием «отцов и детей» на уровне ценностей, и рассуждает, как можно было его избежать и каков может быть единственный разумный выход, при котором все заинтересованные останутся в плюсе.
Ирина Тебенева, маркетолог и психолог:
— Мне кажется, то, что мы видим сейчас в нашем городе, — это борьба не за сквер против храма, а борьба за искренность против фальши. Потому что фальшь красной нитью проходит через всю эту историю.
Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения теории поколений. У «зетов» тренд на «трушность» во всем, а в теме с храмом они не чувствуют ни капли искренности. Наоборот, на каждом шагу они видят, что их обманывают.
Фото E1.RU
Первое — церковь и преемственность христианских традиций в новейшей истории России. Вообще-то, так сложилось, что в нашей стране поколения «бэби-бумеров» и «иксов» — то есть наша власть и олигархи «из 90-х» — это поколения, которые родились тогда, когда церкви в жизни наших соотечественников не было. Мы были пионерами и высмеивали религиозность. Нам говорили: Советский Союз летает в космос — никакого Бога там нет.
Не надо придумывать, что христианские ценности в нашей стране всегда передавались из поколения в поколение — не было этого.
Церковь проснулась на волне перестройки и стала популярна потому, что человеку всегда нужен какой-то «институт отмывки психики». В советское время его функцию выполняли партсобрания, а потом, когда стало можно верить в Бога, люди, пережившие 90-е, пошли на исповедь. И это понятно: время было сложное, черное стало белым — наверняка было что отмаливать.
Но сейчас нет такой острой потребности именно в церкви — есть доступ ко множеству других «институтов отмывки»: например, к той же психотерапии. Молодежь массово в церковь не идет.
Второе — сама РПЦ как символ неискренности. Говоря о смирении, аскезе и равенстве людей перед Богом, попы едят мясо в пост, ездят на дорогих джипах и устраивают VIP-зоны на молебнах. Как можно верить тому, что они говорят? Я не утверждаю, что все служители церкви такие, но среди них есть те, кто дискредитирует церковь.
Третье — это люди, которые выходят «за храм». Кто это? Боксеры? Если бы это были верующие люди, которые стояли бы в сквере не за зарплату, а по велению души, или это были бы священнослужители, — вряд ли горожане протестовали бы тысячами. Для большинства из нас открыто конфликтовать с человеком в рясе — это переход некоторой этической границы. Что уж говорить о том, что выйди к народу сами Алтушкин и Козицын — все было бы иначе. Это было бы искренне.
Я слышала, как молодежь переговаривается: «Хорошо, что мы не работаем на «медников» и можем прийти в сквер, а вот наши друзья, которые работают там, теперь ходят на молитвы». — «Что, стали религиозными?». — «Нет, корпоративные стандарты такие». То есть это насквозь фальшивая история.
Четвертое — поведение власти. Кто, что, кому обещал и за какие заслуги? Мы, наверное, никогда не узнаем правды. Но ни мэр, ни губернатор не вышли к людям и не объяснили, ради чего вообще все это происходит. Наверное, Ельцин, Россель, Чернецкий или Немцов — они бы приехали в эпицентр конфликта и поговорили бы с народом.
Это же страшно, когда власть так боится тех, на кого, по сути, должна работать и чьи интересы защищать. И вместо того чтобы попытаться найти компромисс, заявляет: «Мы два раза уже шли на уступки — все, хватит уступать, идите отсюда».
Теперь вернемся к теме поколений. Звонит моя мама и говорит, что моя дочь-подросток выложила петицию за сквер. Контекст такой: «Ты не вздумай ничего подписывать, не вздумай никуда ходить, подумайте о себе! Людей уже начали арестовывать!». Вот прекрасная иллюстрация того, что старшие и младшие говорят на разных языках.
У поколения «бэби-бумеров», к которым относится моя мама, установка «живи и не высовывайся» — на генетическом уровне. Кстати, именно этот звонок стал последним аргументом за то, чтобы выйти в сквер к Театру драмы: ну сколько можно бояться и отсиживаться?
«Бэби-бумерам» свойственна жертвенность во имя каких-то глобальных целей, ради которых они готовы бесконечно откладывать собственную жизнь и терпеть лишения. Они все меряют войной: «кто не с нами — тот против нас», «я с тобой в разведку не пойду». Вместе с тем у них есть страх и пиетет перед теми, кто обладает властью и деньгами.
То же касается и «иксов». Отчасти этот страх передался «игрекам». А у «зетов» — нет этого страха. Они родились с ощущением жизни и не хотят ничего откладывать, им важно жить здесь и сейчас — это их ценностная позиция. Они хотят есть сыр, хамон, гулять, лежать в скверах на траве… Можно сколько угодно обесценивать эти простые радости, но это значимо для молодого поколения.
Я видела на Октябрьской площади молодых пап и мам, которые вышли на протест, потому что действительно гуляют в этом сквере со своими детьми. Это то, во что не верят «бэби-бумеры» и «иксы», — что этим людям действительно важен этот сквер. Но еще более важно, чтобы считались с их мнением.
Я не говорю, что на площадь вышли только «зеты»: там были люди разных поколений. Смысл в том, что поколения должны взаимодействовать. И только те, кто умеет слышать других, смогут избежать конфликта «отцов и детей».
Множество современных людей не хотят делить никого на красных и белых, они не против религии и веры — они хотят лишь равноправного диалога. Я разговаривала со многими людьми, которые пришли в сквер. Все они говорят об одном: «Нас не слышат». Позицию «Мы тут власть, а вас мы нагнем» — «зеты» не понимают. Даже если они верующие люди, им претит вступаться за такой «подарок для города».
К слову, мой младший брат — верующий человек. Но сейчас он говорит: «Зачем они строят еще один храм-музей, как Храм-на-Крови? И как вообще можно будет ходить в храм, который был построен таким способом? А вообще, логика же такая: сегодня они отбирают сквер, а завтра придут и скажут: «Твой дом сносим — хотим построить храм. У нас деньги — значит, мы правы. Так ведь получается?». Возразить нечего.
По сути, сейчас все продвинутые люди — начиная от бизнеса, заканчивая религиозными сообществами и чиновниками — должны думать о том, что же сделать полезного и интересного для молодежи, чтобы она оставалась и вовлекалась. Торговые центры строят парки, синагога приглашает молодых людей и девушек на вечеринки. РПЦ, видимо, в молодых прихожанах не нуждается, как не нуждается в молодых горожанах Екатеринбург.
Я считаю, что для православной церкви было бы сейчас суперпиаром выйти к людям и сказать: «Все, мы закрываем эту тему. Ничего строить не будем, потому что это не по-христиански». Они бы столько очков себе заработали в глазах тех же «зетов»! Мне кажется, это сейчас единственный расклад, при котором все останутся в плюсе.
Подготовила Полина Борисевич, специально для DK.RU