С каждым годом инвесторов на рынке коммерческой недвижимости становится все больше. Видя изобилие строящихся офисных и торговых центров, наблюдатели сомневаются: будут ли эти объекты приносить сво
С каждым годом инвесторов на рынке коммерческой недвижимости становится все больше. Видя изобилие строящихся офисных и торговых центров, наблюдатели сомневаются: будут ли эти объекты приносить своим владельцам доход или стоять полупустыми. Истина очевидна — успех проекта зависит от его концепции, учитывающей требования арендаторов и потребителей. Наши инвесторы и девелоперы признают этот факт, когда совершают ошибки. «ДК» и компания «Экспо-Линк» собрали экспертов коммерческой недвижимости1, чтобы выяснить, как создать уникальную концепцию объекта, которая не устареет еще на этапе строительства и будет «работать» не один год.
Угадай-ка!
Инвесторы рынка коммерческой недвижимости убеждены — построенный объект должен приносить стабильный, постоянно увеличивающийся доход. Однако большинство из них не представляют себе механизмы, влияющие на рост прибыли, — дружно констатировали собравшиеся эксперты. Инвесторы не вполне отчетливо понимают, какой объект получится в итоге и, как следствие, чего требовать от девелоперов, — конкретизировал Вячеслав Мягков, менеджер отдела консультаций по недвижимости компании «Эрнст энд Янг СНГ». Совместить во многом противоречивые интересы инвестора, девелопера, будущего владельца объекта, арендатора и конечного потребителя позволяет концепция — по сути, это главная идея объекта. В теории все просто. Инвестор хочет извлекать максимальный доход на вложенные средства, арендатор — добиваться наибольшего оборота, а посетитель — получать как можно больше положительных эмоций, удовлетворяя свои покупательские или иные нужды. Но объединить теорию с практикой оказывается труднее всего. По мнению Николая Савина, президента риэлтерского союза «МАН», именно сейчас профессиональные девелоперы учатся сочетать интересы участников рынка коммерческой недвижимости: Раньше возводили здания, руководствуясь своей интуицией и минимальным строительным опытом. Сейчас пограничный этап: местные застройщики от стихийных работ и инвестирования начинают подходить к своим проектам более осознанно. Как заметил Игорь Заводовский, соучредитель «Общества Малышева-73», концепция — идея функционирования торгового или офисного центра — была всегда. Даже в «дикие» времена собственник представлял, как его объект будет работать. Но идея меняется с течением времени, она становится более цивилизованной — либо универсальной, либо уникальной.
Так произошло с двумя старейшими торговыми центрами города. Сергею Красовскому, генеральному директору «Универбыта», понадобилось пять лет на формирование концепции своего ТЦ, размещенного в здании бывшей швейной фабрики. Основные принципы — отсутствие якорных арендаторов и товаров с большим жизненным циклом (мебели, бытовой техники). Сегодня «Универбыт» представляет собой магазины с эксклюзивным ассортиментом для людей со средним и выше среднего достатком. Леонид Базеров, генеральный директор ТЦ «Успенский», тоже создавал формат торгового центра в старом здании (на ул. Вайнера). Вариантов он перепробовал немало. В конце концов возник «очень большой и популярный ТЦ для народа» с магазинами массовых брендов — как российских, так и мировых.
Успешные девелоперы и управляющие торговыми центрами уже уяснили для себя «каноны жанра». ТЦ нового времени должен быть не просто коробкой для сдачи помещений в аренду, а отвечать ряду основных требований — располагаться близко к транспортным развязкам, иметь удобный паркинг, определенное количество и качество предоставляемых услуг и т. д. Набор сервисов, число и состав арендаторов — ключевые параметры концепции ТЦ.
Причин для «концептуализации» объектов коммерческой недвижимости две. Первая кроется в усилении конкуренции. Как стало известно из данных комитета по товарному рынку г. Екатеринбурга, сегодня в городе всего лишь 12 торговых центров и 25 независимых универсамов и супермаркетов. Согласно стратегическому проекту «Торговые узлы», в ближайшие годы в уральской столице предполагается освоить 67 площадок для офисных и торгово-развлекательных центров. В Екатеринбург заходят такие сетевые гиганты, как Metro и IKEA. Рынок кардинально поменяется. 110 тыс. кв. м будет в комплексе «Мега» от IKEA. Но дело даже не в площадях — IKEA приводит лучшие мировые бренды. Подобного у нас нет. «Просто» в город они не идут, а в IKEA их притянет. И покупатели устремятся туда, — считает Леонид Базеров. Он заметил, что, когда в мае IKEA распределяла места в своем ТЦ, площадей всем желающим не хватило!
Вторая причина «концептуализации» — повышаются требования арендаторов. Еще вчера арендатор, сидящий в каком-нибудь НИИ на 20-100 кв. м, мечтал просто оттуда сбежать — не важно куда. Он сталкивался с произволом арендодатателя, с некачественным сервисом, с грязными полами и плохой охраной и т. д. Сегодня ему уже не все равно, куда бежать. Это нормальное развитие рынка, и инвесторы должны предъявлять к себе новые требования. Наступил переломный, качественный, момент, когда концепция — необходимый элемент любого проекта, — пояснил Николай Савин. С ним согласился Алексей Мальцев, исполнительный директор компании «РЕЙМ СМТ». Он уверен, что по мере развития рынка будут меняться требования арендаторов к площадям. Арендаторы станут более капризными, и есть вероятность того, что они уйдут из неправильно созданных объектов, которые в перспективе могут стать «памятниками архитектуры». Как заметил г-н Мягков, в Москве подобное явление наблюдается последние два года — плохо расположенные ТЦ, построенные по типу крытых рынков, сначала быстро заполняются, а через год-два резко теряют свою клиентуру. Фактически они не торговые площади, это просто муравейники — в них те же самые тетеньки с рынка продают китайские и турецкие вещи, в каждой секции одни и те же, — рассказал Вячеслав Мальцев*. — Наш анализ показывает: выживают только те ТЦ, которые хорошо расположены, универсально спроектированы — можно менять планировку. В них достаточно пространства для более или менее солидного якорного арендатора. В Екатеринбурге такой же процесс начинается прямо сейчас. Рынок, полагают эксперты, может захлестнуть волна редевелопмента, т.е. перестройки и перепозиционирования объектов.
Задача, стоящая перед девелоперами, по мнению Алексея Мальцева, сводится к строительству объектов, которые будут соответствовать требованиям арендаторов и покупателей. Игорь Заводовский считает, что любая концепция имеет свои жизненные циклы и должна постоянно находиться в трансформации. Создать концепцию — значит угадать, что будет востребованным к тому времени, когда твой объект откроется. Но смена форматов в торговле происходит достаточно быстро. Окупаемость успешного ТЦ всего 2-3 года, достаточно проработать 5 лет — и его можно пускать «под бульдозер» и начинать строить новый. Так оно и будет, — предсказал г-н Заводовский. Угадать на много лет вперед потребности покупателей и арендаторов очень сложно. Для этого нужны очень большие инвестиции, крупные форматы, масштабные исследования с привлечением консультантов, имеющих международный опыт.
Кому в домике жить?
Почему местные девелоперы чаще «угадывают», чем подкрепляют свои идеи реальными исследованиями, объяснил Леонид Базеров: Чтобы создать концепцию, потребуется привлечь серьезные консалтинговые фирмы, которые изучают Екатеринбург и всю округу — население и его потребности и т. д. Это огромные деньги и время. Жизнь нам этого не дает. Есть общая проблема — мы этот большой этап упускаем, а вместо расчета гадаем: попал — не попал. И за это нас сегодня часто критикуют. В Москве и Питере уже начинают вкладывать деньги в предварительные исследования — но это дополнительный год периода окупаемости и много «лишних» денег. Игорь Заводовский продолжил тему: в этом случае возврат вложенных денег затянется до 7-8 лет вместо 3-х лет сегодня. Даже успешный формат, который тиражирует IKEA, через 5 лет морально устареет и потребует полного обновления. ТЦ должен быть успешным какое-то время, потом необходимо снова «предсказывать» запросы.
Но все-таки признаки цивилизованного подхода к созданию концепции у екатеринбургских девелоперов есть. Большинство из них уже осознали важность краеугольных камней концептуального подхода — так называемых якорей. Ключевой арендатор — системообразующий в ТЦ. Именно от него выстраивается дальнейшая концепция, — сказал Алексей Мальцев. В этот момент кто-то из зала заметил, что в «Универбыте» нет крупного арендатора. Эксперт согласился: Действительно, не у каждого ТЦ должен быть якорь. Его роль могут выполнять не только предприятия торговли, но и все, что привлекает людей. Таким ТЦ, как «Успенский», «магнит» вообще не нужен. По мнению Алексея Мальцева, этот ТЦ «сидит» на естественном якоре — потребительском потоке, поскольку хорошо расположен. Чем лучше место, добавил Игорь Заводовский, тем меньше потребность в якорном арендаторе. Алексей Чижов, директор департамента офисной недвижимости компании «Бекар Консалтинг» (Санкт-Петербург), убежден: вопрос, быть или не быть якорю, зависит от стратегии собственника: Если он намерен создать объект, который просуществует очень долго, необходимо изначально сажать туда якорь. Если же он хочет в ближайшие годы получить максимально возможную прибыль и потом готов спустя 3-5 лет внести какие-то изменения и реконструировать объект, он может делать мелкую нарезку и работать без якоря.
В любом открывающемся крупном комплексе якоря нужны — убежден Игорь Заводовский. Главное, что уяснили девелоперы таких проектов, — переговоры с якорями надо вести как можно раньше, а не после сдачи объекта. Первоначальные проекты торгового комплекса должны разрабатываться исходя из рекомендаций и требований якорей. Тогда сразу можно решить вопросы, связанные с логистикой, геометрией помещения, возможностью размещения оборудования. Переговоры с арендаторами лучше проводить на этапе разработки предварительной концепции, чтобы к моменту создания основной у вас уже были какие-либо соглашения, — отметил Алексей Мальцев. Последствия запоздалого поиска якорных арендаторов часто оборачиваются большими «переделками» проекта. Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин холдинга», убедился в этом на собственном опыте. Когда компания начала строить офисный центр на Ленина — Хохрякова, никаких договоренностей с арендаторами у них не было. Потом появился якорь — КМБ-Банк. Во что это вылилось для нас? В значительные переработки проекта. Сегодня у двух наших офисных центров, которые находятся еще на стадии проектирования, уже есть якорные арендаторы, — сказал г-н Бриль. Новый арендатор «Успенского» — одна из крупнейших федеральных сетей бытовой электроники «М.видео» — также заставил Леонида Базерова пойти на перестройку здания ТЦ: Пришлось ломать грузопассажирский лифт, ставить другой, более просторный, переделывать вход, потому что им негде было развернуться. Невозможно предусмотреть специфику крупного специализированного торгового оператора. Ясно, что это будут немалые усовершенствования, большая потеря времени и денег, но мнения и пожелания якорного арендатора учитывать необходимо.
Игорь Заводовский поделился тем, как непросто найти компромисс в отношениях девелопера и арендатора: Каждый ведь тянет одеяло на себя. Якорь хочет «осесть» на первом этаже, да еще и с отдельным входом. Но тогда это просто большой самостоятельный магазин, снявший у тебя дешево площади. А как быть с галереей маленьких магазинов? При таком раскладе покупательский поток будет их миновать. Мы учитываем мнение якоря не для того, чтобы безоговорочно соглашаться со всеми его требованиями. У нас достаточно успешный ТЦ и место хорошее. Мы слушаем их как вполне опытных торговцев, «стоящих» во многих ТЦ. Открытие второй очереди «Купца» запланировано на начало
2006 г., но уже сегодня состав якорных арендаторов определен. Уровень «–1» займет «М.видео», «+3» — пятизальный мультиплекс. На первом и втором этажах обоснуются «маленькие» арендаторы.
Главный плюс раннего и взаимовыгодного сотрудничества с якорями для г-на Заводовского сводится к тому, что теперь «стало понятно, где кого разместить». Якорный арендатор помогает снизить финансовые риски по проекту и получить определенность — ты уже по сути дела сдал в аренду или продал свой объект, — добавил Андрей Бриль. Как подчеркнул Василий Нестеров, гость Дискуссионного клуба, директор компании «Юран-Инвест», договоренности с якорным арендатором — большой плюс для привлечения инвестиций в строительство: Многие инвестиционные компании рассматривают эту позицию чуть ли не первой. Если у вас есть якорный арендатор, с которым ясно, откуда он берет деньги и за что платит, то инвестиции гораздо легче привлечь. Ключевым при выборе арендаторов остается их соответствие предлагаемой концепции торгового центра.
То, что доктор прописал
В Москве и Петербурге у девелоперов уже сложилась практика привлекать консультантов. Изучив результаты маркетингового исследования, эскизный проект и текущую ситуацию на рынке, эксперт порекомендует заказчику, какому арендатору какую площадь стоит предложить и т. д. В Екатеринбурге консультационные и консалтинговые компании до сих пор воспринимаются собственниками и инвесторами как лишнее звено. У нас на Урале народ недоверчивый, — пытался объясниться за всех Андрей Бриль. А «недоверчивый народ» в зале перешептывался: «А зачем вообще нужны консультанты — непонятно, за что им деньги отдавать, да еще и спросу с них никакого». Честь мундира вызвался защищать Алексей Чижов. Пытаясь разъяснить предназначение консультантов, он сравнил их с терапевтами: Вы приходите к доктору и спрашиваете у него, что вам делать. Доктор вам прописывает таблетки. А дома вы решаете сами, послушаться доктора или поступить по-своему. Например, вы считаете, что доктор неумный человек: я лучше буду пить лимон, малину, есть чеснок и пить водку, а не эти таблетки». То же самое на рынке коммерческой недвижимости. Консультант — это терапевт. Собственник самостоятельно выбирает — принимать ему ту или иную концепцию. Соглашаясь с консультантом, он покупает альтернативное мнение профессионалов рынка. Коллегу по цеху поддержал Алексей Мальцев, отметив, что консультантов не надо воспринимать как людей, обладающих сакральными знаниями, которым только заплати денег — и они сразу же сделают проект успешным. Консультант имеет определенный массив информации и возможность сравнивать разные проекты и разные рынки. В принципе вы сами можете сделать то, что делают консультанты. Купить книги, благо их сейчас много, научиться хорошо, функционально планировать. Но вам будет проще, условно говоря, отдать $5 тыс. за планировочные решения и получить их через месяц, чем полгода с непонятным результатом обучать любимых архитекторов. Это вопросы срока и экономической целесообразности, — сказал г-н Мальцев. Далее Вячеслав Мягков продолжил доказывать «нужность» стороннего консультанта: Наши клиенты, занимающиеся гостиничным бизнесом, хотят знать, по каким принципам действуют остальные игроки. Мы располагаем такой информацией и делимся ею. Выдаем ее концентрированно, не раскрывая коммерческих тайн и имен, — какой тип гостиницы, в каких городах и как работает. Это актуальная информация. Она не столько из учебников, сколько из реальной практики. Гостей эти аргументы не убедили, их подозрительность к действиям столичных консультантов только росла. Михаил Власов, директор компании «Средуралинвест», категорично заявил: Я доверяю Андрею Брилю, потому что он на своем опыте знает, какие ошибки можно допустить. Вы говорите, что можете рассказать, кто какие сделал ошибки. Кто вам реально скажет, какие ошибки он делал?! Как объяснил г-н Мягков, его компания — аудитор и финансовый контролер ведущих гостиниц России уже 8 лет. Поэтому информацию об ошибках в концепции, влияющих на доходность бизнеса, консультанты «Эрнст энд Янг» получают из первых рук.
Когда аргументы столичных консультантов в пользу их «нужности» девелоперам Екатеринбурга иссякли, точки над i расставил Андрей Бриль: Я тоже могу предложить собравшимся в зале услуги консультанта, более того, продам еще целую кучу работ, которую вам не предложит приезжий консультант. Но не нужны вам консультанты, ребята! Залу на миг показалось, что это окончательный приговор столичным советчикам. Слова Андрея Бриля были встречены восторженными возгласами и громкими аплодисментами. Продайте ваши мысли соседу слева! (там сидел
г-н Чижов. — Прим. ред.) — выкрикнул один из гостей под дружный смех. Но г-н Бриль продолжил, и стало очевидно — это как раз тот случай, когда хорошо смеется тот, кто смеется последним: Чтобы вы могли говорить с консультантами, вам всем желательно пройти один раз цепочку создания объекта коммерческой недвижимости от начала и до конца. Основная проблема в работе с консультантами не в том, что они хотят вас обмануть (хотя бывает всякое), и не в том, что они дорого стоят. Самое главное — вы говорите с ними на разных языках. Вы ждете от них принципиально невозможного — поскольку не формулируете им задачу, не понимаете, каким должен быть результат. Андрей Бриль терпеливо разъяснял притихшему залу, что консультанты — это инструмент в руках девелопера и, как и у каждого инструмента, у него есть своя эффективная сфера применения: Если у вас объект на 1 тыс. кв. м и вы придете в фирму «Эрнст энд Янг», я скажу: вы, ребята, безумцы — эта фирма занимается другого класса объектами, да и там вам сразу ответят, что вы не по адресу. Г-н Бриль сделал вывод: говорить о цивилизованных отношениях местных девелоперов и консультантов просто рано. Но, по его убеждению, со временем последние станут необходимым звеном в цепочке участников инвестиционных проектов коммерческой недвижимости. Консультанты обладают большим объемом реальных знаний в совершенно определенной предметной области, технологиями, способными повысить эффективность ваших проектов. Если вы только понимаете, что делать с этим инструментом, — заключил Андрей Бриль.
Кто крайний?
Убедившись, что консультанты отнюдь не бесполезны, в первую очередь когда девелоперы работают с ними в одной связке, члены и гости Дискуссионного клуба стали определять степень ответственности за успех или провал проекта других его участников — инвестора, девелопера, архитектора. Собравшиеся пребывали в твердой уверенности: если собственник пользуется услугами консультантов — именно он должен отвечать за воплощение проекта. И уж тем более отвечать по всей строгости, если новоиспеченный ТЦ или бизнес-центр оказался провальным. Вся ответственность, доказывали сами консультанты, лежит на владельце или инвесторе. Вячеслав Мягков: Каждый инвестор рискует по собственной инициативе. Он тратит личные или привлеченные деньги, за которые отвечает собственным капиталом. Алексей Чижов поддержал коллегу, настаивая на том, что консультанты продают альтернативное мнение, а всю ответственность несет инвестор. В случае неуспеха объекта привлеченные консультанты рискуют самым дорогим, что у них есть, — своим именем. Один-два неудачных проекта — и дурная слава о нас пойдет по рынку недвижимости в целом. Рынок профучастников очень тесный, и мы знаем друг о друге все, — говорил г-н Чижов. — И конечно же, самый «маленький» спрос с архитекторов, они ж люди творческие.
Черту подвел Андрей Бриль. За успех проекта отвечает инвестор, он же собственник. Во вторую очередь — девелопер, поскольку он ведет проект от начала и до конца — от определения концепции здания и до его коммерциализации и выхода инвестора из проекта. Если говорить о классическом разделении процесса, то инвестор подбирает себе девелопера. Не надо строить иллюзий — больше ни на кого свою ответственность не перевесить, — заявил
г-н Бриль. Консультанты, по терминологии коллег, это такие же творческие люди, как и архитекторы, — заключил он, вновь сорвав овацию. Алексей Чижов, относясь к категории консультантов-творцов, тут же воспользовался моментом, чтобы окончательно убедить всех в особом положении своих собратьев. Даже если к проекту привлекаются консультанты, уверен он, за продуктивные переговоры девелоперов с архитекторами отвечает собственник. На нем лежит основной груз ответственности, в том числе и за правильную координацию всех участников проекта, — еще раз убежденно заявил питерский консультант.
Анатомия ошибок
Разбирать чужие ошибки при проектировании объектов недвижимости оказалось для экспертов самым увлекательным занятием. Залу представили целые классификации возможных недоработок и упущений. Первая по распространенности ошибка, считает Алексей Мальцев, которой подвержено большинство собственников коммерческой недвижимости, — создать дизайн-проект, провести всю необходимую работу для начала строительства, а затем задаться вопросом: что, собственно, со всем этим делать? Вторая ошибка, которая подстерегает инвесторов, — неправильно выстроенные отношения с арендаторами. Переговоры с ними начались поздно, их мнение не учитывалось при строительстве, они подбирались друг к другу бессистемно, в результате ТЦ неправильно спроектирован и под уже нарезанные площади сложно найти арендаторов. Когда я спрашиваю собственников, как они будут зонировать ТЦ, то часто слышу в ответ: «Да нарежу по 30 метров и сдам». Вот и вся концепция, — грустно заметил г-н Мальцев. Такие ошибки приводят к повышенной ротации арендаторов — критической отметкой считается 5% в год. Алексей Чижов привел в качестве примера один из ТЦ в Санкт-Петербурге. Несмотря на все убеждения консультантов, собственник не захотел заполучить якорного арендатора, мотивируя это тем, что у него есть другой «магнит» — расположенные поблизости собор и площадь, на которой собирается много людей. На первом этапе покупательский поток действительно был очень большой. Но спустя некоторое время по соседству открылся еще один ТЦ, в котором было два якорных арендатора. Тогда количество посетителей в «безъякорном» торговом комплексе резко сократилось. Часть арендаторов начала съезжать — полностью нарушилось зонирование торговых площадей. Новых арендаторов стали сажать как попало. Нижнее белье разместили рядом с ювелирными изделиями и т. д. На мой взгляд, этот комплекс обречен, там уже идет необратимый процесс, и без каких-то глобальных изменений в нарезке торговых площадей и без якорного арендатора остановить это движение невозможно, — поделился своим мнением г-н Чижов.
В классификации Андрея Бриля на первом месте стоят так называемые «детские ошибки» — когда в здании ТЦ нет самого необходимого, например: паркинга, туалета или фуд-корта, помещений для обслуживающего персонала и т. д. Вторая серьезная ошибка — распродавать объект по кусочкам на стадии строительства. Это не позволяет в дальнейшем эффективно управлять им. Леонид Базеров согласился, что «пять собственников в здании» — это всегда крайне ограниченные перспективы развития объекта. Любые изменения нужно согласовывать со всеми. Решили сделать эскалатор, идете к остальным владельцам. Захотели поменять фасад, опять нужно спрашивать разрешения. Представляете, что это такое?! — восклицал генеральный директор ТЦ «Успенский». Игорь Заводовский считает, что этап привлечения дольщиков скоро закончится: Застраивая ТЦ или другой крупный объект, соучредитель не будет испытывать недостатка в инвестициях, привлеченных от одного лица. Исправить положение, как заметил Андрей Бриль, возможно и в муравейниках с пятью собственниками: Острота проблемы была бы снята, если бы в них появился юрист, который объединит интересы всех и разрешит противоречия. Тогда можно было бы с этим огромным коллективом собственников заключить договор, давно принятый во всем мире.
Следующая группа ошибок в системе Андрея Бриля — плохое проектирование. По его убеждению, сегодня в этой сфере произошла большая деградация и нет тех людей, которые могли бы проектировать на современном уровне. Часто допускаются ошибки, связанные с экономикой строительства: невозможность вписаться в запланированный бюджет, отсутствие внятной системы управления затратами, долгострои. Отдельный блок — процессы коммерциализации и эксплуатации объектов недвижимости. Вывод, сделанный г-ном Брилем, был неутешителен: квалификация самих девелоперов очень низкая. Главное, что у нас отсутствует (помимо базовых знаний) реальный опыт и умение управлять проектом, последовательно проходить все его стадии — от выбора площадки и землеотвода, проектирования, строительства, подбора арендаторов, эксплуатации, получения дохода до выхода из проекта, его реструктуризации и т. д. Когда мы всему этому научимся, тогда и будут успешные проекты, — резюмировал Андрей Бриль. Залу ничего не оставалось, кроме как признать правоту эксперта бурными аплодисментами.
Свет в начале тоннеля
Набираться опыта девелоперам предстоит ускоренным темпами. В ближайшее время начнется освоение новых форматов недвижимости. На подходе — микрорайонные ТЦ (Neighborhood Centers). Это магазины импульсного спроса с продовольственным якорным (основным) арендатором и типовой арендной площадью 5 тыс. кв. м. Они рассчитаны на потребителей, проживающих в зоне 10-минутной пешеходной доступности. По большому счету, в Екатеринбурге таких нет. Сейчас активно строятся гипермаркеты от 20 тыс. кв. м и больше. Взгляды инвесторов не обращены в сторону микрорайонных ТЦ — там низкая рентабельность. Но, с другой стороны, при грамотном подходе этот формат может быть очень успешным, — считает Александр Засухин, генеральный директор компании «Урал-Гермес». Ощущается недостаток специализированных ТЦ, где в качестве якорного арендатора выступает магазин формата DIY (Do it youself). Пример таких магазинов у нас — «КОР» и «СтройАрсенал». Еще один сегмент рынка, к которому девелоперы даже не начали подступаться, — промышленная недвижимость. Работы хватит всем и надолго. Завершая дискуссию, Игорь Заводовский рассказал, что в ответ на вопрос, когда исчезнет повышенный интерес к рынку коммерческой недвижимости, он всегда спрашивает себя: А сколько у меня сейчас недвижимости, мне ее покупать или продавать? Так вот, у меня сейчас недвижимости много. Но на этом останавливаться я не собираюсь. Бум на этом рынке не закончится никогда!
Обратная связь:
ryabova@apress.ru
1
Встреча Дискуссионного клуба «ДК» проходила в рамках конференции «Коммерческая недвижимость Екатеринбурга: возможности для инвестиций». * - выполняет функции иностранного агента