Меню

Фандрайзинг по-российски

Георгий Письмак, директор лицея-интерната имени Дягилева: – У государственной школы хозяин – государство, и оно обязано содержать ее, ремонтировать здание, платить зарплату. Шефы могут давать что-

Финансовое состояние учебного заведения определяют его статус и ведомственная принадлежность. Но очень многое зависит от директора и его таланта находить богатых спонсоров. Областные власти решили облегчить задачу руководителям образовательных заведений. Премьер Алексей Воробьев пообещал разработать программу социального партнерства между школами, вузами и предприятиями (см. стр. 8).

Георгий Письмак, директор лицея-интерната имени Дягилева:
– У государственной школы хозяин – государство, и оно обязано содержать ее, ремонтировать здание, платить зарплату. Шефы могут давать что-то сверх этого – премии, стипендии, путевки и т. д. Но институт шефства у нас отменили. Спонсорская помощь облагается налогом. А меценатов у нас еще нет.
В Америке, к примеру, спонсорство закреплено законодательно, и помощь оказывается как частным, так и государственным школам. У них есть целая наука – фандрайзинг. Она учит, как найти дополнительные средства. Ее ставят рядом с менеджментом, бизнес-планированием. У нас же все директора из учителей и этому не обучены. Нам нужны люди, знающие право, хозяйственную и финансовую деятельность. Пока все держится на том, насколько умело попрошайничает директор.

Елена Зубарева, заместитель директора детского дома-школы № 16:
– Шефство – это, безусловно, благо, но оно ставит в определенную зависимость от спонсоров. Нам помогает фонд «Таганский ряд». Он финансирует некоторые наши мероприятия. Например, они оплачивают нам путевки в оздоровительные лагеря, праздники. Но фонд не может полностью удовлетворить наши потребности. Мы стараемся сверх меры их не напрягать, чтобы остаться уважаемыми партнерами. С моей точки зрения, спонсорство не должно сводиться к «дайте нам денег – возьмите». Предприниматели имеют право знать, сколько и на что израсходованы их средства.

Наталья Сотонина, директор част-ной школы «Студема»:
– Образование – это, по сути, некоммерческая деятельность, и даже частные школы нуждаются в попечителях. Прибыли у них нет. Средства учредителей и плата за обучение уходят на приобретение нового оборудования и ремонт. Муниципальным школам город хоть что-то оплачивает. А частные за все платят сами. Денег хронически не хватает. Нам требуется закон, который бы предоставлял льготы предприятиям за помощь школам, где учатся дети их работников. За рубежом – это нормальная практика: фирма перечисляет часть налогов в фонд образовательного учреждения. Естественно, подобные траты надо контролировать. Наше государство боится потерять право участвовать в перераспределении налогов.

Татьяна Онохова, директор школы № 145 (центр «Лидер»):
– Шефство – это замечательно, но я вообще не помню, чтоб когда-нибудь предприятия сами предлагали помощь. Такого не было. У нас есть печальный опыт. Один бизнесмен предложил финансовую помощь в обмен на право аренды школьной теплицы. Мы пошли на такое сотрудничество. Но партнер оказался недобросовестным. За аренду он давно не платит, но и не освобождает ее. Мы судимся уже 9 лет.

Екатерина Глинберг, директор начальной школы-лицея ОАО «Уралхиммаш»:
– Мы не нуждаемся в какой-то дополнительной помощи. Наша школа входит в состав ОАО «Уралхиммаш» и готовит кадры для заводского НИИ. Наши выпускники на льготных основаниях поступают в УГТУ-УПИ. Молодые специалисты обязаны отработать в НИИ «Уралхиммаша» пять лет. Поэтому завод нас всем снабжает.

Евгений Ботнор, начальник бюро маркетинга и привлечения персонала ОАО «Уралмаш»:   
– Мы возобновили шефство над школами микрорайона два года назад. По программе «Школа» помогаем 18 образовательным заведениям. Только на развитие кружков и спортивных секций завод тратит примерно 2 млн руб. в год. За каждой школой закреплены определенные цеха. Раз в неделю мы с директорами школ собираемся за «круглым столом», чтобы скоординировать наши действия. 
На мой взгляд, взаимодействие нашего предприятия со школами почти близко к идеальной модели. Сейчас у нас даже больше возможностей помочь, чем раньше. Тогда все было регламентировано. Например, мы платим зарплату руководителям кружков и секций по договорам подряда. Никаких льгот или налоговых послаблений предприятие за это не получает. Если бы израсходованные деньги хоть как-то засчитывались, мы выделяли бы на эту программу еще больше средств.

Сергей Флеганов, генеральный директор ООО «Урал-Премьер Траст энд Консалтинг» (ТК «Сити-Центр»):
– Наша компания помогает красноуральскому детскому дому. Мы выплачиваем выпускникам премии, возим детей на экскурсии,  покупаем им одежду. Наши сотрудники даже ездят и играют с детьми в футбол. Расширять объем помощи пока не планируем – это достаточно дорогие мероприятия. Каждый должен делать то, что в его силах, не нужно распыляться на множество объектов.
 
Светлана Михайлова, начальник отдела рекламы и PR «СКБ Контур»:
– Мы в течение нескольких лет помогаем одной из школ-интернатов, и для нас это постоянная статья расходов. Иногда помогаем и окрестным школам. Мы не участвуем в обсуждении подобных предложений правительства, нельзя пропускать через себя все инициативы – это идеализм. Если будет принято какое-то решение, тогда и будем действовать. Предприятиям, которые участвуют в благотворительности, должны предоставляться какие-то льготы, а у нас вообще доходит до смешного: нужные суммы практически невозможно провести через бухгалтерию – легче плюнуть и отказаться. Если не предоставляют льготы, так пусть хоть не накладывают санкции.