Специалисты свердловского министерства финансов завершили проверку расходования бюджетных средств в ГБУЗ СО «Уральский институт кардиологи».
Проверке подверглись траты кардиологов за 2009-2010 годы и первый квартал 2011-го. По итогам аудита выяснилось, что руководство института за данный период сумело незаконно израсходовать почти 125 миллионов бюджетных рублей. Материалы проверки переданы в ФАС и прокуратуру для возбуждения административных и уголовных дел.
Для начала специалисты минфина установили, что финансирование УрИКа из бюджета области велось исправно и постоянно увеличивалось. Так в 2009 году институту было выделено 159,6 миллиона рублей. В 2010 году эта цифра выросла до 215,9 миллиона, а в 2011-м планируемые расходы на УрИК заложены в размере 232,5 миллиона рублей. Финансирование деятельности института производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и не приостанавливается, подчеркнули в министерстве финансов.
Стоит при этом отметить, что именно проблемы недофинансирования в качестве повода использовал директор УрИК Ян Габинский, когда в апреле выступил с серией обвинений в адрес свердловского минздрава. Габинский обвинил министерство в том, что из-за недофинансирования кардиоцентра погибли девять пациентов. Информацию главы кардиоцентра проверила прокуратура. «Данные о смерти девяти пациентов ГБУЗ Свердловской области «Уральский институт кардиологии» из-за бюджетного недофинансирования деятельности учреждения не нашли своего подтверждения в ходе проверки», – сказано в официальном ответе прокуратуры. А сейчас выяснилось, что никакого недофинасирования и не было. По данным минфина, поступления денежных средств на счета института осуществлялись в полном объеме и регулярно увеличивались на десятки миллионов рублей.
Между тем аудит расходов института выявил нерациональное планирование УрИКом закупок на 2011 год. Так 86,3 процента бюджетных средств, выделенных на приобретение расходных материалов и медикаментов, было направлено на закупку материалов для ангиографических процедур. В итоге потребность в материалах на проведение кардиохирургических операций была закрыта только на 22,6 процента, то есть денег на кардиохирургию практически не осталось.
Кроме того, руководство института допускало многочисленные нарушения антимонопольного законодательства в части закупки расходных материалов и медикаментов, а также услуг по проведению трехмерной компьютерной диагностики. Также выявлены случаи завышения стоимости приобретенных расходных материалов для ангиографических процедур на 2011 год.
В итоге в ходе аудита сотрудники минфина выяснили, что 103,53 миллиона рублей в УрИКе были использованы неэффективно, 19,43 миллиона потратили неправомерно, еще 1,73 миллиона израсходовали с другими нарушениями законодательства.
Информация о результатах проверки уже направлена в управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области для применения административных санкций к руководству института за нарушение антимонопольного законодательства и в прокуратуру Свердловской области для рассмотрения материалов по существу и принятия процессуального решения в соответствии с УПК РФ.
Депутат свердловской облдумы, профессиональный юрист Евгений Артюх считает, что глубокая проверка правоохранителей (а сейчас вслед за прокуратурой и минфином за УрИК взялись сотрудники свердловского СУ СКР) должна установить степень ответственности Яна Габинского перед законом, а пока необходимо ставить вопрос о соответствии директора УрИКа занимаемой должности.
«К Яну Габинскому есть серьезные претензии, которые вполне могут стать основанием для проведения более глубокой проверки прокуратурой (СУ СКР), – заявил депутат. – Первое: он заявлял, что денег нет и из-за этого люди умирали в очереди на операцию, – это просто жуть! Бюджетное финансирование он получил в полном объеме. Второе – кардиоцентр оказывает платные услуги и, насколько мне известно, на немаленькие суммы. Куда идут эти деньги? Третье – сдача специализированных медицинских помещений в аренду, к тому же аффилированным структурам. И самое главное. Людей намеренно подолгу держат в очереди, чтобы заставить их дважды проходить обследование. Первый раз – перед принятием решения об операции, второй раз – перед самой операцией. Обследование проходило также в аффилированной организации. Я считаю, что пора поставить вопрос о его соответствии занимаемой должности».
Сам Ян Львович сегодня на звонки не отвечал и был недоступен для комментариев.