Меню

Франчайзи выросли из одежды SELA

Компания «Бостон-2000», основанная Владимиром Пашкиным и Валерием Балябиным, была эксклюзивным партнером израильской корпорации SELA с 1999 г. до августа 2008 г. Около месяца назад франшизу забрала

Сеть магазинов повседневной одежды SELA в Екатеринбурге сменила владельцев. Валерий Балябин и Владимир Пашкин, устав от растущей конкуренции, вернули одну из первых в регионе мастер-франшиз хозяину бренда. Корпорация SELA собирается добавить к одежным магазинам обувные. А ее экс-партнеры сконцентрируются на оптовой продаже промоодежды и униформы.

Компания «Бостон-2000», основанная Владимиром Пашкиным и Валерием Балябиным, была эксклюзивным партнером израильской корпорации SELA с 1999 г. до августа 2008 г. Около месяца назад франшизу забрала российская «дочка» ближневосточной корпорации — ООО «Скала Азия» (Санкт-Петербург). Г-н Балябин, который еще возглавлял местную сеть магазинов, согласился раскрыть подробности не сразу: нужно было завершить оформление бумаг и известить о переменах персонал.

Покончив с формальностями, Валерий Балябин проинформировал «ДК», что в ближайшее время не намерен заниматься розничной продажей одежды: норма доходности стала слишком мала. «Сегмент недорогой повседневной одежды в Екатеринбурге растет на 15-20% в год, а инфляция и издержки — на 12-15%. Кроме того, в город пришло множество других брендов», — объяснил он причины отказа от SELA. «Магазинам требовалась реконцепция, и пришлось оперативно решать: вкладывать по 2-3 млн руб. в каждую точку или свернуть этот бизнес», — добавил г-н Пашкин.

Учредители «Бостон-2000» передали «дочке» SELA склад и пять торговых точек в Екатеринбурге. Три из них находятся в торговых центрах, а площади двух магазинов (50 и 230 кв. м) «Скала Азия» теперь арендует у бывших франчайзи. Впрочем, в городах Свердловской области остались дилеры SELA — раньше они работали с держателем мастер-франшизы, теперь будут контактировать с российским представительством корпорации напрямую.

Держатель мастер-франшиз итальянских casual-марок Oviesse и Terranova ЛЕОНИД БАЗЕРОВ согласен, что прибыли в рознице снижаются. «Когда я в 2004 г. открывал в Екатеринбурге первый магазин Terranova, к кассам стояли длинные очереди, — вспоминает он. — Но и сейчас, если не ждать заоблачных доходов, недорогой одеждой заниматься можно. Да, рынок выравнивается, но необходимо лучше продумывать стратегию». Сам г-н Базеров в 2006 г. попал с Terranova в основной пул арендаторов ТРЦ «Мега», но из логистических соображений, по его словам, пришлось отказаться от запуска магазинов в «Мегах» Уфы, Волгограда и Саратова. В Уфе марку сейчас представляет другой франчайзи.

Экс-партнеры SELA переключились на оптовые продажи промоодежды (торговая марка STAN). Ассортимент схож с продукцией SELA — это футболки, толстовки, ветровки, рубашки. Строго говоря, продажей одежды STAN Владимир Пашкин и Валерий Балябин занялись еще в 90-х гг., фактически одновременно с приобретением франшизы SELA. «Проблема в том, что мы считали основным бизнесом магазины, а это неправильно. Сейчас привлекает, что мы опять в нише без конкурентов. Промоодеждой здесь, кроме нас, занимаются маленькие фирмы, у которых нет доступа к производству. А федеральные компании своих офисов в Екатеринбурге не открывают», — отмечают партнеры. По их подсчетам, доходность в нише промотекстиля держится на уровне 30-35%.

Компаньоны уже завели дизайн-студию и склад в Екатеринбурге, а также открыли представительство в Шанхае. Заключили прямые долгосрочные договоры с одежными фабриками КНР. Одежду STAN заказывают рекламно-производственные фирмы (под сувениры) и корпоративные клиенты, среди которых футбольный клуб «Урал», баскетбольная команда УГМК, сотовые операторы и торговые сети. Г-н Балябин рассчитывает в дальнейшем поставлять униформу на заказ — для банков, клининговых компаний и даже школ.

По оценке г-на Пашкина, при емкости екатеринбургского рынка в 100 тыс. единиц продукции в месяц марка STAN удерживает долю в 60%. Кроме того, бренд представлен в Челябинске, Новосибирске, Барнауле, Краснодаре и других городах. «Мы работаем с местными бизнесменами фактически по франчайзинговой схеме, просто она не оформлена официально. В этом направлении и будем развиваться», — добавляет Валерий Балябин.

ИГОРЬ ЧИЖОВ, директор рекламно-производственного объединения «Прагматика», уточняет, что в этом году на Урале промоодежда была в дефиците: в мае, накануне сезона футболок, повысили таможенные пошлины, и многочисленные контейнеры из Китая встали на границе. Таможенный фактор и фактор времени, по мнению г-на Чижова, делают более реальной конкуренцию STAN с производителями из Средней Азии. «Узбекские компании уже заявили о выходе на рынки Урала, — конкретизировал он. — В Узбекистане растет хлопок, производство текстиля отлажено. Это более экономичный вариант, чем возить одежду из Китая. К тому же, если заказывать униформу в КНР, ты ее получишь как минимум через 3,5 месяца. В Узбекистане в этом смысле проще».

Добавим, что сеть магазинов SELA на Урале останется в ведении владельца бренда. Еще до разрыва с уральскими партнерами компания анонсировала, что в 2009 г. в Екатеринбурге откроются магазины обуви и аксессуаров SELA. Сейчас «Скала Азия» ищет управляющего сразу на оба проекта.