Французская компания Total массово сократила штат в России из-за отказа от крупнейшего проекта по добыче нефти. Массовые увольнения стали последствием антироссийских экономических санкций.
Сразу четыре источника сообщили Forbes, что крупная французская компания Total сократила 70% российского персонала. В российском офисе работало 600 человек, основная часть размещалась на нескольких этажах бизнес-центра Four Winds, который принадлежит структурам Millhouse Романа Абрамовича.
Источники сообщают, что 70% покинули Total. Часть людей принята на работу в «Зарубежнефть», без работы в итоге остались около 200 человек. Уволены специалисты, которые работали в компании более 10 лет, им выплачена компенсация в размере двух окладов. Ситуацию в Total и «Зарубежнефти» комментировать отказались.
Основная причина массовых увольнений – сокращение доли в Харьягинском месторождении. Французская Total продала половину своего пакета в этом месторождении (сейчас владеет 40%) государственной «Зарубежнефти», которой принадлежало 20% в проекте. Теперь оператором проекта стала «Зарубежнефть», свои доли сохранили остальные участники проекта — норвежская Statoil (30%) и Ненецкая нефтяная компания.
Карен Дашьян, управляющий директор Advance Capital, говорит, что с текущей долей в проекте компании будет достаточно местного персонала и людей из головного офиса.
«Это вполне нормальная практика. Похоже, что в инвестиционную привлекательность нефтегазовых проектов в России они больше, видимо, не верят», — считает Дашьян.
Total долгое время не хотела отказываться от операторства, так как Харьяга – первый российский проект компании и единственный нефтяной. При отказе французская компания теряет накопленные компетенции и персонал. По данным «Коммерсанта», генеральный директор компании «Тоталь разведка разработка Россия» Жак де Буассезон говорил в июле, что «все трудности носят временный характер — на середине переправы нет смысла поворачивать назад».
Среди нефтегазовых мейджоров до продажи Харьяги Total была крупнейшим инвестором в Россию, у нее остались проекты с НОВАТЭКом — Термокарстовое газовое месторождение и «Ямал-СПГ». По словам директора Small Letters Дмитрия Крюкова, Харьяга не является для французов стратегическим проектом.
«К нему были претензии по срокам освоения, и экономика проекта не самая интересная, чтобы за него держаться. Санкции могли отчасти коснуться поставок оборудования», — говорит Крюков.
Сотрудник Total подтверждает, что дело в санкциях. Он рассказал, что в компании ждали, что будет возможность использовать европейские и американские технологии, но санкции сделать этого не позволили.
Харьягинское месторождение расположено в Ненецком автономном округе, извлекаемые запасы на конец 2014 года — 49 млн тонн нефти, добыча — 1,5 млн тонн. Добыча там ведется с 1999 года по соглашению о разделе продукции (СРП), сейчас она стала снижаться. Первоначально акционерами проекта были Total, Statoil и Ненецкая нефтяная компания, в 2009 году в проект вошла «Зарубежнефть» за счет паритетного снижения долей французской и норвежской компаний.