Меню

Фондовый рынок ждет местных бизнесменов

Сегодня руководители предприятий недооценивают возможности фондового рынка как источника инвестиций для своего бизнеса. А ведь за последние 2-3 года проявилась тенденция, очень благоприятная для вы

Игорь Кузьмин, генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Уником Партнер»

Сегодня руководители предприятий недооценивают возможности фондового рынка как источника инвестиций для своего бизнеса. А ведь за последние 2-3 года проявилась тенденция, очень благоприятная для выхода на него новичков. Объем свободных капиталов достаточно велик, поэтому инвесторы ищут новые инструменты. Однако на российских биржах присутствует ограниченное количество эмитентов — ценных бумаг, в которые можно вкладывать деньги. В результате потенциальных покупателей больше, чем реальных продавцов. Поэтому компании, выходящие на фондовый рынок, обязательно будут замечены. Вывод новых ценных бумаг — процесс, выгодный всем. От этого выиграют и рынок в целом, и инвесторы, и сам эмитент, поскольку продажа акций, облигаций, векселей — это реальная возможность получить средства на развитие.

Я могу назвать около двадцати уральских предприятий, вполне созревших для выхода на фондовый рынок. А некоторые уже запустили свои ценные бумаги на биржу. И весьма успешно. Скажем, сегодня спрос на акции «Калины» превышает предложение в несколько раз! Соответственный прогноз можно сделать и по цене на эти бумаги. И с каждым месяцем капитализация «Калины» будет только расти.

Более того, российские компании выходят и на зарубежные фондовые рынки. Пару месяцев назад на одной из конференций, проходивших в Екатеринбурге, о подобном опыте рассказывали представители Лондонской фондовой биржи. Среди предприятий, о которых шла речь, были и уральские — например, входящие Объединенные Машиностроительные Заводы.

А многие наши руководители до сих пор рассуждают так: «Ну, «Калина», ну, ОМЗ — это безусловные лидеры своей отрасли. Им сам Бог велел. А наша компания не лидер, нам еще рано». Субъективные причины, неуверенность — а получится ли это у меня? — сдерживают даже больше, нежели материальные факторы.

Процесс выхода на фондовый рынок долгий и непростой. Подготовка может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Она включает справедливую оценку стоимости компании, программу повышения капитализации, подготовку инвестиционного меморандума, регистрацию проспекта эмиссий, роуд-шоу, целый комплекс мероприятий по повышению имиджа компании. Да, это требует времени и средств. Но если предприятие выходит на фондовый рынок, оно получает гораздо больше — средства для развития, реальные инвестиции, намного превосходящие ту цифру, которую они скроют от налогов или затратят на подготовку эмиссии. И каждому руководителю нужно решать, что ему важнее — текущая экономия или стратегическое развитие. Тем более что подготовительный этап требует гораздо меньше затрат, чем представляют себе некоторые руководители. Постепенные изменения в законодательстве с каждым годом облегчают выход на фондовый рынок. Уже существенно снижен налог на эмиссию ценных бумаг, практически решен вопрос об исключении подписи финансового консультанта из обязательного условия регистрации проспекта эмиссии — скоро эта подпись станет добровольной.

Хотя, конечно, начать следует с самого простого — почистить баланс, привести его в такой вид, который заинтересует инвестора. Ведь зачастую как происходит: что директор скажет, какую прибыль назовет, ту главный бухгалтер и нарисует. И речь вовсе не о том, что балансы нулевые, потому что все идет через черную кассу — сегодня это уже не модно. Так что придать балансу достойный вид довольно легко. Помимо баланса, есть еще несколько ключевых аспектов — размеры оборотного капитала, валовая прибыль, кредитная история и т. п.

Конечно, далеко не каждая компания готова сразу выходить с акциями на открытые биржевые торги. Можно начинать с более простых инструментов — корпоративных облигаций, векселей. Когда для компании банковского кредита уже мало, а облигационного займа — еще много, то размещение векселей — самый выгодный вариант. Причем он доступен многим предприятиям среднего и малого бизнеса. И люди потихоньку начинают понимать, что это очень удобно и выгодно. Скажем, размещая векселя, проводят презентацию компании, куда приглашают потенциальных инвесторов — банки, пенсионные и инвестиционные фонды. То есть компания получает определенную известность в кругах финансистов. Если она успешно погашает свои векселя, у нее появляется положительная кредитная история. Два погашенных транша векселей — уже можно уверенно выпускать облигационный займ. Два-три успешных займа — можно без проблем выходить на рынок акций. Такой вот послужной список.

В Уральском регионе есть компании, которые могут помочь предприятию пройти этот путь, — это большой плюс для местного рынка. Ничего плохого не хочу сказать про федеральных участников — они профессионалы. Но их услуги по карману не каждому. К тому же региональный профучастник будет буквально нянчиться со своим эмитентом. Для него эмитент — это стратегический партнер, а не разовый клиент.

Так что все условия для достойного и успешного выхода на фондовый рынок у наших предприятий есть. Решение — за ними. Зависит оно только от того, какую перспективу очерчивает руководитель для своей компании. Если у него в планах перевооружение, выход на новые рынки, вертикальная или горизонтальная интеграция, словом, если заложена стратегия роста, то он должен планировать серьезные инвестиции. И решая, где их брать — в финансовых структурах или на фондовом рынке, — надо взвешивать все варианты. Тем более что выигрывают те, кто первым осваивает новые сферы.

Обратная связь: dk@apress.ru