К 1 ноября сеть ресторанов быстрого питания на терриитории УрФО перейдет на схему управления по франшизе. Причина в удаленности от Москвы и особенности потребительского поведения.
«Макдональдс» продает франшизу по УрФО, переход на новую схему управления должен завершиться к 1 ноября. Как пишет «Коммерсант», покупателем выступает один из богатейших казахских бизнесменов Кайрат Боранбаев, который с 2013 года владеет франшизой «Макдональдса» на территории Казахстана и Белоруссии. Г-н Боранбаев является родственником президента республики Нурсултана Назарбаева: его дочь Алима Боранбаева — жена внука руководителя Казахстана.
«Недавно со всеми сотрудниками Екатеринбурга провели встречу представители головного офиса. На ней присутствовал Кайрат Боранбаев. Обе стороны заверили, что никаких изменений в работе не будет. Топ-менеджеры говорят, что проще доверить кому-то часть управления и получать с этого доход, поэтому в будущем «Макдоналдс» в России может на 90% перейти в чужие руки», — рассказал изданию один из менеджеров компании.
По словам источника, сумма сделки оценивается в 6 млрд руб. плюс роялти.
Договор подписан между ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Региональная сеть предприятий питания». В соответствии с ним ООО «Региональная сеть предприятий питания» получит право на развитие бизнеса под брендом «Макдоналдс» в Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменская областях, включая ХМАО и ЯНАО. Аналогичные изменения произойдут еще в девяти регионах, сообщили в пресс-службе «Макдональдса».
Сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» насчитывает порядка 573 точек в России, на Урале она представлена 13 ресторанами в Свердловской области. Как ранее писал Znak.com, здание, в котором располагался клуб Gold в Екатеринбурге, также выкуплено сетью, однако ресторан там до сих пор не открылся.
Кроме того, в Челябинской области сеть насчитывает семь ресторанов, в Тюменской — пять. Весной прошлого года началось строительство первого «Макдональдса» в Курганской области. По данным на официальном сайте компании, в мире сеть насчитывает порядка 36 тыс. точек, из которых более 80% принадлежат франчайзи. Согласно информации системы «Спарк-Интерфакс», выручка ЗАО «Москва-Макдоналдс» за 2015 год составила более 13 млрд руб. Убыток составил более 500 млн руб.
По мнению экспертов, одним из факторов, повлиявших на приобретение ресторанов на Урале, стало географическое положение региона. В частности, ведущий консультант консалтинговой компании «Магазин магазинов» Александра Ромашина отмечает:
«Регионы Урала достаточно удалены от Москвы и имеют свои особенности с точки зрения потребительской активности. Эти факторы существенно усложняют систему управления и, судя по всему, они и стали причиной решения привлечь партнера».
Г-жа Ромашина также не исключила, что сигналом к переходу на франшизу могли стать санкции.
«Есть мнение, что «толчком» к переходу на франшизу стали санкции и определенные ограничения функционирования компании в России в связи с политической ситуацией. Это возможно, но схема франшизы для «Макдоналдса» выгодна», — считает она.
Согласно оценке г-жи Ромашиной, инвестиции в открытие одного ресторана составляют 100–150 млн руб., а срок окупаемости без учета выплаты роялти в среднем составляет 1–1,5 года.
Добавим, что по франшизе в УрФО работают такие сети быстрого питания, как Subway и BurgerKing.