Эффективность практически любой компании можно увеличить за счет незначительных изменений в управлении активами. Как это сделать — разбираем с Ириной Екимовских на конкретном примере.
Рубрика: Математика для бизнеса
Ирина Екимовских, генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал»:
— В предыдущих колонках мы разобрали, что эффективность бизнеса зависит от того, насколько высокий доход приносят собственнику деньги, вложенные в дело. Увеличить процент прибыли от вложенных средств можно двумя путями — повысив рентабельность бизнеса или уменьшив объем собственных средств, вложенных в бизнес. Проще всего сократить количество собственных денег в бизнесе за счет заемных средств. Однако, как мы помним, это способ действенный, но рискованный: неправильный расчет может привести к краху компании. Можно пойти другим путем — уменьшить величину собственного имущества в бизнесе за счет грамотного управления активами. Увеличить рентабельность капитала собственника можно даже за счет незначительного сокращения сроков дебиторской задолженности и периода хранения материалов. Разберем это на конкретном примере.
Деньги должны крутиться быстро
Управление активами — это, в первую очередь, управление операционным циклом бизнеса. Операционный цикл — это период времени (количество дней), который проходит с момента поступления сырья и материалов на склад до момента получения оплаты за реализованную продукцию (либо отгрузки, если предприятие работает по предоплате).
Этот показатель является одним из ключевых индикаторов эффективности использования капитала. Чем больше этот период, чем позднее материалы превращаются в деньги от покупателей, тем больше средств (собственных или заемных) надо вложить в бизнес.
И напротив, чем короче операционный цикл, тем большее количество раз активы могут совершить оборот за год, и тем больше прибыли мы можем заработать, так как каждый оборот активов — это формирование прибыли.
Из чего состоит операционный цикл
Операционный цикл = Период оборота материалов + Период оборота незавершенного производства (НЗП) + Период оборота готовой продукции (ГП) + Период оборота дебиторской задолженности
Как рассчитать операционный цикл
Чтобы рассчитать операционный цикл предприятия, надо рассчитать период оборота каждого актива.
Оборачиваемость материалов = себестоимость реализованной за год продукции / средние остатки материалов за год
Период оборота материалов = 365 дней (год) / оборачиваемость материалов
Оборачиваемость готовой продукции = себестоимость реализованной за год продукции / Средние остатки готовой продукции на складе
Период оборота ГП = 365 / оборачиваемость ГП
Оборачиваемость дебиторской задолженности = выручка от продаж / среднюю сумму дебиторской задолженности
Период оборота дебиторской задолженности = 365 / оборачиваемость дебиторской задолженности
Сокращай цикл, увеличивай рентабельность
Давайте посмотрим, как управление операционным циклом работает на практике, и какую выгоду можно получить из этого процесса.
Возьмем абстрактное предприятие с следующими показателями: