Крупные компании, приходя в регион, всегда будоражат рынки, что нередко приводит к их переделу. В этом году Екатеринбург подвергся экспансии как иностранных игроков, так и столичных розничных сетей
Ростик Групп
Освоение Урала «Ростик Групп» начал в конце 2003 г. с продвижения бренда «Планета Суши». В 2004 г. корпорация вышла на местный рынок с брендом «Ростик’с». До конца следующего года «Ростик Групп» планирует запустить в Екатеринбурге два итальянских ресторана «Иль Патио», еще одну «Планету Суши», второй «Ростик’c» и ресторан русской кухни.
По мнению генерального директора ООО «Ростик Ресторантс Екатеринбург» Михаила Сирина, до их выхода на рынок в ресторанном бизнесе Екатеринбурга практически отсутствовали федеральные и международные бренды. Среди местных рестораторов, особенно в части быстрого питания, есть достаточно сильные игроки, что для нас скорее плюс, чем минус, — подчеркнул г-н Сирин. Пока, утверждает директор «Ростик Ресторантс Екатеринбург», конкуренция носит локальной характер: заведения одного ценового диапазона и одной концепции территориально находятся рядом. Потенциал рынка он оценивает достаточно высоко. Михаил Сирин: В Москве постоянно посещают рестораны около 15% жителей. В Екатеринбурге этот показатель примерно в два раза ниже. Но потребительская активность населения в стране постоянно растет.
Справка
Ресторанный бизнес корпорации «Ростик Групп» объединен в холдинг «Ростик Ресторантс», куда входит ООО «Росинтер Ресторантс», ООО «Ростикс» и СП в отдельных городах. Основные торговые марки холдинга — «Ростик’с» и «Патио Пицца» (недавно переименованный в «Иль Патио»), вспомогательные — American Bar & Grill, «Планета Суши» и кофейни «Мока Лока», а также T.G.I.Friday`s — американская марка, распространяемая по франчайзингу.
Ernst&Young
В апреле 2004 г. в Екатеринбурге открылось представительство международной компании Ernst&Young, входящей в «большую четверку» компаний, предоставляющих услуги международного аудита и консалтинга. Как отмечают в екатеринбургском офисе Ernst&Young, региональные предприятия стали достаточно прозрачными для потребления их услуг. Дмитрий Неверко, директор екатеринбургского офиса Ernst&Young: На наш взгляд, сегодня многие компании достигли такого уровня, когда им неинтересно оставаться «закрытыми», что было целесообразно на начальном этапе развития. Они ищут контакты, хотят привлечь инвестиции и готовы ради этого усовершенствовать существующую систему управления и отчетности.
Среди клиентов для Ernst&Young наиболее приоритетны ведущие промышленные компании, крупные металлургические заводы, предприятия тяжелого машиностроения и добывающей отрасли. Также Ernst&Young намерен предлагать свои услуги сектору розничной торговли и легкой промышленности.
Справка
Помимо Ernst&Young, в «большую четверку» входят ПрайсВотерХаусКуперс, Делойт, КПМГ. По собственным данным Ernst&Young, ее доходы от международной практики за финансовый год, завершившийся 30 июня 2004 г., увеличились на $1,4 млрд, составив $14,5 млрд. Годовой рост — 11% (в долларовом исчислении).
«Связной»
В июне 2004 г. открыло двери екатеринбургское представительство компании «Максус» (торговая марка «Связной») — крупного московского продавца мобильных телефонов. За полгода «Связной» стремительно освоил региональный рынок, открыв около двух десятков салонов в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. В планах компании — увеличить количество торговых точек в 2 раза и захватить не менее 25% рынка. В строительство склада и сети на Урале «Максус» намерен вложить около
$5 млн в течение первого года работы.
На момент выхода «Связного» в регионе уже были представлены практически все крупные федеральные сети — «Евросеть», Dixis, «Техмаркет». Но приход на рынок, считает региональный директор компании «Максус» Денис Шейбаль, еще не означает его завоевание. Мы совершенно не переживаем, что зашли на рынок последними. Мы так же входили в Москве и других регионах. Наша стратегия — это не амбициозное покорение со всевозможными пафосными акциями в центре, мы работаем для людей, живущих поблизости от наших салонов, поэтому нередко открываем наш первый магазин в спальном районе города, — пояснил свою точку зрения г-н Шейбаль.
Региональный директор компании «Максус» высоко оценивает потенциал Урала и считает развитие бизнеса здесь перспективным. По его словам, проникновение GSM в регионе — 30–35%, тогда как в Москве — около 100%. Денис Шейбаль: Безусловно, конкуренция на местном рынке сильна, но, на мой взгляд, он выдержит появление еще одного игрока, и это, скорее всего, будет снова столичная компания.
Кто еще хочет прийти в регион
Следующим игроком на рынке может стать петербургская сеть салонов сотовой связи «Ультра», которая заявила о начале региональной экспансии в сентябре этого года. В одном из прошлых интервью Дмитрий Карманов, директор по маркетингу сети, заявлял «ДК», что до конца 2004 г. в Екатеринбурге должны открыться 15 салонов «Ультра», которые потребуют $1 млн инвестиций. Однако планы изменились. Дмитрий Карманов: Мы перенесли освоение Екатеринбурга на 2005 г., поставив на первое место развитие сетей в Новосибирске и Казани. До конца следующего года «Ультра» намерена открыть в городах Уральского региона 25–30 салонов и захватить 15% рынка.
Крупнейшие федеральные и местные сотовые ритейлеры
• Эолис — 52 салона
• Dixis — 16 салонов
• Евросеть —111 салонов
• SimФония — 34 салона
• Техмаркет — 6 салонов
• Цифроград — 9 салонов
• Связной — 15 салонов
Данные компаний
Тинькофф
В июне же ресторанный бизнес города пополнился еще одни крупным игроком: компания «Тинькофф», производитель пива класса премиум и суперпремиум, открыла у нас свой седьмой ресторан с пивоварней. Рассчитан он на 330 посадочных мест, мощность пивоварни — 20 тыс. л пива. Инвестиции в проект составили $4 млн. Партнерами для строительства сети стали УБРиР и «Атомстройкомплекс». Екатеринбургский ресторан — это наш первый опыт в строительстве с нуля, — отметил Алексей Яценко, директор сети ресторанов «Тинькофф». Выручка за период июнь-декабрь 2004 г. екатеринбургского ресторана «Тинькофф» составит более 45 млн руб. На 2005 г. компания планирует увеличить выручку до 85 млн руб. Г-н Яценко считает, что, несмотря на активное развитие ресторанного бизнеса в Екатеринбурге, конкурировать с «Тинькофф» сложно.
В 2005 г. число ресторанов в сети рассчитывают довести до 15. Алексей Яценко: Мы сейчас дорабатываем более компактную концепцию, рассчитанную на площади порядка 300 кв.м. Это позволит нам выйти на рынки других городов Уральского региона.
По оценкам аналитиков емкость рынка пива супер-премиальных сортов в 2005 г. в России может превысить 1 млн. Гл. Компания «Тинькофф» пока единственный отечественный производитель бутылочного пива такого класса. Реализация инвестиционных проектов, считают в компании, позволит ей в ближайшей перспективе занять до 50% рынка в сегменте супер-премиум и стать одним из лидеров активно формирующегося рынка готовых коктейлей наряду с компаниями «Балтика» и «Браво».
Русфинанс
15 июня первый займ в Екатеринбурге выдала компания «Русфинанс», принадлежащая банковской группе Societe Generale и Baring Vostok Capital Partners. Сейчас Русфинанс выдает займы в 43 магазинах города и области. Их стоимость колеблется от 5% до 24%. С середины июня в компании выдали 8,5 тыс. займов на сумму около 110 млн руб. К концу 2006 г. «Русфинанс» намерен стать лидером на местном рынке потребительского кредитования.
Как рассказывает руководитель филиала ООО «Русфинанс» в Екатеринбурге Вадим Васильев, на местный рынок компания «зашла с фланга», сделав предложение тем компаниям, которым конкуренты уделили недостаточно внимания. По мнению г-на Васильева, региональный рынок растет огромными темпами, но при этом заполнен на 30%. Настоящая конкуренция только начинается. На рынок выходят «тяжеловесы», обладающие практически неограниченными финансовыми ресурсами, самыми современными технологиями, огромным опытом ведения бизнеса в других странах и неограниченными амбициями. У таких игроков цель одна — первое место, — считает г-н Васильев.
На федеральном уровне основные конкуренты «Русфинанса» — банки «Русский стандарт», «Хоум Кредит» и Росбанк-ОВК (в перспективе к ним добавятся Дельта-банк и «Ренессанс-Капитал»). В нашем регионе «Русфинансу» приходится конкурировать еще и с банком «Драгоценности Урала». Отсутствие банковский лицензии и контроля со стороны ЦБ пока дает компании определенные преимущества перед розничными банками. «Русфинанс» предоставляет займы из средств материнской компании, не привлекая деньги физических и юридических лиц. В следующем году компания намерена получить банковскую лицензию, которая позволит расширить продуктовый ряд за счет автокредитов и кредитных карт.
На первое полугодие 2005 г. запланировано открытие филиала банка Societe Generale. По словам главы департамента специализированных финансовых услуг группы Societe Generale Жан-Франсуа Готье, к 2007 г. группа намерена получить доступ к 75 регионам России.
Кто стоит за Русфинансом
Банк Societe Generale, основанный в 1864 г., — один из финансовых лидеров в зоне Евро. Сегодня международная банковская группа Societe Generale имеет филиалы и представительства более чем в 60 странах мира. Группа Societe Generale работает по трем основным направлениям: розничные банковские и финансовые услуги (компания обслуживает 15 млн клиентов в 32 странах мира); управление инвестициями (по состоянию на 31 декабря 2003 г. стоимость активов SG оценивается в 284 млрд евро); корпоративный и инвестиционный банкинг.
Baring Vostok Capital Partners — одна из ведущих компаний, управляющих фондами прямых инвестиций на территории России и СНГ, с общим объемом капитала более $400 млн. Baring Vostok входит в Baring Private Equity International — структуру, которая управляет фондами прямых инвестиций в 25 странах мира, с суммарным капиталом $2 млрд.
«Открытые Технологии»
В сентябре на уральский рынок вышла компания «Открытые Технологии» (ОТ), один из ведущих российских системных интеграторов. В сводном рейтинге IT-компаний портала Cnews.ru «Открытые технологии» занимают шестое место по итогам
2003 г., возглавляя список компаний-интеграторов с оборотом более 8 млрд руб. До освоения Екатеринбурга ОТ открыли представительства в Тюмени, Перми и Сургуте. По словам директора местного представительства «Открытых Технологий» Андрея Антипинского, поздний выход объясняется серьезной конкуренцией на рынке системной интеграции Среднего Урала. В Екатеринбурге ситуация такова, что по крайней мере 10 компаний могут участвовать в одних и тех же тендерах, предлагая свои услуги. Рынок информационных услуг в регионе растет быстрее, чем в целом по стране, и это радует, — говорит Антипинский.
В первый год работы филиал намерен сконцентрировать основные усилия на «тяжелых» серверных решениях. Основное внимание будет уделяться продуктам от Sun Microsystems, Cisco Systems, Novell. Андрей Антипинский: Мы делаем ставку на предоставление качественных и сертифицированных производителями услуг по пусконаладке и техническому сопровождению проектов в регионе. В 2005 г. компания планирует увеличить оборот в 2–3 раза и охватить Челябинскую и Курганскую области.
Райффайзенбанк Австрия
В 2004 г. региональный банковский рынок принял еще одного иностранного игрока. К успешно работающим филиалам КМБ-банка и «Хоум кредит энд финанс банка» добавился филиал «Райффайзенбанк Австрия».
Впервые заявления о выходе на местный рынок были сделаны еще в начале года, но официально филиал австрийского банка не открылся до сих пор. Как рассказал ДК председатель правления Райффайзенбанка Мишель Перирен, стратегическое решение о выходе на рынок Уральского региона было принято в 2003 г. Г-н Перирен: Мы никогда не исключали возможности приобретения местного банка, но до сих пор предпочитали самостоятельно создавать филиалы. Говорить о сроках достаточно непросто: надо найти и подходящее помещение, оборудовать его, получить необходимые разрешения. В феврале 2004 г. г-н Перирен обсудил продвижение банка в регион с губернатором Эдуардом Росселем. По мнению западного банкира, Екатеринбург — один из наиболее «многообещающих» регионов в отношении развития и динамичности. Здесь есть сформировавшийся спрос на банковские услуги, — подчеркнул австрийский банкир. Изначально предполагалось, что филиал заработает в полном объеме уже осенью. Но сроки были перенесены на зиму. Мишель Перирен: Пока мы находимся на организационной стадии и занимаемся регистрацией филиала и обустройством рабочих мест. Тем не менее мы активно встречаемся с клиентами, а также проводим подготовительную работу, необходимую для установления тарифной политики, и изучаем спрос. Наши новые клиенты уже обслуживаются из Москвы.
В регионах Райффайзенбанк намерен предлагать полный спектр услуг как частным, так и корпоративным клиентам. По словам г-на Перирена, банк готов выдавать кредиты корпоративным клиентам под 3–7% годовых над LIBOR: Екатеринбург обладает достаточно зрелой финансовой системой и имеет широкий спектр предприятий, заинтересованных в получении кредитов. А кредитование — основной вид нашей деятельности. Около $2,5 млрд из $3 млрд наших активов — это кредиты компаниям, частным клиентам и финансовым институтам.
Филиал будет развивать и розничное направление бизнеса. Как сообщает ЦЭА Интерфакc, по итогам третьего квартала 2004 г. Райффайзенбанк стал одним из четырех крупнейших российских банков в потребительском кредитовании и восьмым — по объему привлеченных средств.