Франция — одна из немногих стран, чей товарооборот со Свердловской областью рос и в кризис. Так заверяют в региональном министерстве внешнеэкономических связей (МВЭС). По объему инвестиций Франция
Франция — одна из немногих стран, чей товарооборот со Свердловской областью рос и в кризис. Так заверяют в региональном министерстве внешнеэкономических связей (МВЭС). По объему инвестиций Франция занимает восьмое место среди иностранных партнеров региона. По словам министра Александра Харлова, пик вложений пришелся на 2006 г. Тогда в Екатеринбурге открылся гипермаркет Auchan и сумма французских инвестиций превысила $700 млн. Кристин Лагард, бывшая на тот момент министром внешней торговли Франции, побывала в Екатеринбурге и спрогнозировала, что темпы сохранятся: «Французское правительство в течение года выделит 500 тыс. евро на изучение российских рынков. Если наш предприниматель захочет делать здесь бизнес, ему компенсируют до 80% представительских затрат. Также предусмотрен фонд, средства которого должны отчасти покрывать риски запуска предприятия в России». В тот период планы освоения уральского рынка строили VINCI Construction Grands Projets (пятизвездочный отель рядом с ККТ «Космос») и авиаконцерн EADS, Leroy Merlin собиралась вложить в регион 4 млрд руб., а мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий рассказывал о переговорах с французскими застройщиками «о возведении мостов, тоннелей, дорог, больниц, деловой и жилой недвижимости». Потом все эти планы жестко скорректировал кризис.
Сегодня в Свердловской области действуют до двух десятков франко-уральских СП и филиалов французских компаний. Почти все — национального или международного уровней. Значительная часть — из сферы финансов и консалтинга (например, участник «большой четверки» аудиторов Ernst&Young, один из самых крупных европейских банков BNP Paribas). Стройиндустрия региона в 2010 г. пополнилась представительством компании Saint-Gobain. Она заложила завод по производству сухих строительных смесей (объем инвестиций в эту стройку — 611 млн руб.) и намеревается построить еще два — по выпуску стекла и гипсокартона. В 2009 г. в Екатеринбург пришли французские логистические операторы Daher и FM Logistics.
Многие французские компании используют Свердловскую область просто как площадку для сбыта. Другие — интересуются сырьем и продукцией низких переделов металлургических предприятий. Здесь наиболее ясный пример — Snecma SAFRAN Group, которая не так давно заключила контракт на поставки металла и штамповок с титановой корпорацией ВСМПО-АВИСМА. Наконец, французские фирмы задействованы в сфере туризма и услуг — это гостиничные операторы (Hyatt, Novotel) и партнеры уральских туристических компаний. Последние, как правило, офисов в регионе не имеют.
Большинство собеседников «ДК» согласны в том, что на партнерство с уральскими предприятиями готов в основном крупный французский бизнес. Однако стороны приходят к пониманию, что пора развивать связи между малыми и средними предприятиями. «Год России во Франции позволил нашему мелкому бизнесу узнать об Урале больше. Небольшие французские компании заинтересованы продавать здесь свою продукцию: товары народного потребления, продукты питания. Вторая важная сфера — промышленность. Мы намереваемся более плотно работать с уральскими предприятиями. Но для этого нам надо лучше узнать и владельцев ваших заводов, и их директоров», — заявляет Филип Пегорье, глава торговой миссии UBIFRANCE при посольстве Франции в России. По мнению г-на Пегорье, мировой финансовый кризис ориентировал французские предприятия на внутренний рынок, но с оживлением экономики они опять ищут новых партнеров в регионах России.
Свердловский губернатор Александр Мишарин летом участвовал в российской делегации во Франции. Миссия во главе с премьером Владимиром Путиным посетила Российскую национальную выставку, и г-н Мишарин встретился на переговорах с 16 крупными французскими компаниями, чтобы презентовать им возможности региона. Результат — несколько договоренностей, которые сейчас прорабатываются, заверили «ДК» в областном министерстве внешнеэкономических связей. «Компания АCROTECNA заинтересовалась перспективой открыть совместное проектно-конструкторское бюро. Ее представители буквально в октябре принимали участие в отраслевом форуме в Екатеринбурге», — сообщил г-н Харлов.
Губернатор — первый уровень для диалога уральского бизнеса с французским. Его содействие ценно, но по объективным причинам — нечасто. Постоянными связями с французскими компаниями в Свердловской области занимаются несколько официальных ведомств и отраслевые бизнес-союзы.
Например, в плане туризма Екатеринбург продвигает комитет по внешним связям мэрии. Контактами с французским бизнесом ведают Торгово-промышленная палата, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП), Союз машиностроительных предприятий, «Урал-Атлантик» и другие альянсы. «Наш союз — общественная организация и никогда не будет играть ведущую роль в становлении международных взаимоотношений. Это обязанность власти, — комментирует Михаил Черепанов, первый вице-президент СОСПП. — Наша роль — новое качество экономических связей. Вовлечение в партнерство не столько крупных компаний, сколько предприятий малого и среднего бизнеса». Г-н Черепанов уточняет, что речь о трансфере технологий, которые помогут развитию небольших предприятий. Однако компаниям, которые заинтересованы в партнерстве с французами, не стоит преувеличивать роль отраслевых объединений. Реального успеха добивается тот, кто сам готов приложить максимум усилий.
МВЭС отвечает за стратегию в целом. «Нам важно сделать так, чтобы заинтересованные в сотрудничестве стороны встретились и сели за стол переговоров, — поясняет глава министерства Александр Харлов. — Мы организуем визиты, исходя из интересов региона, ведем переписку с потенциальными партнерами, создаем инфраструктуру сотрудничества». При поддержке МВЭС, продолжает министр, в Екатеринбурге открываются консульские и торговые представительства, новые авиарейсы.
С французской стороны в процессе задействована экономическая миссия UBIFRANCE. Так, в мае 2010 г. она организовала визит в Екатеринбург руководителей 13 французских компаний. По словам Анны Копенкиной, координатора этого проекта, бизнесмены остались весьма довольны встречей. «Сейчас UBIFRANCE будет более плотно работать со Свердловской областью. Интерес к ней велик, и в ближайшее время в Екатеринбурге откроется торговое представительство UBIFRANCE», — сообщила она.
Разведка переговорами
В 2009 г. свердловское правительство вело переговоры с концерном Danone. Он искал на Урале площадку для строительства завода, второго в России по мощности, который закрывал бы потребности Урала, Дальнего Востока и Средней Азии. Общение с французами шло несколько месяцев. Как рассказали «ДК» региональные чиновники, вначале Danone рассматривал в качестве площадок Курган, Тюмень, Пермь, Екатеринбург и Оренбург. «Мы договаривались с муниципалитетами, чтобы они предложили землю в удобных Danone местах. Общались с энергетиками и газовиками о лучших условиях. Ведь задумывался один из крупнейших проектов с привлечением иностранного инвестора. Например, с его приходом поголовье молочного скота должно было вырасти примерно вдвое», — описывает процесс руководитель, который участвовал в переговорах.
В итоге завод Danone как бы выиграла Тюмень — там уже разрабатывают концепт застройки. Почему партнерство не сложилось, в правительстве Свердловской области не комментируют. Уральские производители молока предположили, что для запланированных мощностей завода в регионе не хватило сырья. Вероятно и то, что тюменские власти предложили французам более интересные условия, и Danone поступил так, как любая крупная компания, провоцирующая конкуренцию между регионами, чтобы получить максимум возможных преференций. Но есть и третий вариант: концерн просто провел разведку боем, чтобы получить представление о региональном бизнес-климате. В пользу этого говорит тот факт, что в Тюмени последние новости о Danone датируются мартом 2010 г., причем в них лишь уклончиво говорится об «интересе концерна к открытию производственной площадки». В общении с французами, прежде чем оно завершится партнерством, могут проходить годы. И не важно, о каком бизнесе речь. Это нормальный для европейцев темп — отмечают все, кто прошел такой путь.
Французские компании, владеющие брендами мирового уровня, отличает тщательность. Они проявляют внимание к мелочам, деталям, составляющим имиджа потенциальных партнеров. «Серьезных решений не будет принято, пока французы не убедятся, что все делается разумно и правильно. Им нужно понять рынок, увидеть, с кем они имеют дело», — говорит Сергей Воробьев
АМУРу с французами помогла дружба
«Связи между людьми — самое важное. Найти хорошего партнера — значит установить с ним контакт, найти взаимопонимание. Лишь следом по значимости идут официальные встречи и визиты. Они, конечно, помогают процессу, но только помогают», — убежден г-н Пегорье, который много лет занимается развитием отношений французского и российского бизнеса. «Неформальное общение, человеческие контакты создают базу доверия, а это в наше время дорогого стоит», — подтверждает г-н Харлов. Опыт таких отношений в 2010 г. показали завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) и Renault Trucks, которые этим летом подписали соглашение о совместном выпуске грузовой техники.
Идея этого сотрудничества родилась в ходе рабочего визита в регионы Франции в 2008 г., рассказывает Александр Харлов: «Затем была серия переговоров, подчас очень непростых, в том числе и в стенах нашего министерства». Собственник завода АМУР Павел Чернавин подчеркивает, что решающую роль в успехе переговоров сыграли личные контакты. «Реально заинтересовать французов в партнерстве способен лишь тот, кто понимает ментальность обеих стран. Европейцы в целом не то чтобы опасаются вести бизнес в России — скорее они настроены иронично. В истории с французскими производителями автомобилей самое важное было — доказать, что мы не какая-нибудь авторемонтная мастерская, а полноценный завод, с которым можно действовать совместно. Для этого потребовался человек, который одинаково хорошо говорит на обоих языках, который жил и во Франции, и в России», — отмечает г-н Чернавин.
Для АМУРа главным переговорщиком стал экспат Оливье Бризу, друг Павла Чернавина. Г-н Бризу донес до уральского бизнесмена вторую важную мысль — о том, что церемониальную часть не стоит недооценивать. Это случилось после первого официального визита во Францию, который г-н Чернавин счел не слишком удачным: на автозавод, который интересовал АМУР, удалось попасть лишь на экскурсию. Нужен был выход на руководство. «Когда я выразил неудовольствие, Оливье сказал: «Понимаешь, во Франции так быстро, как ты хочешь, дела не делаются. Должно быть предисловие к партнерству. В Европе устоявшийся бизнес, все делается размеренно, спокойно и не спеша», — вспоминает бизнесмен. — И потом за полгода он установил отношения. Убедил, что нас можно принимать всерьез».
Сам Оливье Бризу повторяет главную мысль всех, кто получил опыт франко-русского партнерства: прежде чем стать историей развития бизнеса, оно должно сложиться как история человеческих отношений. Нужно найти как минимум общие взгляды, темы для разговора — в качестве отправной точки. Так, француз полушутя уверяет: АМУРу в самом начале помогло то, что у одного из французских топ-менеджеров, как и у самого г-на Бризу, жена оказалась русской.
Но дружеский контакт обязательно закрепляется документально, продолжает Павел Чернавин. «Появился интерес — мы пригласили технических специалистов, чтобы они посмотрели наш завод, сделали заключение о потенциале. Заинтересовались топ-менеджеры — начались разговоры о принципах ведения бизнеса в целом, о том, на что мы настроены — на разовую сделку или долгосрочное партнерство. Вывод один: все начинается с устных договоренностей, но потом они обязательно оформляются письменно. Однако фактор человеческого общения очень важен», — заключает он.
Доверие же нуждается в постоянном подкреплении. Сейчас АМУР и Renault Trucks на первом этапе — грузовики Renault Midlum собирают из французских комплектов на уральском заводе. Когда французский концерн убедится, что все получается, как задумывалось, можно будет двигаться на следующий уровень, отмечают на АМУРе.
Франция наращивает присутствие на Урале
Показатели внешнеэкономического сотрудничества Свердловской области с Францией
Источник: Министерство внешнеэкономических связей Свердловской области.
Французов интересуют финансы и сбыт
Топ уральских компаний с французским участием
Источник: генеральное консульство Франции в Екатеринбурге, «ДК».