Алина Ковалева, основатель и дизайнер марки Braventru, рассказала, как мода на ответственное потребление меняет фэшн-индустрию. «Медленная мода» завоевывает рынок все активнее.
Дизайнер призналась изданию «Секрет фирмы», что, когда 2 года назад запускала собственную линию одежды, не собиралась ограничиваться только одеждой, в сферу интересов входили предметы интерьера и украшения. Но на планы свое влияние оказало то, что время бездумного массового потребления заканчивается. О тенденциях мира моды и производства одежды – в рубрике «Своё дело».
«Планов много, но все они подчинены моему главному принципу: время бездумного массового потребления подходит к концу — наступает эпоха медленной моды. Тренд, которому еще недавно следовала только самая прогрессивная аудитория, становится массовым.
Даже далекие от модных тенденций люди все чаще интересуются, что стоит за той или иной вещью, ее историей, идеей, которую хотел воплотить создатель. Эта новая философия плохо сочетается с масс-маркетом. Современная модная индустрия — это огромные производства, загрязняющие окружающую среду, тонны натурального и синтетического сырья, горы мусора и тысячи людей, трудящихся в тяжелых условиях», - констатирует Алина Ковалева.
Если раньше покупателям было важно, известен тот или иной тренд, теперь многие ищут вещи от независимых дизайнеров, маленькие семейные производства, начинают ценить ручной труд. Еще несколько лет назад было актуально обновлять гардероб как можно чаще, сейчас же все больше людей следуют логике «лучше меньше, но лучше». Производители подстраиваются под этот запрос, что меняет индустрию моды.
Одежда имеет вторую жизнь
Принципы медленной моды основаны на том, что человек обращает внимание на то, что и как он потребляет. В мире развиваются различные способы продления жизни одежды: все чаще люди приобретают вещи в секонд-хендах или даже берут в аренду. Например, проект стилиста Лины Дембиковой и ее шоу-рума Dress up Bar по аренде вечерних и коктейльных платьев окупился в течение года.
Ненужные вещи вместо мусорки чаще отправляют на благотворительность или в переработку.
«Почти каждая крупная компания, связанная с одеждой (H&M, Uniqlo, Gap и другие), занимается сбором вещей для этих целей. Сервис такси Uber каждый год устраивает акции: вы бесплатно заказываете машину, а водитель забирает у вас пакет с ненужными вещами. Как сообщается на сайте H&M, благодаря таким акциям и развитием отдельной линейки Conscious компания увеличила использование органического, переработанного и более хорошего хлопка на 31% от общего использования», - рассказывает Ковалева.
Уходит в прошлое привычный порядок «купил, постирал, выбросил».
В диалоге с потребителем
Медленная мода, однако, это не только две жизни одежды. В понятие входит и производство, наполненное новым смыслом: из чего, в каких условиях и кем была создана вещь.
«Сегодня почти каждый бренд занимается развитием соцсетей, и для сторонников новой философии это значит, что с их помощью клиенту можно показать всю историю производства продукта. В Braventru эту роль выполняет Instagram: мы публикуем не только наши новинки, но и истории про развитие нашей марки, философии и, конечно, про процесс создания вещей», - рассказывает дизайнер.
В брендбуке Uniqlo на весну-лето 2016 года указано, что среди поставщиков хлопка Supima Uniqlo — фермеры с Юго-Запада США: «Они выращивают, обрабатывают и транспортируют сырье напрямую, что позволяет отслеживать каждый шаг производственного процесса». Когда такие большие игроки рынка, как Uniqlo, начинают рассказывать о своем производственном процессе, значит, это уже нужно их клиентам.
Обновленные методы
Аскетичность потребления помогает и клиентам, и производителям узнавать новое и экспериментировать. Возникают альтернативные способы производства и окрашивания тканей, создаются новые волокна и экологичное сырье, многофункциональные материалы и предметы одежды.
«Таких примеров уже достаточно: это и большие компании по разработке тканей для спортивной одежды, произведенных для снижения трат природных ресурсов, и частные примеры превращения пластика в материал, пригодный для изготовления вещей.
Также медленная мода возрождает давно забытые умения и знания: дизайнеры вновь заинтересовались традиционными ремеслами, старинными технологиями создания и окраски тканей. Все это становится реальным, если не спешить, иметь возможность остановиться и изучить процесс вместо создания новой коллекции бешеными темпами», - рассказала Алина Ковалева.
Ремесленники получают поддержку
Новая философия, кроме того, заставляет производителей искать эффективные методы работать вручную, и небольшие семейные производства получают шанс на возрождение и сотрудничество с крупными брендами.
«Уже сейчас так работают некоторые российские дизайнеры: например, основатель марки мужской одежды Infundibulum Илья Варегин в своих коллекциях часто использует традиционный твид, которым славятся прежде всего Британия и Ирландия. Но с изменением курса валют закупать материалы за рубежом становится все сложнее. Именно во время посещения маленькой семейной ирландской мастерской с одним ручным станком, двумя работниками и собственным стадом овец Илья решил найти аналоги таких мастерских в России. Ему повезло, и Infundibulum стала сотрудничать с мастерской, которая, помимо производства, занимается изучением традиционных вариантов переплетения тканей. Сейчас эта мастерская создаёт практически все материалы для коллекций Infundibulum.
Все сырье — российское, шерстяные полотна ткут на старых медленных станках 1960-х годов, которые, в отличие от современных, не рвут натуральные нити. Часть тканей окрашивается вручную, а с недавних пор даже фурнитура — костяные и деревянные пуговицы — индивидуально создается мастером, а не штампуется машиной», - рассказала специалист.
Подобные примеры можно найти и в других отраслях: появляются маленькие ювелирные и мебельные мастерские, производители аксессуаров из кожи или экологичных аналогов, возрождается забытое шляпное мастерство.
Модный рынок меняется
Дизайнеры одежды перестраиваются, но происходит это не только из-за смены настроения потребителей.
«Невозможно выдерживать безумный темп создания коллекций шесть раз в год, и многие возвращаются к забытой схеме — весна-лето, осень-зима.
В феврале этого года многие дизайнеры заговорили о смене порядка показа коллекций и об объединении двух линеек сразу — мужской и женской. Все участники рынка такими темпами могут прийти к разумному и удобному графику работы. Пока это почти незаметно для потребителей — новые изменения только встраиваются в расписание модных сезонов, — но движение в сторону замедления началось».