Анастасия Духновская - директор фитнесцентра Атриум Палас Отеля и WTC Екатерина Жданова - директор фитнесцентра «Данс Холл» Дмитрий Корнюхин - директор фитнесцентра World Gym Екатерина Маринин
Анастасия Духновская - директор фитнесцентра Атриум Палас Отеля и WTC
Екатерина Жданова - директор фитнесцентра «Данс Холл»
Дмитрий Корнюхин - директор фитнесцентра World Gym
Екатерина Маринина - директор фитнесцентра «Фитнестайм»
Павел Матвеев - PR-директор компании «Страта Партнерс»
Олег Нейфильд - ведущий специалист Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга
Михаил Осокин - управляющий фитнесцентром «Флекс»
Светлана Трапезникова - руководитель отдела продаж сети спортивных клубов City Fitness
*********************************************************************************************************************************************
- Почему ниша фитнес-услуг в Екатеринбурге не заполнена?
- Почему фитнес-центры premium-класса ограничивают поток клиентов?
- Каким будет этот рынок через несколько лет?
******************************************************************************************************************************************
На рынке фитнес-услуг практически отсутствует конкуренция
Согласно данным Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга (КОБОН), сегодня у нас работает 69 фитнес-центров. Как отмечают игроки, для города-миллионника этого количества недостаточно. Сейчас рыночная ниша не заполнена, причем во всех ценовых сегментах. По мнению Олега Нейфильда, ведущего специалиста КОБОН, рынок фитнес-услуг заполнен на 60-70% в классе premium и примерно наполовину — в middle-сегменте.
Спрос на фитнес-услуги, как утверждают эксперты, существенно увеличился только в последние пять-десять лет, когда изменилась культура потребления, стало модно вести здоровый образ жизни, хорошо выглядеть. Динамику спроса необходимо отслеживать не по количеству строящихся фитнес-центров, а исходя из уровня благосостояния населения, полагает Олег Нейфильд: «Мы занимаемся спортом не потому, что у нас много фитнес-центров, а потому, что можем себе это позволить». Анастасия Духновская, директор фитнес-центра Атриум Палас Отеля и WTC, уверена, что спрос формируют косвенным образом и сами спортивные центры, предлагая клиенту новые программы. На популярность фитнеса влияет и развитие смежных отраслей, таких как спортивная одежда, товары для здорового образа жизни, пищевые добавки. Появление специализированных товаров, к примеру для йоги, тенниса, аэробики, тоже добавляет популярности этим занятиям.
Все игроки отмечают бурный рост рынка фитнес-услуг в последнее время, и лишнее доказательство — приход в Екатеринбург таких крупных международных операторов, как World Gym, World Class и Orange Fitness. В марте этого года столичная компания «Страта Партнерс» (управляет сетями CityFitness и Orange Fitness) открывает City Fitness, фитнес-клуб в среднем ценовом сегменте. Как сообщила Светлана Трапезникова, руководитель отдела продаж сети спортивных клубов City Fitness, стоимость годовой карты заведения не превысит $1 тыс. В первый год работы клуб намерен привлечь около тысячи клиентов и увеличить это число на 50% в следующем. Павел Матвеев, PR-директор компании «Страта Партнерс», считает, что потенциал местного рынка большой: «После открытия этого клуба мы планируем запустить еще один». К какому ценовому сегменту он будет относиться, пока не определено.
В 2005 г. в Екатеринбурге появилось 11 фитнес-центров. В 2006 г. предприниматели планируют открыть еще шесть, в том числе и за счет нового строительства. Игроки считают, что конкуренция усилится и это будет плюсом. Анастасия Духновская: «Дело даже не в том, что существующим заведениям придется работать на более высоком уровне, а в том, что местные инвесторы, возможно, начнут вкладываться в развитие фитнес-центров, в оздоровление».
Наиболее сильный рост рынка, по оценкам экспертов, — в сегменте премиум. Как объясняет Дмитрий Корнюхин, директор фитнес-центра World Gym, среднего класса в России практически нет, а тем, кто выделяет деньги на фитнес, проще пойти в заведение высокого класса, чтобы получить самые качественные услуги. Количество клубов low class из года в год остается стабильным. Крупные сети не хотят открывать центры этого уровня из-за низкой рентабельности. Поэтому сегмент представлен преимущественно «качалками» (залами с силовыми тренажерами и минимальным количеством предоставляемых услуг), расположенными в спальных районах.
Переживающий бурный рост рынок, считают эксперты, не сформирован до конца. Главный аргумент — до сих пор нет четких критериев отнесения фитнес-центра к тому или иному уровню. Часть игроков полагает: в целом уровень фитнес-центра определяется количеством услуг — в заведении premium-класса помимо тренажерного и аэробного зала обязательно есть бассейн. Однако Анастасия Духновская убеждена, что в Екатеринбурге нет ни одного клуба высшего класса: «Чтобы оправдать заявленный высокий уровень, фитнес-центр должен предлагать очень широкий набор спортивно-оздоровительных услуг, для чего необходимы большие площади, высококвалифицированные специалисты и профессиональное качественное оборудование. В клубе premium-класса должна быть и возможность провести как индивидуальную, так и групповую тренировку».
Другой показатель незрелости рынка — практическое отсутствие конкуренции среди фитнес-клубов. По словам Дмитрия Корнюхина, говорить о соперничестве можно, когда один фитнес-центр пытается переманить часть клиентов другого, предлагая специальные цены, выгодные условия. Нынешний простор на рынке позволяет игрокам держать высокую ценовую планку на свои услуги. Менеджер по работе с клиентами одного из фитнес-центров класса премиум, пожелавший остаться неизвестным: «Мы учитываем средний уровень дохода своих клиентов и в зависимости от этого формируем цены. При существующей в Екатеринбурге конкуренции, при установившейся стоимости услуг и при наших возможностях бессмысленно снижать цены и набирать больше клиентов». Такая ситуация характерна для фитнес-центров высшего и среднего уровней.
Однако ценовая политика в ряде случаев все же «неуверенная», что подтверждает «молодость» екатеринбургского рынка. Часто половина клиентов дорогих центров посещают их бесплатно либо за полцены — руководство раздаривает свои карты на проводимых вечеринках, делает существенные скидки в честь важного события. Реальный ценовой уровень часто отличается от заявленного. Г-жа Духновская убеждена: это происходит в результате неправильной маркетинговой политики, что может привести к ошибочному формированию у потребителя понятия premium-класса.
Фитнес-клубы, работающие в среднем и ниже среднего сегментах, из-за неправильной политики иногда вынуждены снижать стоимость услуг. Чем менее платежеспособного клиента стремится привлечь клуб, тем чаще предпринимателям приходится вести борьбу за своего посетителя, конкурируя на уровне цен. Екатерина Маринина, директор фитнес-центра «Фитнес-тайм» (район РТИ): «Целевая аудитория нашего сегмента обращает внимание на цену, в отличие от клиентов фитнес-центров Атриум Палас Отеля или «Тихвина», поэтому мы делаем скидки, спецпредложения».
Дмитрий Корнюхин, сравнивая рынок Екатеринбурга с московским, отметил, что в столице, где 40% посетителей «плавает» по клубам, фитнес-центры вынуждены снижать цены, повышая лояльность клиентов именно к своему заведению. В Екатеринбурге же цены пока диктуют продавцы. В классе premium стоимость годовой клубной карты колеблется от $1500 до $2500, в middle-уровне — около $600-1500. В Москве при более высоком уровне жизни цены примерно равны уральским.
В Екатеринбурге, подчеркивают эксперты, представлены далеко не все виды фитнес-услуг и охвачены не все группы потенциальных потребителей. Анастасия Духновская: «У нас никто не занимается игровыми видами спорта, например бадминтоном, волейболом, сквошем, теннисом, гольфом, отсутствуют комплексные спортивно-релаксационные велнес-центры». Г-жа Духновская отметила также, что сейчас целевая аудитория практически у всех крупных фитнес-центров нашего города примерно одинаковая — менеджеры среднего и высшего звена. Такие группы потребителей, как студенты, дети, спорт-центры интересуют мало — из-за ограниченности ресурса (денежного или временного). Рост рынка сдерживает и недостаточное число тренеров высокой квалификации в ряде направлений (восточные и латиноамериканские танцы, йога).
Занятия фитнесом становятся регулярными
Екатерина Маринина сообщила, что по статистике всего около 10% горожан занимаются фитнесом. Однако Екатерина Жданова, директор фитнес-центра «Данс Холл», считает, что в действительности людей, увлекающихся фитнесом, в городе значительно больше, апеллируя к тому, что многие посещают фитнес-залы, никак и нигде не зарегистрированные, или консультируются у инструкторов, работающих в школьных спортзалах, в других помещениях.
По оценкам игроков, сейчас клиент стал грамотнее — прежде чем выбрать фитнес-центр, он читает, интересуется, советуется со знакомыми. В последнее время потребители начали относиться к фитнесу уже не как к занятиям на один-два месяца, а как к регулярным тренировкам. Даже в middle-сегменте, где традиционно приобретают абонемент на месяц, игроки отмечают увеличение продаж годовых и полугодовых карт. Прослеживается и потребность в профессиональном тренерском составе — аэробика «под телевизор», еще лет пять назад достаточно популярная, уже воспринимается как нечто архаичное. Как утверждает Екатерина Маринина, уровень тренерского состава в клубах классов middle и premium должен быть одинаковым — среднему сегменту сложнее удержать клиента, поэтому необходимо иметь профессиональных тренеров.
Все работающие фитнес-центры делают ставку в основном на близлежащие районы, подстраивая под клиента уровень услуг и цены. К примеру, целевая аудитория фитнес-центра «Тихвина» (стоимость годового абонемента 65 тыс. руб.) — это жители домов в квадрате улиц Радищева — Сакко и Ванцетти — Хохрякова и люди, работающие в центре города. Фитнес-центр Атриум Палас Отеля (стоимость годового абонемента 46 тыс. руб.) также ориентируется на близлежащие дома и офисы, несмотря на то что изначально его основными посетителями считались клиенты гостиницы. World Gym (годовая карта — 48 тыс. руб.), как оценили аналитики, призван заботиться о здоровье и красоте жителей Ботаники, но Дмитрий Корнюхин говорит, что примерно 30% их посетителей — из других районов. В клубы высшего класса ходят люди с доходом более $1 тыс. на человека, среднего — менее $1 тыс, низшего, где стоимость месячного абонемента колеблется в пределах 400-1000 руб., с доходом — $400-600 в месяц.
Фитнес-услуги будут сетевыми
Интерес предпринимателей и инвесторов к рынку фитнес-услуг пока сдерживают два главных фактора. Первый — недостаток подходящих помещений и высокая, по мнению бизнесменов, арендная плата. «Коммерческая аренда для фитнеса — это нереально, — заявляет Екатерина Жданова. — В нашем бизнесе не такая рентабельность, как, например, в торговле, чтобы окупить высокие цены на недвижимость». Михаил Осокин, управляющий фитнес-центром «Флекс» считает, что выйти на массового потребителя и заполнить middle-сегмент пока что слишком сложно — зал для среднего посетителя направлен на поток, поэтому должен быть большим, чтобы окупать вложения.
Вторая проблема рынка фитнеса — в Екатеринбурге отсутствует системная поддержка индустрии спорта и здоровья со стороны государства. Хотя администрация города и старается пропагандировать здоровый образ жизни1, программ поддержки главным образом «сверху» все же не появляется. Г-жа Жданова подчеркивает: массовость фитнеса на Западе объясняется в первую очередь федеральными программами — другой системой налогообложения, субсидирования, кредитования. В России, убеждена Екатерина Жданова, федеральные программы необходимы, чтобы сделать фитнес более доступным и массовым. Эксперты прогнозируют развитие рынка фитнес-услуг как качественно, так и количественно.
Игроки сходятся во мнении, что через несколько лет этот рынок станет специализированным — наряду с крупными дорогими фитнес-центрами, в которых будет широкий ассортимент услуг, в разных районах возникнет много специализированных заведений (данс-клубы, теннисные школы) с демократичными ценами. Екатерина Жданова: «Я думаю, что этот рынок будет диверсифицироваться. Появятся крупные фитнес-центры с уклоном в одну область. К примеру, помимо стандартного набора услуг в центре будет шикарный SPA-салон или 10 бассейнов. И это станет дополнительным магнитом для привлечения клиентов». Г-жа Жданова отметила, что не за горами открытие и очень дорогих специализированных центров — гольф-клубов, конных клубов, которые будут тиражироваться в регионы.
Дмитрий Корнюхин уверен — будущее за сетевыми фитнес-центрами, с единой системой управления, с большим набором услуг в каждом из них. Что касается наступления федеральных сетей в регионы, г-н Корнюхин считает, что говорить об экспансии еще рано: «В город пришла всего одна иностранная компания. Сейчас деньги в фитнес вкладывают местные бизнесмены, иногда покупая франшизу известной фирмы, иногда создавая спортивные центры самостоятельно. Пока рынок безболезненно может вместить еще несколько крупных фитнес-центров».
Фитнес-клубы постепенно наступают и на область — констатируют эксперты. Этот рынок становится все более привлекательными для предпринимателей — не так давно появились центры в Верхней Пышме, Кировграде, Березовском. Несколько операторов ведут переговоры об открытии фитнес-клубов в других городах Свердловской области.
______________
1. К примеру, при поддержке муниципалитета проходят ежегодные спортивные шоупрограммы фитнесцентров на городских праздниках — Дне молодежи, Дне города.
.