Столица Урала держится на четвертом месте в стране по объему рекламных бюджетов, но рынок сжимается с каждым годом. По мнению экспертов, наиболее активный сегмент — это наружная реклама.
Рекламный рынок Екатеринбурга за первое полугодие 2019 г. оценивается в 896 млн руб. По сравнению с прошлым годом он сократился на 10%, такие данные приводят эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которые провели оценку объемов крупнейших региональных рекламных рынков.
Согласно исследованию, Екатеринбург занимает четвертую строчку после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска — это традиционная позиция для уральского рынка.
Наибольшее падение в Екатеринбурге показали сегменты прессы и наружной рекламы — минус 14% по отношению к показателям прошлого года. На 11% сократился объем рекламных бюджетов на телевидении. Стабильным остается только сегмент радиорекламы: за полгода не зафиксировано ни снижения, ни роста объема рекламы.
Алексей Парфун, глава АКАР Урал, отметил, что сегодня положительную динамику демонстрирует только интернет. По России в целом объем интернет-рекламы за первое полугодие вырос на 20% (в региональном разрезе такой статистики не ведется):
В целом плохо всем. На фоне падающего по всем фронтам рынка традиционных медиа заметно вырос интернет. Но, на мой взгляд, все-таки не совсем корректно говорить, что растет только интернет всемогущий. Если копнуть глубже, мы поймем, что наблюдаем не просто падение и угасание традиционных медиа, а их перерождение. Телевидение, радио, пресса — все ушли в интернет. Они как тот феникс, что сгорает и возрождается в виде сайтов и контентных платформ. Мы должны признать, что сегодня интернет — это среда доставки совершенно разного контента, но статистика пока не может этого отразить.
По словам эксперта, сегодня наиболее активный сегмент рынка — это наружная реклама. Также перспектива есть у телевидения, если найдутся сильные региональные игроки.
Объем региональной рекламы в средствах ее распространения в крупнейших городах в 1-м полугодии 2019 г.
(без учета московского регионального рекламного рынка), млн руб.
ГОРОД |
Объемы рекламы, млн.руб. |
||||
ТВ |
Радио |
Пресса |
Наружная реклама |
Итого по 4 медиа сегментам |
|
ВОЛГОГРАД |
108 |
45 |
21 |
141 |
316 |
ВОРОНЕЖ |
142 |
82 |
19 |
215 |
457 |
ЕКАТЕРИНБУРГ |
429 |
143 |
32 |
292 |
896 |
КАЗАНЬ |
269 |
97 |
46 |
401 |
813 |
КРАСНОДАР |
186 |
99 |
53 |
343 |
680 |
КРАСНОЯРСК |
204 |
100 |
30 |
248 |
583 |
НИЖНИЙ НОВГОРОД |
319 |
114 |
51 |
314 |
798 |
НОВОСИБИРСК |
323 |
105 |
75 |
482 |
985 |
ОМСК |
137 |
61 |
13 |
178 |
389 |
ПЕРМЬ |
219 |
74 |
36 |
29 |
358 |
РОСТОВ-НА-ДОНУ |
200 |
76 |
11 |
266 |
553 |
САМАРА |
254 |
70 |
47 |
267 |
638 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
1 906 |
506 |
448 |
1 675 |
4 535 |
УФА |
175 |
67 |
63 |
226 |
531 |
ЧЕЛЯБИНСК |
201 |
74 |
33 |
276 |
584 |
ИТОГО по 15 городам |
5 072 |
1 712 |
980 |
5 353 |
13 117 |
Данные: АКАР
Директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии маркетологов Сергей Балакирев рассказал, что региональные рынки сильно сокращаются из-за монополии федеральных игроков:
Региональный рынок падает. Увы, это факт. Федералы разных мастей давно и не стесняясь забирают себе все, что видят. А кто сопротивляется… ну, мы знаем как ЦБ или «гвардейцы» разный мастей умеют работать с такими. Например, в некоторых продуктовых категориях количество региональных рекламодателей с 2015 года сократилось на 80%. Забегая наперед, скажу, что и количество рекламных агентств в Екатеринбурге сильно сократилось за год.
Директор Amedia Outdoor, директор комитета по развитию АКАР Урал Валерий Гылка полагает, что текущее падение рынка — эхо Чемпионата мира по футболу. ЧМ дал рынку мощный прирост рекламодателей и бюджетов, а в текущем году рынок просто вернулся на круги своя.
Я думаю, что по итогу года рынок все-таки покажет рост. Осенью, с началом делового сезона, и в предновогодний период всегда ощущается всплеск активности рекламодателей. Полагаю, что за второе полугодие сегмент наружной рекламы не просто перекроет падение, но и выйдет в плюс.
Между тем, эксперты АКАР Урал ожидают постепенное сокращение темпов падения рекламного рынка Екатеринбурга. По итогам 2019 г. совокупный объем рекламных бюджетов будет на 4-5% меньше, чем в прошлом году.
Наружка по-прежнему эффективна, она легализуется и ищет варианты повышения качества. Региональные рынки могут показать рост за счет региональных ТВ-каналов. Уверен, они еще не сказали свое последнее слово. Но тут, к сожалению, играет роль политический фактор: практически все независимые каналы закрылись, а те, что остались, работают в весьма лоялистской повестке. Спрос на это не очень большой», — говорит Алексей Парфун.
Директор ЕТВ Владимир Злоказов подтверждает, что рекламные бюджеты телевидения серьезно сократились. Все эксперты при этом видят основную причину падения телевидения в том, что аудитория, а вслед за ней и рекламодатели, уходят в интернет, но это не совсем так:
Это действительно оказывает существенное влияние, но главная причина кроется в самом устройстве телевизионного рынка. Сегодня в Екатеринбурге работают десятки агентств, которые продают digital-рекламу, формируют своеобразную моду и меняют поведение рекламодателя. А на рынке тв-рекламы, по сути, работает всего лишь один продавец. Телевидение по-прежнему остается самым охватным и дешевым способом размещения, но теперь это уже немодно.
Напомним, что долгое время Екатеринбург был третьей столицей рекламы после Москвы и Санкт-Петербурга, однако в прошлом году он уступил это звание Новосибирску, писал DK.RU. Новосибирску удалось вырваться вперед за счет двух сегментов рынка — прессы и наружной рекламы. По итогам 2018 г. рекламный рынок столицы Урала оценивали в 2 187 млн руб.