Меню

Фитнес-центры - 22.01.2007

эксперты Анна Беликова директор фитнес-клуба при спортивном комплексе «Верх-Исетский» Анастасия Духновская директор фитнес-центра Атриум Палас Отеля и WTC Андрей Контарь руководитель отдела маркет

Рынок фитнес-услуг города еще далек от насыщения, считают эксперты. Спрос удовлетворен всего на 60-70%. Отсутствие жесткой конкуренции позволяет местным операторам формировать цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников. Но острый дефицит квалифицированных тренеров сдерживает развитие рынка. Какую долю рынка контролируют крупные фитнес-центры
Сколько клубов не хватает Екатеринбургу
Почему местные операторы не открывают новые спортцентры
Будут ли снижаться цены на фитнес-услуги

эксперты
Анна Беликова
директор фитнес-клуба при спортивном комплексе «Верх-Исетский»
Анастасия Духновская
директор фитнес-центра Атриум Палас Отеля и WTC
Андрей Контарь
руководитель отдела маркетинга фитнес-клуба World Class Extreme
Юлия Махова
управляющая клубом «СитиФитнес» в Екатеринбурге
Константин Слободчиков
ведущий специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга

В комитете по организации бытового обслуживания населения (КОБОН) администрации г. Екатеринбурга в прошлом году создали карту, на которую нанесены все фитнес-центры уральской столицы. «Если на нее посмотреть, то видно, что сейчас охвачен практически весь город. Микрорайона, в котором еще не открылся фитнес-центр, просто нет», — комментирует КОНСТАНТИН СЛОБОДЧИКОВ, ведущий специалист комитета. Однако, полагает он, операторов фитнес-услуг в Екатеринбурге все равно мало и новые клубы будут появляться. Их общее число, по прогнозам комитета, до 2009 г. будет ежегодно пополняться на восемь-десять.

Как сообщает КОБОН, на территории города работает 114 фитнес-центров. Их совокупная выручка в 2006 г. достигла 36,2 млн руб. Этот показатель вырос на 190% по сравнению с 2005 г. По мнению экспертов, доход операторов рынка увеличился в основном за счет повышения спроса и появления новых игроков, которых в 2006 г. стало на одиннадцать больше. В КОБОН подсчитали: сейчас услугами фитнес-центров пользуется около 10% трудоспособного населения Екатеринбурга. В Москве этот показатель не превышает 8%, утверждает г-н Слободчиков.

Рынком правят крупные фитнес-клубы

На екатеринбургском рынке фитнес-услуг уже сформировалась группа лидеров, состоящая, по оценкам экспертов, из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 30% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. Специалисты, опрошенные «ДК», отнесли к их числу World Gym, World Class1, «Флекс», «Экстрим», фитнес-центр Атриум Палас Отеля и WTC, фитнес-клуб при спортивном центре «Верх-Исетский» и др.

АНДРЕЙ КОНТАРЬ, руководитель отдела маркетинга фитнес-клуба World Class Extreme, отметил, что в группу лидеров входят крупные центры (площадь — от 1 тыс. кв. м), способные оказывать клиенту максимально широкий спектр услуг. Большинство из них относятся к классу premium (цена годовой клубной карты — от 50 тыс. руб.) или работают в среднем ценовом сегменте (клубная карта — около 30 тыс. руб.).

Остальные 70% рынка — это более мелкие клубы, также принадлежащие средней ценовой категории (годовая клубная карта — от 16 до 30 тыс. руб.), и заведения экономкласса (менее 16 тыс. руб.). По мнению АНАСТАСИИ ДУХНОВСКОЙ, директора фитнес-центра Атриум Палас Отеля и WTC, несмотря на рост числа крупных игроков, дефицита клиентов такие спортклубы не испытывают: по-прежнему велика прослойка людей, которые не могут позволить себе годовую карту за 30 тыс. руб., предпочитая скромные и относительно дешевые залы.

Однако АННА БЕЛИКОВА, директор фитнес-клуба при спортивном центре «Верх-Исетский», уверена, что рентабельность маленьких клубов падает: «Появилась альтернатива тренажерным залам, которые работают с посетителями, имеющими невысокий уровень дохода, — развиваются боулинг, пейнтбол, другие виды активного и недорогого отдыха. Они забирают клиентов у таких клубов». Спрос, подчеркивает г-жа Беликова, смещается в сторону среднего и высокого ценовых сегментов. По ее оценкам, около 60% потребителей предпочли бы заниматься в больших фитнес-клубах, оснащенных качественным оборудованием и предоставляющих разнообразные услуги. Анна Беликова: «Времена подвалов прошли. В них тренируются только студенты. Самый динамично развивающийся сегмент — клубы класса premium».

Анна Беликова подсчитала: при сегодняшнем уровне спроса на фитнес-услуги в городе могут работать около 100 крупных спортцентров. Предложение не успевает за запросами населения, по мнению г-жи Беликовой, из-за дефицита достойных площадей и высокой стоимости создания клуба. Только на ремонт и оснащение залов большого фитнес-центра (около 1,5-3 тыс. кв. м) необходимо потратить свыше 30 млн руб., говорят эксперты, а вернутся инвестиции лишь через три-пять лет.

Фитнес-центры не чувствуют конкуренции

В КОБОН дают более скромные оценки дефицита спортцентров: рынок фитнес-услуг города заполнен на 70% в классе premium и на 60% — в среднем ценовом сегменте. Отсутствие жесткой конкуренции приводит к тому, что местные операторы завышают цены, заключает Константин Слободчиков. В качестве примера он приводит Москву, где при более высоком уровне жизни ценовая политика клубов схожа с екатеринбургской.

Как отмечают эксперты, снижать стоимость посещения спортцентров пока бессмысленно. Анна Беликова: «Недалеко от нас в прошлом году открылся фитнес-клуб. Спектр услуг примерно одинаковый, стоимость занятий у них чуть ниже. При высоком уровне конкуренции такой ход мог поставить наш клуб в опасное положение — начался бы массовый отток клиентов. Но этого не случилось».

Несмотря на то что рынок не насыщен, операторы стараются занять уникальные ниши, четко выделить свою целевую ауди­торию. Анастасия Духновская: «Пока простор для сегментации большой. Клиенты разных клубов отличаются друг от друга даже по морально-психологическому облику. Ряд фитнес-центров Екатеринбурга, к примеру, ориентируются на целенаправленных азартных людей: активно пропагандируют соперничество между клиентами, делят их на группы в соответствии с уровнем подготовки и спортивными успехами». Фитнес-центр Атриум Палас Отеля и WTC, по словам г-жи Духновской, напротив, позиционирует себя как клуб со спокойной атмосферой, где никого ни с кем не сравнивают. Андрей Контарь объясняет, что подобная сегментация продиктована спецификой спроса со стороны разных групп потребителей. «Клиентов следует разделять по двум основным показателям: уровню дохода и мотивам для занятия фитнесом, — считет он. — А мотивы могут быть очень разными: нацеленность на здоровый образ жизни, желание следовать модным тенденциям, поддержание деловых связей и т. д.». Отвечать запросам всех групп посетителей одновременно один клуб не может.

Продолжается интервенция федеральных и международных сетей

На незаполненный рынок один за другим приходят сетевые фитнес-клубы федерального и международного масштаба. В 2006 г. в Екатеринбурге открылся «СитиФитнес» (сеть насчитывает еще 12 клубов в Москве и Московской области, Волгограде, Кишиневе, Тюмени, Ростове-на-Дону). За год до него — World Class (23 фитнес-клуба по России) и World Gym (4 клуба).

У федералов есть целый ряд преимуществ перед региональными игроками. Анна Беликова: «Они готовы вкладывать немалые для местных инвесторов деньги в создание качественных, больших спортивных центров». Солидные бренды «интервентов» и наработанные годами стандарты обслуживания привлекают посетителей.

Впрочем, по мнению Андрея Контаря, крупные сетевые фитнес-клубы, появившиеся на екатеринбургском рынке, не создали серьезных проблем для мест­ных операторов. Федеральные центры заняли свою специфическую нишу: они предлагают посетителям клубные карты и не предоставляют разовых услуг. «Мы ориентированы на продолжительные отношения с клиентом, — подтверждает ЮЛИЯ МАХОВА, управляющая клубом «СитиФитнес» в Екатеринбурге, — по­этому работаем только с теми, кто готов купить годовую карту».

Эксперты соглашаются, что клубная система удобна — она помогает повысить рентабельность фитнес-центра во время сезонного спада спроса в летние месяцы. Однако местные операторы позволяют клиентам оплачивать услуги так, как тем удобнее — разово, ежемесячно и т. п. В итоге региональные спортцентры не вступают в прямую конкуренцию с федеральными. Анна Беликова: «За годовую карту в сетевом клубе клиент должен отдать сразу как минимум 30 тыс. руб. Для многих это дорого. Мы предоставляем возможность отдельно оплачивать каждую услугу: посетитель может прийти, заплатить 180 руб. и поплавать, скажем, в бассейне».

По мнению Анастасии Духновской, выход на рынок новых игроков только стимулирует спрос на фитнес-услуги в целом и в итоге повышает рентабельность всех операторов: «Появляясь в регионе, федеральные сети начинают активно рекламировать свои услуги. И, таким образом, привлекают клиентов не только на собственные площади, но и в залы других фитнес-центров».

Фитнес-центрам не хватает профессиональных тренеров

Операторы рынка хотя и не испытывают проблем, связанных с конкуренцией, но сталкиваются с дефицитом кадров. Константин Слободчиков: «В городе мало действительно профессиональных тренеров. И когда хороший тренер переходит из одного клуба в другой, его клиенты уходят вместе с ним, даже если новое место работы тренера территориально расположено очень далеко от старого».

Тренеров, готовых немедленно приступить к работе, на рынке труда просто нет, заявляют эксперты. Анастасия Духновская: «Восемь лет назад, когда мы только открывались, планировали формировать штат сотрудников по простому принципу: собрать резюме, оценить кандидатов и принять лучших на работу. Ничего из этого не вышло».

Вузы города предоставляют работников близких специальностей. Но, по словам экспертов, выпускники профильных факультетов — это либо профессиональные спортсмены, либо преподаватели физкультуры, ориентированные на работу в образовательных учреждениях, где подход к подопечным принципиально отличается от того, который принят в фитнес-центрах.

Проблему повышения квалификации тренеров, говорит Константин Слободчиков, в том числе решает и КОБОН. Комитет, в частности, устраивает семинары и тренинги для сотрудников фитнес-центров. За первое полугодие 2006 г., рассказывает г-н Слободчиков, администрация города провела восемь обучающих программ по фитнесу и аэробным нагрузкам. Это были краткосрочные (несколько дней) тренинги для молодых специалистов, где опытные столичные и местные тренеры давали мастер-классы.

Но сами игроки рынка считают подобные мероприятия неэффективными. Качественное обучение тренера, полагает Анна Беликова, занимает как минимум год, а краткосрочные тренинги, организованные администрацией, не приносят отдачи. По словам Анастасии Духновской, подобные мероприятия нельзя называть обучающими: «Эти семинары — демонстрация достижений опытных тренеров, а не подготовка начинающих специалистов. Например, на форум Уральского региона приехало более десяти тренеров из разных клубов. Каждый показал, на что он способен. Но все они продемонстрировали фишки — сложные упражнения, которые клиент никогда не выполнит. Начинающий тренер, пришедший на семинар, ничего не понял и ничему не научился».

Фитнес-центры решают кадровые проблемы самостоятельно. Местные клубы начали готовить специалистов для себя внутри компании, рассказывает Андрей Контарь. Подходы к обучению персонала различаются. Сетевые игроки держат в штате преподавателей. К примеру, в управляющей компании «СитиФитнес» есть сотрудники-методисты по разным направлениям тренинга. Они выезжают в регионы, учат тренеров на местах. Последние по окончании курсов проходят тесты. И только после этого приступают к работе. Фитнес-клуб при спортивном комплексе «Верх-Исетский» отправляет своих тренеров на московские долгосрочные курсы. При этом клуб оплачивает лишь 50% стоимости обучения. Оставшуюся часть вносит сам сотрудник. По словам Анны Беликовой, чтобы будущий тренер получил базовые знания и навыки, необходимые для работы, потребуется один год.

Пока затраты на подготовку тренеров себя оправдывают — лучше оплатить обучение работника, чем потерять потенциальных клиентов, говорят специалисты. Тем не менее операторы рынка надеются, что со временем в Екатеринбурге появятся специализированные организации, занимающиеся подготовкой кадров для фитнес-клубов, либо колледжи и вузы введут соответствующие программы.

1 В Екатеринбурге работает под названием World Class Extreme.