«Что делать с конкурентами? Кто-то говорит — похоронить, кто-то — дружить. Я ни с кем не хочу преднамеренно дружить. Но я буду влиять на рынок так, чтобы под меня подстраивались» — Владимир Мотчаный.
Владимир Мотчаный начал профессиональный путь в 12 лет со стрижки баранов в деревне. Сегодня его фамилия — это бренд, известный в Екатеринбурге, России и Европе. Мотчаный развивает четыре салона красоты, школу-студию и специализированный магазин профессионального оборудования для парикмахерских салонов.
На встрече с участниками бизнес-клуба «МАГНАТ» Владимир Мотчаный поделился личными историями, предпринимательским опытом и мыслями о том, что важно учитывать для достижения серьезных результатов в своем деле.
Владимир Мотчаный, владелец сети «Салоны красоты Мотчаного» и «Студии парикмахерского искусства Мотчаного»:
Про детство
— Ну, наверное, как у многих. Родился в деревне, бедная семья. Папа умер, когда мне было три года. Трое детей в семье. Как-то выживать надо было. Здоровье у меня было очень плохое, дети в школе шутили: мол, Мотчаный скоро помрет. Потому что я не учился практически, по полгода лежал в больнице.
И в такой ситуации неважно, большой ты или маленький. Срабатывает инстинкт самосохранения. Где еще он срабатывает? Когда вас начинают прессовать со всех сторон и неважно, как: психологически, экономически, или это делают ваши же кадры.
Я еще тогда, в детстве, понял: чтобы держаться на плаву, нужно что-то уметь делать — или мозгами, или руками. И в 12 лет начал стричь баранов в деревне. Почему-то тетка моя уже тогда решила, что я стану парикмахером. Видимо, очень хорошо баранов стриг.
Про цели
— В 16 лет я поступил в училище и на первом курсе пошел на конкурс парикмахеров. Посмотрел на все это и удивился: ребята, такие же молодые, как я, участвуют в конкурсах, делают великолепные стрижки и прически, занимают призовые места. И я подумал: а я ведь такой же, как они, ничем не хуже. Надо просто подучиться. И тогда я поставил себе задачу — стать номером один в Екатеринбурге.
О чем бы мы с вами ни говорили, мы одинаковые, понимаете? Просто у каждого есть свои задачи и свои цели. Вопрос, как относиться к тем задачам, которые перед вами стоят. Самое главное, я еще на первом курсе поставил перед собой не только цель стать номером один, но и срок, когда это будет. Если нет понятных сроков, где ты хочешь быть завтра или через год, тяжело ставить задачи, которые ведут к цели. Поэтому ставьте понятные сроки. Это обязательно.
Про решение проблем и психотипы
— Ко мне постоянно приходил на стрижку один молодой человек. И мы как-то разговорились с ним, подружились. Он рассказывал мне из психологии многое: какие психотипы бывают, как люди реагируют на разные ситуации, и в целом про поведение людей. Так прошло несколько лет. И как-то раз он приходит ко мне в форме и с большими звездами на плечах. Оказалось, из органов, занимался распознанием психотипов в преступном сообществе. Работал в психбольницах, в тюрьмах.
А когда я открыл свою первую компанию, он приходил ко мне, я делился какими-то своими заботами, и он мне советовал — про персонал, например: такие-то люди, с таким-то психотипом мне нужны. Я первое время с недоверием относился. Ну как можно так поверхностно решить, как к человеку относиться или стоит ли принимать его на работу? К тому времени у меня уже работало человек 50, и этот мой товарищ мог на кого-то посмотреть и сказать, сколько он проработает в компании, чего от него можно ожидать. Кто лидер, а кто будет прятаться за спиной лидера. И удивительно, все, что он говорил и советовал, сбывалось. Поэтому я и сам начал изучать психотипы, искать инструменты в психологии, учиться работать с разными типами людей, управлять ими без конфликта. Очень полезное дело.
Про управление командой
— Когда у меня появился первый салон, я очень хорошо зарабатывал. И тогда у меня возникла идея сделать свое, ну, скажем так, коммьюнити. Стал покупать квартиры. Купил со временем пять квартир, начал нанимать и приглашать специалистов из других городов, со всей России. Это решение стало началом той системы, которую я называю «мотивационный профиль». Откуда оно пришло? От того самого товарища, который занимался распознанием психотипов. Потому что он рассказывал мне, как избежать манипуляций, как общаться с шантажистами, как вести себя в стрессовой ситуации и так далее.
И что касается бизнеса, я очень рано понял, что в персонал нужно вкладываться. Это очень важно.
Открыться сейчас — не проблема. Зарегистрировали компанию, закупили оборудование, начали работать, наняли персонал. Где лучший и подходящий персонал? У конкурента. Если берете персонал у конкурента, нужно предлагать больше денег и лучший соцпакет.
С таким подходом со временем получается, что не вы управляете бизнесом и персоналом, а персонал начинает управлять вами и бизнесом. Пригласили ведущего специалиста, а ему что-то не понравилось — он заявление на стол, и пошел.
Я тогда многое начал делать для того, чтобы персонал работал только на меня и не уходил к конкурентам. Предоставлял бесплатное проживание. Сотрудники не платили даже за коммунальные услуги. Потом нанял для сотрудников салона повара, доктора, обеспечивал бесплатное образование, бесплатный инструмент, давал подъемные.
Конкуренты пробовали переманивать мой персонал, но у них ничего не получалось. Даже несмотря на то что я платил мастеру, например, 20%, а конкурент обещал 30%. Неинтересно было моим специалистам уходить.
Про конкурентов
— Вы обучили персонал. Персонал у вас крутой. Охотников на ваш персонал — весь город. И вот в 1997 году заходит на рынок новая компания и говорит: «Мы откроем 100 салонов в течение года». Причем, хорошие салоны собираются открывать, и уже открывают. И не 30 квадратов, а минимум 100. И еще такие условия и процент предлагают, что все сотрудники всех салонов начинают постепенно к ним переходить.
А я как раз прилетел из Лондона, обучался там у специалистов, договаривался, как их к нам привезти, чтобы мои сотрудники у них квалификацию прошли. Прихожу в салон, а ко мне очередь на увольнение из 50-ти человек: конкурент предлагает им комиссию 40% против моих 25%.
И что делать? Уволить? А как быть с квалификацией? Столько времени нужно, чтобы вырастить ведущего специалиста, минимум год…
Когда я увидел, как все стоят гуськом с заявлениями, я сказал: «Заходи по одному!». И, ничего не говоря, сразу подписывал: уволить. Возвращал заявление и спрашивал, почему человек увольняется. Ответ один и тот же: у конкурента больше платят. Тогда спрашивал: а что еще лучше у конкурента? — А больше-то и ничего. Отлично, говорил я: ты хочешь там больше зарабатывать или получать хотя бы не меньше того, что они предлагают? Тогда давай посчитаем. И тут же просчитывал, сколько нужно добавить, чтобы сотрудник получал больше, оставшись у меня. Но увеличивал не проценты, а стоимость услуги по прайсу. Так сохранил команду.
Что делать с конкурентами? Кто-то говорит — похоронить, кто-то — дружить. Я ни с кем не хочу дружить преднамеренно, не хочу в душу лезть и так далее. Но я буду влиять на рынок так, чтобы мои конкуренты смотрели на меня и подстраивались. А что я делаю? Приглашаю лучших специалистов мира обучать моих мастеров. Еще договариваюсь с персоналом так, что если они идут учиться и повышают квалификацию, то я автоматом поднимаю стоимость их услуг. То есть если мы пересчитаем на количество клиентов, которое обслуживает специалист, получится, что у него заработок в месяц вырастет, условно, на 10%. Плюс, например, прошу администратора в первую очередь ставить клиентов тем, кто прошел обучение. У них ведь квалификация выше, стоимость услуги выше, и запись к ним должна быть в первую очередь.
Резюме
— Самое главное, что хочется сказать. Не нужно никакого насилия, не нужно никого напрягать. Все должны выигрывать. Нужно создавать условия, чтобы люди чувствовали заботу, отношение. И если вы хотите круто работать, всегда давайте «обмен с превышением». Это лучший PR. Когда вы можете дать чуть больше или сверх того, что обещаете и о чем договариваетесь. Это фантастический инструмент. И не бойтесь делать по-другому, не так, как делают конкуренты. Будьте созидателями, а не разрушителями. Тогда и результаты будут выдающимися, а не плановыми. И люди о вас будут говорить. И бизнес у вас будет с человеческим лицом. С вашим лицом. А это очень ценно, когда не стыдно клиенту в глаза посмотреть.
Бизнес-клуб «МАГНАТ» проводит встречи с ViP-гостями каждую неделю. Условия вступления — на сайте клуба.