«В течение 10-15 лет мы увидим, как 90% людей потеряет работу. У государства не будет шанса не ввести безусловный базовый доход. Вариантов нет: все уйдут в какое-то творчество».
Инвестор Герман Каплун, основатель венчурного фонда TMT Investments, основатель и бывший владелец медиахолдинга РБК, рассказал «Идеономике» о продуктах и товарах будущего, измененных технологиями, новых принципах потребления и о том, можно ли подготовиться к грядущим изменениям на рынке труда.
О вещах
В течение 10-15 лет мы увидим, как 90% людей потеряет работу. У государства не будет шанса не ввести безусловный базовый доход. Вариантов нет: все уйдут в какое-то творчество. Вещи, сделанные людьми, будут цениться. Картина, нарисованная человеком, будет цениться в разы больше, чем штамповка, не стоящая ничего. При этом все понятные товары, еда, одежда будут только дешеветь. Кроме, может быть, недвижимости: земли не становится больше, в отличие от людей.
О людях
Для единиц это будет стимул — для тех, кто захочет чего-то добиться в жизни. В моем понимании таких только 5-10% людей. Есть еще 10-15%, которые вообще ничего не хотят. Остальные — люди, которые хотят много, но не готовы вкалывать и ломать стены. И в будущем, вероятно, 10-15% людей опустятся — они будут бездельничать, прожигать жизнь, их все устроит. А чтобы добиться большего, надо будет вкалывать еще больше — разница станет существенной.
Об информации и экономике
Все и вся будет накапливать данные. Но в центре сбора все равно останется человек.
Я негативно отношусь к государственному участию в цифровой экономике. Есть две положительные вещи, которые оно создает: первое — это хайп. Все больше людей начинает на это смотреть. Второе положительное — вещи типа «Сколково» или Digital October. Все остальное — это искусственно, это метод перевода обычного бизнеса под цифровой. То есть какое-то лоббирование, какая-то эксклюзивность, какое-то право реализации только через цифру. Например, система, когда общение с ФНС и все платежи происходят через одну компанию. Цифровая это экономика или нет? Это не про технологии, а про эффективность. Если технология эффективна, тогда она имеет отношение к этому. Если неэффективна, то она искусственная.
О России
У нас есть потрясающий потенциал. У нас одни из лучших в мире программистов. Их много. Как и людей с математическим, технологическим. Они качественные. А еще из-за влияния Советского Союза мы привыкли обходить проблемы и препятствия. Для нас запрет всегда неокончательный, мы умеем искать решение. Для этой индустрии наши мозги прекрасно подходят. Это наше преимущество. Это нестандартное качество проявляется во всем.
О СМИ
Вся традиционная индустрия полна проблем. Отрасли выделить тяжело. Но совершенно точно будет мало успешных игроков в медиа. Прорывов будет мало. Доля Facebook продолжит расти, думаю, он не разогнался даже на 50% своих потенциальных возможностей. Стать крупным, не паразитируя на нем, будет трудно, а стать крупнее [чем Facebook] — невозможно. СМИ окончательно растворятся в соцсетях лет через десять.
Можно построить прекрасную модель, будучи маленькой командой, получить подписчиков и существовать долгие годы. Это рабочая модель. Но одному журналисту сделать канал с миллионами подписчиков практически невозможно. Это как кофейня, но одиночная, несетевая кофейня. Это малый бизнес. Часть из которого может стать, с трудом, средним. Маловероятно, единицы станут крупными. К сожалению, маркетинг и продвижение гораздо важнее таланта автора. Продукт на пятерку всегда проиграет, продукт на пятерку с маркетингом на тройку тоже всегда проиграет. Выиграет продукт на четверку, даже четверку с минусом, но с маркетингом на пятерку.
Жизнь в будущем
Безработица вырастет на 15-20%. Появится все больше сотрудников по совместительству, люди не будут ходить на работу каждый день. И когда Uber начнет увольнять водителей, народ пойдет протестовать. Некоторые страны ограничат иммиграцию: рабочая сила будет не нужна. Появятся более продвинутые устройства, которые контролируют ваше здоровье. Сфера Digital Health рванет вперед. Свободного времени станет больше. Люди будут жить дольше, но не будут знать, чем себя занять.
Традиционные магазины не умрут, но их станет меньше. Будет больше типовых товаров, мы покупаем их постоянно: гречневую кашу или бумажные полотенца. Нам нужно, чтобы это поступало домой автоматом. Тут не нужно бегать и выбирать. Это другой способ потребления. И этот подход сразу убивает конкуренцию между производителями, в итоге снижается занятость, но зато появляется стандартизация. Когда у тебя одни стандарты — ты захочешь чего-то нестандартного. И здесь будет два типа сервиса подписки. Один отвечает за регулярное базовые товары, а другой — за открытие — возможно, те самые продукты творчества, которые будут создавать креативные люди.