Мнение без купюр: «То, что в стране заводы стоят, одни стартаперы вокруг — это еще полбеды. Настоящая проблема в том, что почти все эти новые предприниматели больше тянут на адептов игры в «танчики».
Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»:
— В апреле мне довелось выступить кем-то вроде рецензента на стартап одной команды. Они хотят предложить рынку услуги в сфере управления ЖКХ и прислали мне масштабное описание своего проекта: начиная от инженерных решений и заканчивая применением технологий блокчейна. Почитав это описание, я составил подробнейший ответ аж из восьми пунктов. Но, если честно, весь этот длинный текст можно свести к одной простой фразе:
Ребята, что за хрень?! Вы бизнесом занимаетесь или в компьютерную игрушку решили поиграть?
То, что я увидел в этом описании, является настоящей бедой подавляющего большинства современных стартапов. В их проектах всегда есть пункт первый — идея (нередко довольно крутая идея), а потом они сразу приступают к пункту третьему (кто мы и сколько нам надо денег на проект). Почему «третьему»? Потому что там посередине не хватает одного жизненно важного пункта — «второго» — экономики проекта.
Как, ребята, вы будете отвечать за полученные деньги? Как и куда пойдут ресурсы, и как будут возвращаться инвестиции? Какие проценты? Износ? Налоги? Вот этих «мелочей» постоянно не хватает, но зато есть идея, и она крута! Я уж молчу про то, что авторы конкретно рецензируемого мною проекта нагородили огород с технологическими решениями. Например, сказали, что разработали первый импульсный датчик и некий уникальный концентратор. Но я-то разбираюсь прекрасно в этой теме, я смотрю в проект и понимаю, что знаю, кто не первый год делает то, что наши герои ЖКХ назвали своим ноу-хау. То есть авторы описания либо просто врут, либо «изобрели велосипед», который нафиг никому не нужен, что тоже опасно.
И ведь ребята (эти и такие, как они, авторы других проектов) — очень неглупые люди, но почему-то полны уверенности, что для успеха достаточно найти крутую идею, этакое «зернышко», а вокруг навалом «горшков с землей». Мы зернышко воткнем в землю, оно у нас как-то вырастет само, а потом будем делиться плодами. Это частный случай целой концепции, которая получила название «экономика идей». Ее суть в том, что всех остальных ресурсов у нас вокруг, вроде как, завались, только вот оригинальных идей маловато. И как только найдется чувак с такой идеей, толстосумы сразу все к нему побегут в очередь выстраиваться, чтобы дать денег.
С тем, что нужна бизнес-идея, никто не спорит. Но значение оригинальности идеи сейчас сильно преувеличивают.
На самом деле, можно взять что-то проверенное, уже готовое, немножко это доработать, более грамотно сделать и добиться результатов. Кстати говоря, немало известных компаний так и создавались. Среди компьютерных производителей, например, DELL. У них вообще никогда своего производства не было. Они просто везде все покупали и грамотно компоновали. Рассуждение очень неглупое: «А зачем мы будем напрягаться, когда, просто понимая, как это делается немножко правильней, все переупакуем и продадим».
Мне кажется, для адептов «экономики идей», которыми являются большинство нынешних стартаперов, все происходящее в их проектах — вообще не бизнес, это такая виртуальная игра. Но когда ты относишься к происходящему как к игре, это другие ставки, другой настрой, другая агрессия, другие амбиции.
Вот ты придумал идею, потом какой-нибудь Инвестигейд Джоинд Кэпитал Фаунд дал денег, но у тебя не получилось. Ну что ж, значит «рынок не принял», как говорится «не шмогла», давайте думать над новой идеей.
А то, что при этом ты просрал десятки миллионов, ну так это игра, как «танчики»: танк уничтожен, идем в ангар, новый взяли и поехали.
Я хорошо помню, как мы сами начинали работать на рынке провайдинга. Мы конкретно на интернете стали зарабатывать деньги так, чтобы каждый месяц «выходить в ноль», только через четыре года после начала работы компании. И моя задача была каждый из этих примерно 50 месяцев сводить расходы по аренде, по зарплате, по налогам, по поставщикам.
И если мы зарабатывали на интернете условно 10 рублей, а нам надо 100, то мы понимали, что нам нужно чисто на торговле еще 90 заработать. И это без вариантов! Я поэтому никогда не забуду апрель 2003 года, когда впервые мы закрылись «в ноль». Правда, в моем случае есть большая качественная разница — я не выходил на рынок капитала и никаких авторитетных дядей не просил помочь. Более того, мне предлагали деньги. Ко мне приходили и говорили: «Тёма, такая маза: у нас нормально пошло с металлопрокатом, давай, может быть, вложимся в твой проект?» Я говорю: «Стоп, пацаны, подождите. Во-первых, пока нет экономики. Во-вторых, пока все делается, условно говоря, на бумажке. Так что я под чужие деньги не подпишусь».
В итоге первые кредитные деньги в банке мы взяли, когда я понял: я могу видеть, как каждая копеечка сюда попала и как она в этом механизме работает.
Мне очень нравится теория, что в любой популяции существуют порядка 3% этаких пассионариев, которые в «жирные годы» кажутся другим немного буйными и чем-то все время недовольными. Но наступает беда, и те, кто был доволен жизнью (условно, жили фаном), дохнут, а вот эти 3% спасают популяцию. Тот же принцип с помойными котами — они куда более живучие и адаптивные, чем домашние.
Если сегодня вкладываться, то я, уж простите, вложусь в «помойного кота».
В этой теме со стартапами меня радует только одно: хорошо, что хоть кто-то проявляет интерес к бизнесу, пускай и в форме игр в песочнице. Дай бог, ребята пообтешутся, пройдут естественный отбор и среди них найдутся сильные предприниматели. С философской точки зрения можно рассматривать этот процесс, как противовес росту патерналистских настроений в нашем обществе. А то с 90-х годов процент людей, видящих свое будущее в бизнесе, постоянно падает. И тотальная мечта молодых: крупная корпорация или госслужба. Мол, я тут сел и получаю чего-то. Так что я, конечно, только за стартапы, путь их будет много и разных, просто если уж ребята хотят делать бизнес, а не имитировать его, их надо почаще возвращать к пункту «два».