Аптечная сеть «Планета здоровья» открыла крупнейший в Екатеринбурге фармамаркет на проспекте Ленина. Уральские операторы считают, что место выбрано неудачно.
Под фармамаркет сеть «Планета здоровья» арендовала помещение, где прежде работал магазин Adidas, а еще раньше – ресторан «Мак Пик» (общая площадь 550 кв. метров, торговый зал – около 300). По словам Екатерины Кавкайкиной, заведующей фармамаркетом, вторая аптека (меньшей площади) появится на ул. Блюхера в июне. Учредитель бизнеса Александр Броварц планов экспансии не раскрывает, но участники рынка уверены, что двумя точками дело не ограничится. Екатерина Кавкайкина подтверждает:
«Компания намерена развиваться в Екатеринбурге, и будет открывать новые аптеки».
По данным рейтинга газеты «Фармацевтический вестник», сеть «Планета здоровья», головной офис которой находится в Перми, занимает восьмое место среди 15 крупнейших российских операторов и продает лекарства в 25 регионах (число аптек – более 750).
«Планета Здоровья» – один из наиболее активно растущих игроков российской фармрозницы, – говорит Николай Беспалов, директор по развитию в RNC Pharma. – Суммарная рыночная доля на розничном-коммерческом рынке ЛП в России, по итогам 1 кв. 2015 г. составляет 1,98%. Среди регионов, которые осваивает сеть, ключевыми остаются Пермский край, Кировская область и Удмуртская республика. Причем в Перми «Планета здоровья» – безусловный монополист. Сеть работает также в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и других крупных регионах. В этом смысле выход в Екатеринбург выглядит вполне логичным – Свердловская область граничит с Пермским краем, и построение логистики, и контроль за работой подразделений будет организовать намного проще, чем работу филиалов в столице. При этом, в отличие от других федеральных сетей, компания знакома с рыночными реалиями региона, способна быстро реагировать на изменения конъюнктуры. Будет ли этот опыт успешным, неизвестно, но шансы на успех неплохие».
Напомним, что из федеральных сетей в Свердловской области осталась только «Ригла» (1230 аптек в России). Сети «36,6» и «Первая помощь» продали свои аптеки местным операторам. Более успешной оказалась челябинская «Классика», открывшая в Екатеринбурге 46 точек.
Участники рынка, впрочем, полагают, что новый игрок сильно рискует, запуская аптеку большой площади на центральной улице.
«Арендная ставка в этом районе высокая, я не представляю, как новая сеть собирается здесь работать, особенно если учесть, что за углом, на Вайнера, 8 – одна из лучших муниципальных аптек Екатеринбурга. Лично я бы ни за что не открыл бы точку в таком месте», – говорит Андрей Блюм, глава УК АСА (сеть «Аптечный стандарт»).
Но г-жа Кавкайкина уверяет, что конкуренции с аптекой №6 не боится, поскольку заведения работают в разных форматах. Помимо лекарственных препаратов фармамаркет будет продавать ортопедические товары, средства по уходу за больными, лечебную косметику и детские товары. С сентября в аптеке начнут принимать врачи-консультанты – косметолог-дерматолог и педиатр. Однако Людмила Оболонкова, заведующая аптекой №6, говорит, что противостояние уже началось:
«Недавно какие-то люди с фотоаппаратами ходили по залу и делали снимки, особенно их интересовали наши цены на лекарства и парафармацевтику. Но рынок есть рынок – если рядом открылась еще одна аптека, будем конкурировать».