В 2019 г. в городе не будет проходить музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz». Также под вопросом судьба других масштабных событий. Причина — нет денег. Эксперты считают, что проблема глубже.
Бывший арт-директор «Дома печати» Артем Зверев поделился на своей странице в Facebook наблюдениями за ситуацией в сфере массовых городских мероприятий. По его словам, велика вероятность, что уральский мегаполис потеряет часть событий. В первую очередь, Екатеринбург в 2019 г. остался без летнего музыкального фестиваля «Усадьба Jazz», проходившего на площадке усадьбы Харитоновых-Расторгуевых последние шесть лет. Также под вопросом судьба фестивалей «Маяк», «Вилы» и «Гастроном», собравших в прошлом году массу горожан.
2019 год будет проблемным на городские фестивали. Большей части совсем не будет. На носу у нас март, а еще не анонсировано ни одного более-менее внятного фестиваля, кроме монструозного Ural Music Night. «Телеклуб», ответственный в прошлом году за «Маяк», «Вилы», «Гастроном», молчит. Гастрофестивали точно будут, но какие и где? Вообще же удручает ситуация. Москвичи уже с декабря запустили все свои козырные тузы, питерский Present Perfect тоже в продаже. А в Екатеринбурге — *звук сверчка. Вот и свежая новость о том, что «Усадьбы Jazz» не будет. Хотя фестиваль проходил постоянно много лет подряд. «Усадьбы» не будет именно в Екатеринбурге, а в Москве — пожалуйста, Black Eyed Peas в хэдлайнерах. Причины банальные — нет спонсоров. И история «Усадьбы Jazz» — это история любого городского фестиваля. Да все до банального просто: сколько стоит перелет московской группы на московский фестиваль? С какой стороны не посмотри, столица везде в плюсах: народу больше, затраты на логистику меньше, на рекламную кампанию — меньше. Достаточно посмотреть на участников какого-либо ивента во встречах в Facebook. В Москве это счет на тысячи, у нас сотни в лучшем случае, а обычно это сами организаторы и их друзья. Федералов с деньгами регионы вообще мало интересуют. В Екатеринбурге все держится на местных бизнесменах, но и у этих особого желания вваливать милионы в фестивали нет. Что делать? Как жить? Средний класс может позволить себе слетать в столицы или Европу на фестивали, а остальным что и как? — пишет Артем Зверев.
И добавляет: еще один важный вопрос — положительно ли влияют такие мероприятия как Ural Music Night на остальных организаторов и их проекты. Известно, что мероприятие пройдет 28 июня, один из концертов состоится на «Екатеринбург Арене», хэдлайнером обещают группу Little Big. Г-н Зверев не спорит с тем, что фестиваль хорош, однако опасается, что после горожане не станут покупать билеты на фестивали с теми же музыкантами — ведь их можно услышать бесплатно и еще на стадионе. «Халява, она балует», отмечает Зверев.
Добавим, что в прошлом году фестиваль «Усадьба Jazz» спонсировал «Сбербанк Первый», хэдлайнером в Екатеринбурге была группа «АукцЫон». Ранее в разные годы партнером «Усадьбы» выступали УБРиР, ВТБ24 и др. В 2018 г. президент «Усадьбы Jazz» Мария Семушкина говорила о планах привезти в город еще больше интересных и ярких звезд в 2019 г., писал DK.RU.
По экспертным оценкам, объем рынка массовых мероприятий в Екатеринбурге составляет около 500 млн руб. в год. В среднем компании выделяют на мероприятия не более 10% своего маркетингового бюджета. Основатель Be Brand Group Артем Дрыгант в интервью DK.RU говорил о проблемах, которые мешают развитию рынка:
Работа на рынке строится примерно по одной схеме: есть продюсерская группа, которая готовит потенциально очень мощный проект и понимает, что он полетит, что соберет массу людей. Возьмите «Ночь музыки», «Ночь пожирателей рекламы», «Усадьбу Jazz» — да любой фестиваль. У таких проектов, как правило, есть два способа монетизации — продажа билетов либо привлечение спонсоров. Понятно, что работа идет по обоим направлениям, но вот какой фокус. Обычно у продюсерской группы два-три проекта в год, у некоторых вообще по одному. Таких групп работает несколько десятков, мероприятий в городе проводится очень много. И все продюсеры с определенной периодичностью оббегают одних и тех же спонсоров. Такие несистемные заходы большого количества просителей денег вызывают у бизнеса, скорее, испуг. Если говорить о крупных компаниях, для них участие в массовых мероприятиях — не меценатство, а инвестиция: в маркетинг, в HR, в другие сферы в зависимости от задач. Такие вложения не делаются спонтанно — есть инвестплан, бюджет. И когда к директору по маркетингу приходят в день по пять человек и просят денег на свои проекты, у него просто не складывается инвестиционная картина. Что в итоге имеем: в городе очень много классных мероприятий, на которые выделяется крайне мало денег. Не потому что их нет, просто отсутствует система принятия решений, нет отслеживания эффективности событий и планового использования аудитории, которая ходит на мероприятия, для решения спонсорских задач.
Ведущие продюсеры города ранее рассказывали DK.RU, как сделать уральский мегаполис центром мировых событий. Участники рынка убеждены: если спонсоры будут инвестировать большие, чем сейчас, бюджеты в их массовые мероприятия, то в Екатеринбург смогут приехать Пол Маккартни, Depeche Mode и крупнейшие джазовые звезды.