Меню

«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов

Евгений Енин. Иллюстрация: Игорь Черепанов, DK.RU

«Детоньки, я с 1989 г. на выборах работаю, я такого слона у вас не куплю. И кучу бумажек с галочками напротив фамилии «Демидов» в качестве доказательства вы можете показывать только в Камеди-клаб».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Акинфиевы мы…

Идея казалась не такой уж плохой…

Если бы эти дяденьки предложили аэропорты ПЕРЕименовать, не знаю, как где, но в славном городе Екатеринбурге их бы отправили в эротический полет в аэропорт с широко известным, но непечатным названием. Ума хватило предложить ДОнаименовать. То есть, не убыло, а прибыло. А если прибыло, то это хорошо, это в нас глубоко сидит, рациональному анализу не поддается, см. историю с Крымом.

Ну ок, донаименовываем.

Народ, конечно, выражал некоторое недоумение масштабом и скоростью перемен. Как-то не разносился по ночам над Россией в морозном воздухе многоголосый стон: «Ну когда же аэропорты донаименуют именами великих соотечественников, доколе нам еще терпеть осталось?».

Наоборот, народ у нас к инициативам начальства по совершенно непонятной причине относится с сомнением и ходить строем любит не очень, имея некоторые подозрения о том, чем строевая ходьба кончается. И то, что донаименованию было решено подвергнуть ВСЕ аэропорты России, которые только возможно рассмотреть на НАТОвской карте, приносило мысли о подготовке к масштабной войне, в ходе которой вероятный противник, отчаявшись найти намеченную точку выброса десанта, заплачет и побредет по старой смоленской дороге, тихом словом поминая млеко и особенно яйки.

Опять же, резкого улучшения уровня жизни, снижения НДС и отмены пенсионной реформы вследствие донаименования не просматривалось ни в какой перспективе. Но, еще раз повторим, вреда от прибавления имен, требующего покупки соли и спичек, тоже не предполагалось, поэтому почему бы не развлечься голосованием за великих предков, если развлечься голосованием за великих современников все как-то не получается.

Слабые голоса, кричавшие, что Кольцово, равно как и Шереметьево, это уже имя, причем собственное, и Кольцово имени Демидова — это как Екатеринбург имени Татищева, услышаны не были.

Мы всем народом и не на такие законы клали, что нам законы русского языка? Тем более, попирать их предлагалось под руководством «Общества российской словесности», которое входит в число организаторов конкурса.

Опустим перипетии и треволнения стадии голосования, и, соответственно, агитации, перейдем сразу к результатам.

Ну, это хрень полная.

Какой воспитательный эффект от донаименования Кольцово именем Акинфия Демидова мы имеем? Приходит крошка-сын и спрашивает: «А что нужно сделать, чтобы в честь тебя назвали аэропорт?». Мы судорожно скроллим Википедию и, несколько прифигев, отвечаем: «Видимо, сидеть на госзаказах, пороть до смерти крепостных вместе с малыми детишками, заниматься казнокрадством и прочими бесчинствами». 

Представляете, как сказочно можно было оформить аэропорт, если бы победил Бажов? Телетрап — синюшкин колодец. Хозяйка Медной горы встречает, Данила-мастер провожает. А в честь Демидова как его оформлять? Чугунными чушками, поротыми крепостными и взятками царским чиновникам?

Или прилетает иностранец и спрашивает екатеринбуржца: «вай из ё эйропорт назван в честь Акинфия, а не Никиты?» Екатеринбуржец долго думает, мрачнеет, посылает иностранца к Демидову, бьет ему морду и удаляется в слезах, что и является правильным ответом на вопрос. Другого нет. Никита — это основатель династии Демидовых и основатель демидовской промышленности на Урале. Акинфий — сын и продолжатель. Невьянскую башню построил, молодец. Ну, допустим, искушенная уральская публика видит тонкую разницу, в честь кого назвать, и готова выбирать между Никитой и Акинфием, но почему Никиты даже не было в лонг-листе?

Чем Акинфий настолько лучше? И почему чохом не назвать аэропорт имени ДемидовЫХ, в честь всех этих эксплуататоров рабского труда?

Но зато в лонг-листе был Ельцин. Сначала политикам было нельзя, потом стало можно, браво организаторам, именно так конкурсы и надо проводить. Но в тройку он не попал. Организаторы объясняли, что лонг-лист превращается в шорт-лист посредством всамделишного соцопроса. Я вот не знаю, на кого бы я поставил в голосовании «Бажов против Ельцина», но, по моим соображениям, Ельцин кроет и Жукова, и Демидова, как барский бык крестьянскую овцу. У себя в Фейсбуке я сделал голосование Ельцин/Демидов, Фейсбук, конечно, не показатель, но результат 73/27% на что-то намекает. В тройке Ельцина не было.

И тут начинают возникать подозрения, что этот конкурс не только про «великие имена», но и про умелые ручки.

Следим за ручками.

Во всех независимых голосованиях, в соцсетях, на ТВ, на радио, Бажов рвал всех соперников с жесточайшим отрывом. На сайте «великиеимена.рф», он тоже долгое время убедительно лидировал. Но к концу голосования на первое место вышел Демидов. 30 ноября, в последний день, Бажов снова вышел на первое место, а на втором оказался Жуков, Демидов — третий. С количеством проголосовавших около 40 тыс. за каждого и с разрывом примерно в тысячу голосов. 30 ноября голосование было закрыто, и до вечера 4 декабря организаторы конкурса что-то там считали. Четыре дня. На выборах президента по все стране считают за ночь, если что.

С точки зрения легитимности этот конкурс был изначально феноменальным фуфлом.

Голосование на сайте? Ок, принимается. Можно одному человеку голосовать с разных айпишников? Тоже ок, это интернет, мы к такому привыкли, и это все проверяемо. Например, если с айпи одного региона накидали много голосов в другой регион, делаем вывод: имело место жульничество. Но! В этом конкуре еще голосовали по телефону на «горячую линию». Голосовали на бумажках — вообще не пойми где и как. На бумажках человек просто ставил галочку, это не подписные листы на выборах, никаких паспортных данных. Ребята, вы серьезно? Как можно даже не попытаться изобразить, что конкурс честный?

Ну и, как говорил Василий Иванович в анекдоте: вот тут-то мне и поперло.

На момент окончания голосования позиции были такие:

  1. Бажов, 34%, 41.466 голосов.
  2. Жуков, 33% 39.864 голосов.
  3. Демидов, 32%, 39.414 голосов.

Окончательный результат.

  1. Демидов, 36%, 48.409 голосов.
  2. Бажов, 32%, 43.505 голосов.
  3. Жуков, 30%, 40.781 голосов.

То есть за время подсчетов добавилось, округляем, 12 тыс. голосов, или примерно 10% от всех проголосовавших, из которых 9 тыс. голосов или 75% ушли за Демидова, что категорически не соответствует тенденциям голосования предыдущих 90%.

Детоньки, я с 1989 года на выборах работаю, я такого слона у вас не куплю. И кучу бумажек с галочками напротив фамилии «Демидов» в качестве доказательства вы можете показывать только в Камеди-клабе, как гэг года.

Возможно, организаторы конкурса хотели пробудить в нас интерес к истории России и объединить нас всех в едином порыве донаименования аэропортов в честь великих земляков, но добились другого: добили доверие к голосованию как способу учета мнения народа. Молодцы, ордена всем.

Что с этим счастьем делать? Как было заранее сказано кем-то умным, официальные названия аэропортов остаются там, где приколочены. Названия, полученные в результате донаименования, неофициальные, то есть делать с ними можно все что угодно.

Предлагаю сделать махонькую табличку с фамилией Демидова, если уж этого не избежать, повесить ее в темном углу у черного входа и забыть всю эту историю.

Хотя, лучше, конечно, запомнить.

И припомнить при случае.