Кэш-пулинг, Bluetooth-токен, Safe Touch – какие еще инновации и инструменты используют банки, развивая дистанционные сервисы, каким будет ДБО в будущем, рассказали эксперты финансового рынка.
Несмотря на трудности, связанные с тотальным сокращением IT-бюджетов, многие финансовые организации продолжают инвестировать средства в системы дистанционного банковского обслуживания. По данным CNews Analytics, порядка 81% банков из ТОП-100 нацелены на реализацию дополнительных сервисов для пользователей ДБО.
Больше функционала, шире список сервисов
В сторону развития ИТ-решений в текущем году двинулись многие банки. Один из них ОАО «УРАЛСИБ». Как рассказала Марина Галушина, начальник Управления клиентского обслуживания филиала в Екатеринбурге, банк активно финансирует развитие сервисов ДБО, и объем этих инвестиций каждый год увеличивается: цифровая сфера стала одним из приоритетов банка. В этом году «УРАЛСИБ» запустил в Екатеринбурге новую версию интернет-банка, полностью обновив пользовательский интерфейс и значительно расширив набор функций и возможностей. «По статистике, 99% клиентов сегодня пользуются ДБО, – комментирует Марина Галушкина, – это удобно, это выгодно, поскольку позволяет экономить финансовые и человеческие ресурсы, поэтому мы развиваем его функционал». Она отмечает: для большинства предприятий ДБО уже стал рутинным, повседневно используемым инструментов. С его помощью клиенты готовят и передают в банк платежные документы, анализируют остатки на счетах, получают выписки, взаимодействуют с бухгалтерскими системами (например, «1С: Предприятие» и др.). Сейчас большим спросом у клиентов «УРАЛСИБ» пользуются такие сервисы, как «Онлайн-депозиты» (удаленное размещение средств на короткие сроки) и «Онлайн-конвертация» (запрос в режиме реального времени курсов покупки/продажи иностранной валюты и совершение с ней сделок).
Действительно, по статистике, темпы прироста пользователей мобильных приложений уже обгоняют интернет-банкинг. Интернет проник в Россию – об этом говорят данные GfK Retail Audit. Его эксперты подсчитали: 76% россиян ежедневно пользуются интернетом. В 2014 году в два раза выросло число пользователей интернета с планшетов, в прошлом году в России было продано 26 млн смартфонов (+39% к 2013 г.) и около 9 млн планшетов (+33% к 2013). По информации TNS WEB Index, 65% выходов в интернет сейчас осуществляется с мобильных устройств.
Учитывая все возрастающий спрос, в этом году банк «Кольцо Урала» внедрил новый интернет-банк для бизнеса под названием SMART. «Это принципиально новый интернет-банк для бизнеса, отвечающий современным требованиям (удобный интерфейс, кроссбраузерность, импорт и экспорт документов из основных бухгалтерских программ и так далее). Запустив его, мы обеспечили, так сказать, джентельменский набор», – говорит г-н Сорокин.
В настоящее время банк предлагает клиентам уже его мобильную версию. «К релизу, который состоится в ближайшие месяцы, готовится полноценное мобильное приложение с широким функционалом, доступное для пользователей устройств на базе iOS и OS Android», – анонсирует Кирилл Сорокин. Отметим, что публикация бизнес-приложения в AppStore и GooglePlay запланирована ориентировочно на 3 квартал 2015 года. В этой версии интернет-банка поэтапно появится несколько функций. Сначала возможность подписи подготовленных в web-версии платежек, затем создание платежных документов; на очереди отправка отчетности в госорганы. «Функционал приложения будет расширяться, а безопасность обеспечит электронная подпись, реализованная при помощи Bluetooth-токена», – подчеркнул г-н Сорокин.
Эксперты отмечают, что многие банки сегодня идут по пути создания такого мобильного приложения, которое обладает, кроме распространенных, и уникальными функции. Например, в Промсвязьбанке, где все клиенты пользуются ДБО, создан интернет-банк с особыми сервисами. «Кроме общеизвестных расчетных функций и функционала по управлению счетами, PSB On-Line предлагает целый ряд эксклюзивных опций, упрощающих деятельность корпоративного клиента. Во-первых, это валютный контроль и возможность конвертации денежных средств на любом расстоянии от банка. Во-вторых, управление наличными денежными средствами (сдача выручки, свершение любых хозяйственных расходов, расчеты с подотчетными лицами) через корпоративные карты в режиме «нон-стоп». В-третьих, таможенная карта – инструмент для участников ВЭД, позволяющий без ограничений взаимодействовать с любой таможней, в том числе в выходные и праздничные дни, невзирая на скачки курсов валют и технические неточности в документах», – рассказывает Анна Позднякова, заместитель управляющего Уральским филиалом Промсвязьбанка. Она отметила, что сейчас клиенты банка активно подключают функцию «Бизнес без границ», предназначенную для участников внешнеэкономической деятельности. В рамках программы банк бесплатно оформляет паспорт сделки, предоставляет выгодные условия обслуживания и профессиональную помощь менеджеров.
Еще одна уникальная функция PSB On-Line – услуга «ФотоСчет». «Теперь предпринимателю не нужно тратить свое время и время своих специалистов на подготовку платежных поручений в интернет-банке. Он может просто сфотографировать бумажный счет со смартафона или планшета, а банк сделает платежное поручение в интернет-банке, о чем клиент будет уведомлен незамедлительно. Услугой «ФотоСчет» могут пользоваться даже юридические лица, которые не являются клиентами Промсвязьбанка. Приложения «ФотоСчет» уже есть и в Play Маркет, и в APP Store», – констатирует Анна Позднякова. Стоит отметить, что PSB On-Line признан лучшим в 2014 году, по версии аналитического агентства Markswebb Rank&Report, но работа по его совершенствованию продолжается. Банки и разработчики не останавливаются на достигнутом и продолжают пробовать сервисы. «Мы расширили время обработки внутрибанковских платежей в системе PSB On-Line. Теперь юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты с контрагентами, клиентами Промсвязьбанка, через интернет-банкинг 24 часа в сутки 7 дней в неделю. К обработке в круглосуточном режиме принимаются документы в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – клиентов Промсвязьбанка, поступившие из системы PSB On-Line и не требующие ручного визирования сотрудником банка», – свидетельствует г-жа Позднякова. Еще одно новшество – услуга личного менеджера, который сопровождает клиента при его взаимодействии с банком. При возникновении вопросов по работе в PSB On-Line клиенту не нужно будет дозваниваться в техническую поддержку, он сможет все выяснить непосредственно у своего менеджера.
Безопасность плюс
Развивая электронные сервисы, Промсвязьбанк повышает не только их технологичность, но и безопасность. Так, по словам Анны Поздняковой, недавно банк предложил своим клиентам новую версию e Token: они стали еще миниатюрнее. Это не уменьшило безопасность сервиса, наоборот, сервис стал еще удобнее, увеличилась степень его защиты.
Банк «УРАЛСИБ» также делает значительные инвестиции в обеспечение информационной безопасности систем ДБО. При этом он применяет такие технологи защиты, как шифрование трафика; передаваемого через сеть интернет; аналоги собственноручной подписи (АСП); защищенные ключевые носители для подписи документов и входа в ДБО (eToken, iKey); генераторы одноразовых паролей. «В системе ДБО юридических лиц используется автоматическая система дополнительной проверки платежей, которая значительно снижает риск несанкционированных списаний. Однако если клиенты будут пренебрегать правилами безопасной работы с электронными устройствами, правилами безопасной работы в интернете, даже самая современная и защищенная система, разработанная банком, не сможет уберечь их от изощренных злоумышленников», – предостерегает Марина Галушина.
С ней согласен Кирилл Сорокин, который считает, что банки просто обязаны обеспечивать клиентам спокойный сон, но и сами пользователи не должны быть излишне беспечными. «Мы в банке «Кольцо Урала» предлагаем своим клиентам сочетать Token с SafeTouch. Token защищает от кражи электронной подписи, а SafeTouch от вирусов, подменяющих реквизиты платежа. Кроме того, SafeTouch выводит данные реального получателя средств на экран с функцией подтверждения или отмены операции. Пока на устройстве не будет нажата кнопка, платежное поручение подписано не будет. Если клиент будет действовать по правилам, мы сможем обеспечить ему максимальный уровень безопасности», – подвел итог г-н Сорокин.