Для компаний города наличие автопарка – вопрос необходимости. Чтобы минимизировать издержки, они высчитывают стоимость владения авто, просят скидки у дилеров или отдают флит-парки на аутсорсинг.
По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в первом квартале 2012 г. российский авторынок вырос на 19% по сравнению с прошлым годом – автодилерам удалось продать на 96007 легковушек больше. При этом от 5 до 30% реализованных авто (в разных регионах) приходится на корпоративный сегмент. По словам участников автомобильного рынка Екатеринбурга, флит-продажи (от англ. fleet-- флот, парк транспортных средств) занимают в их портфелях 10-25% – цифра несопоставимая с долей корпоративных продаж в Европе и США. «За рубежом этот показатель превышает 50%, там этот сегмент куда более развит. Наше отставание объясняется просто – российскому авторынку всего 20 лет», - комментирует гендиректор ГК «Автобан» Анатолий Бартенев.
При этом подавляющее большинство крупных компаний Екатеринбурга, занятых в сфере финансов, промышленности, телекоммуникаций владеет флит-парками. Незначительная часть авто представительского класса (от 1 млн руб.) находится в распоряжении топ-менеджеров, а большинство машин используется сотрудниками среднего звена для выполнения разного рода работы и развозит их по домам после смены. Еще часть нужна для перевозок оборудования и т.п. Поэтому, по словам представителей компаний, флит-парки разношерстные, и сформировать монобрендовый гараж никто не стремится.
Компании города припарковались
Как правило, формированием собственного автопарка екатеринбургские коммерческие компании начинают заниматься одновременно с открытием. Как объясняет административный директор «МТС-Урал» Константин Ермаков, содержание собственного гаража обходится примерно в 1,5 раза дешевле аренды транспорта у сторонних компаний. «Наш автопарк работает с момента появления филиала в регионе. Сейчас он насчитывает 54 автомобиля: подавляющее большинство - служебные, которыми пользуются разные сотрудники. Они могут быть закреплены за определенным департаментом, либо предоставляться работникам по мере необходимости. Чаще всего служебным транспортом пользуются специалисты технического блока – им нужно выезжать для мониторинга качества сети, исследования местности на удаленных территориях. Персональными авто пользуются только топ-менеджеры», - перечисляет г-н Ермаков. И добавляет: машина премиум-класса у компании всего одна - марки Volkswagen. Остальные - Ford и Mitsubishi среднего ценового сегмента.
По словам управляющего уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, у банка тоже только одно премиальное авто - Toyota Camry. Остальные автомобили (более 20 штук) - бюджетного сегмента - от 200 до 500 тыс. руб.: Hyndai, ВАЗ, Dаewoo Nexia и т.п. «Нам важна функциональность, а не престиж авто. Достаточно того, что машина перевозит сотрудников в довольно комфортных условиях», - говорит г-н Кульпин. Он подчеркивает: собственный автопарк – это вопрос безопасности: «Для выполнения служебных обязанностей предоставляется автомобиль с шофером. На личном транспорте мало кто передвигается - это опасно».
Как рассказал административный директор уральского филиала «Мегафон» Александр Танич, предоставление служебной машины конкретному сотруднику напрямую зависит от его функционала – если более 15% своего рабочего времени работник проводит в разъездах, ему положено авто. А в Уральском филиале «Вымпелкома» лишь небольшая часть машин закреплена за первыми лицами, в основном авто предоставляются по предварительным заявкам для выполнения функциональных обязанностей. При этом, представители филиалов федеральных компаний отмечают: решение, из каких брендов будет состоять флит-парк, принимает московское руководство. Приказы о приобретении автомобилей также подписываются централизованно. По словам г-на Кульпина, филиал может самостоятельно принять решение о замене авто только в случае аварии.
Региональным компаниям делать выбор проще, они могут оперативно расширять или сжимать размер гаража исходя из собственных потребностей, а также менять нагрузку на флит-парк. «Обычно мы используем служебный транспорт днем, а ночью перевозки осуществляются с помощью такси – так мы развозим сотрудников по домам после вечерней смены. При этом топ-менеджеры у нас ездят на личных авто – это часть корпоративной культуры», - комментирует заместитель гендиректора по общим вопросам компании «СКБ Контур» Борис Добровольский.
Крупные промышленные предприятия региона от собственных автопарков отказались. Как сообщили «ДК» на Первоуральском новотрубном заводе, предприятие отдало эту услугу на аутсорсинг в 2007 г., однако подробностей не раскрыли. У Уральского электрохимического комбината (УЭХК) также нет флит-парка. В 2011 г. предприятие создало отдельное юрлицо – «Транспортно-логистический центр» (ТЛЦ) который стал преемником заводского автохозяйства. Сейчас компания занимается автоперевозками, техосмотрами, ремонтом авто, проводит медосмотры водителей, и параллельно обслуживает комбинат. «Автопарк ТЛЦ состоит из 365 единиц – все они взяты в аренду у УЭХК. В основном это спецтехника, легковых машин всего 21 – это Lexus LS460 для руководителя предприятия и ВАЗы, ГАЗы, Hyundai Sonata – для менеджеров среднего и младшего звена», - поясняет гендиректор ТЛЦ Юрий Задворнов. Промышленники тщательно контролируют водителей – чтобы те не использовали служебные авто в личных целях. «Мы следим за непроизводственным пробегом, обоснованно ли списывается бензин. Для этого используем систему GPS/GLONASS и датчики расхода топлива», - говорит г-н Задворнов.
Коммерческие компании Екатеринбурга также подумывают о передаче автопарка на аутсорсинг – в случае экономической целесообразности. По словам Александра Танича, услуги по ремонту и техобслуживанию автопарка «Мегафон» уже отдал сторонней организации – по результатам финансового анализа. Пока же большинство предприятий держат штат водителей и механиков, теплые гаражи, а обслуживание и ремонт машин проводят у официальных дилеров. «Но так бывает не всегда, потому что, на наш взгляд, дилеры значительно завышают стоимость ремонта. Поэтому периодически мы пользуемся услугами сертифицированных автомастерских», - поясняет начальник отдела административной поддержки уральского регионального управления «ВымпелКом» Игорь Петров.
Также представители компаний Екатеринбурга отмечают, что после окончания срока службы авто (3-8 лет, пробег 120-150 тыс. км.), у сотрудников появляется возможность выкупить машины по цене ниже рыночной. «Как правило, это происходит на конкурсной основе - желающих много. Приоритет у тех менеджеров, за которыми машина была закреплена во время работы», - поясняет г-н Петров. В финансовых структурах система иная: выработавшие свой ресурс машины отдают дилеру по системе trade-in. Либо, по словам Сергея Кульпина, проводят оценку стоимости старого авто и продают напрямую частным лицам. Покупка машин на льготных условиях для банковских служащих не предусмотрена.
Тендер ради дисконта
Автодилерам города приходится бороться за корпоративные закупки. По словам специалиста по работе с корпоративными клиентами компании «УралФрансАвто» Игоря Семенова, зачастую крупные компании закупают транспорт по результатам тендеров. Как поясняет Александр Танич, конкурс предусматривает большое число критериев отбора дилерского центра: цена авто, условия и скорость поставки, предоставление скидок и т.д. Из всех поступивших предложений руководство компании выбирает самое выгодное. Как добавляет Сергей Кульпин, тендер помогает выверить соотношение цены и качества: «Поэтому каждый год ситуация разная, мы не привязаны к одному автодилеру». Екатеринбургский филиал компании «ВымпелКом» выставляет на тендеры не только покупку корпоративных авто, но и их обслуживание. «Поэтому назвать автоцентры, с которыми мы сотрудничаем регулярно, сложно», - говорит Игорь Петров.
Участники авторынка отмечают, что проведение тендеров занимает много времени, в течение которого компания испытывает транспортный голод. Поэтому предприятия, не связанные обязательствами перед федеральным или зарубежным начальством, при формировании автопарка ориентируются на личный опыт. «Все-таки аукцион – процедура длительная и трудоемкая, поэтому руководство многих компаний просто оценивает предложения разных дилеров и выбирает лучшие условия. Зачастую покупают автомобили там, где они просто есть в наличии и не надо ждать», - поясняет специалист по работе с корпоративными клиентами автоцентра «Авантайм Citroen» Евгения Федорова. Как добавляет Анатолий Бартенев, сотрудники автоцентров постоянно мониторят базы предприятий-обладателей флит-парков и предлагают им поставки авто и их послепродажное обслуживание. А по словам г-жи Федоровой, корпоративный отдел компании также посещает строительные, промышленные и специализированные транспортные выставки в поисках новых клиентов.
При этом, говорит г-н Танич, наличие и размер скидки - крайне важный фактор при выборе автодилера: «При заключении контрактов мы ориентируемся на 10% скидки». Участники авторынка идут компаниям навстречу: размер дисконта варьируется от 2 до 10% и зависит от количества приобретаемых авто. «Например, при покупке 1-4 Citroen Jumper, скидка для компании составит 5%, 4-10 машин – уже 9%», - комментирует Евгения Федорова. Также участники авторынка предоставляют компаниям персонального менеджера, сопровождающего сделку и последующее обслуживание, отдельного мастера-приемщика, экстренную помощь на дороге, подменные авто на период ремонта, спецпредложения по стоимости расходных материалов, запчастей, ремонт без очереди и т.п.
При этом, по словам Евгении Федоровой, большинство компаний в первую очередь интересуются ценой самих авто, не думая о стоимости владения. Руководитель отдела продаж «АвтоЛидер Запад» Евгений Васильев соглашается: «Главным фактором, на который обращают внимание покупатели - цена покупки. И только потом их интересует комплектация, технические характеристики, мощность авто». Однако директор филиала в Уральском регионе ГК «Независимость» Константин Кудрявцев описывает противоположную картину: подавляющее большинство корпоративных клиентов крайне внимательно анализируют статистику эксплуатации: «Стоимость владения важнее цены машины». А Игорь Семенов уточняет: «Предприятия, у которых среднегодовой пробег автомобилей приближается к 100 тыс. км. вообще считают низкую стоимость владения основным фактором при выборе бренда».
Непонятный лизинг
По словам участников авторынка, платить за корпоративные автомобили екатеринбургские компании предпочитают наличными. В крайнем случае – привлекают целевые банковские кредиты, а лизинговых схем стараются избегать. «Клиенты не всегда готовы вступить в лизинг. Им кажется, что схемы договоров там сложны, а кто-то заранее знает, что не пройдет согласование договора лизинга. Большинство предпочитают кредиты или наличные», - поясняет Евгений Васильев. Константин Кудрявцев подтверждает: «Мы сотрудничаем с самыми крупными федеральными лизинговыми компаниями, у них гибкие условия, направленные на частный бизнес. Но развитию лизинга мешает низкий профессиональный уровень бухгалтеров компаний, отсутствие опыта работы в таких сделках». Александр Танич поясняет: компания не использует лизинговые и кредитные схемы, предпочитая оплачивать машины сразу: «Это более выгодно отражается на стоимости авто».
По оценке Евгении Федоровой, порядка 70% корпоративных машин компании покупают с помощью заемных средств – лизинга или кредитов. «Лизинг платежеспособен и дает свободу выбора - отнести авто на баланс лизингодателя или лизингополучателя, каким сделать размер платежа в первый и последующий годы, размер аванса. Поэтому перспективы развития рынка финансовой аренды транспорта очень хорошие», - прогнозирует г-жа Федорова. Как говорит Константин Ермаков, для закупки авто компания, как правило использует именно лизинговые схемы.
Участники авторынка также отмечают, что платежеспособность предприятий резко падала в 2008-2010 гг. По словам г-на Васильева, в первый кризисный год активность корпоративных покупателей снизилась вдвое. В 2009 г. рост был небольшим - 6,5%. В 2010-2011 гг. прирост к предыдущему году составил уже 33%. «В то время часть клиентов практически полностью отказалась от обновления парка на ближайшие год-два», - уточняет г-жа Федорова. Также компании столкнулись с дефицитом авто, однако, по словам Сергея Кульпина, у ВТБ24 этой проблемы никогда не было: «Мы хороший клиент на этом рынке. У нас всегда был выбор». Как говорит Константин Ермаков, сейчас нехватки машин нет. А по словам г-на Танича, компании указывают количество и сроки поставки машин еще на этапе тендерной документации, так что у дилера есть возможность заказать авто необходимой комплектации и в нужном количестве. Евгений Васильев добавляет: «Очень редко при заказе большой партии машин определенного цвета и комплектации срок ожидания поставки может достигать 1,5 месяца. Большинство заказчиков готовы ждать – этот промежуток не критичен».
В дальнейшем автодилеры прогнозируют корпоративному рынку рост и связывают большие надежды с принятием закона о такси, который обяжет таксомоторные компании формировать собственный автопарк – им придется закупать крупные партии машин. «Также очень надеемся, что административные органы будут жестко регламентировать и контролировать безопасность пассажирских перевозок. Это существенно поменяет структуру автопарков транспортных предприятий и крупных участников рынка транспортных услуг. При сохранении стабильной макроэкрономической ситуации рынок корпоративных продаж, безусловно, продолжит свой рост. Он стал бы более быстрым, если бы были созданы благоприятные налоговые условия для малого бизнеса», - убежден Игорь Семенов. Евгений Васильев резюмирует: «С каждым годом рынок корпоративных продаж растет, в среднем до 12%. Но революционных изменений на нем не предвидится».