Меню

Главное об ИННОПРОМе-2016: как производству заработать на «интернете вещей»

Темой выставки ИННОПРОМ-2016 стало «умное производство» или «интернет вещей». МНЕНИЕ Андрея Шолохова, компания РТС, о том, какие новые бизнес-модели может это явление дать российской промышленности.

Андрей Шолохов, генеральный директор PTC в России и СНГ: 
 
— Словосочетание «интернет вещей» или «промышленный интернет вещей» все более прочно входит в оборот для различных компаний и целых отраслей. В 2016 г. эта тема даже оказалась вынесена в заголовок выставки ИННОПРОМ-2016. Однако многим до сих пор кажется, что в этом понятии речь идет исключительно про технологические решения, про неживую материю кабелей, плат и микропроцессоров. Синонимами «промышленного интернета» являются, например, распространенное в США словосочетание «умное производство» или немецкая программа «индустрия 4.0».
 
Нельзя не вспомнить, что сам термин «интернет вещей» появился из задачи отслеживания логистики большегрузов, когда команда из Массачусетского технологического университета перешла от стационарных считывателей RFID меток, к установленным на самих грузовиках SIM картам и GPS датчикам. Такое подключение большегрузов к системе мониторинга было названо создателями подключением «вещей к интернету».
 
В классическом смысле «интернет вещей» описывает явление беспроводной автоматизации и мониторинга. Он действительно родственен уже давно используемым в первую очередь в промышленности автоматизированным системам управления технологическим процессом (АСУ ТП). Но дальше в рамках развития «интернета вещей» были разработаны и применены новые технологии, расширяющие это понятие. 
 
Среди них были и чисто технические решения. Например, двунаправленная связь между IoT сервером и  микросервером на присоединенном устройстве, которая позволяет в автоматическом режиме устранять все недостатки гетерогенной беспроводной сети и существенно снижает время и стоимость разработки IoT приложений. Или интеграционная шина, которая одновременно хорошо работает как с системами реального времени (в первую очередь «интернет вещей» и промышленные сети по IEC 61158), а также системами автоматизации человеческого труда (ERP, PLM, CRM и т.д.). Такая интеграционная шина наконец-то позволила эффективно создавать АСУ уровня целого предприятия.
 
Но были среди них и проекты, влияющие скорее на человеческий капитал бизнеса. Например, новые виды человеко-машинного интерфейса, которые серьезно снижают требования к квалификации разработчиков. Смежной технологией для «интернета вещей» является машинное обучение или предиктивная аналитика, которая автоматизирует до 95% задач специалиста по анализу данных и существенно увеличивает его производительность труда. Постепенно «интернет-вещей» все больше превращался в сферу не только технических, но и социальных, управленческих новаций. 
 
Как бизнес зарабатывает на «интернете вещей»
 
Для промышленности важно то, что массовое распространение «интернета вещей» — это еще и новые возможности в построении бизнес-моделей. По большому счету, в рамках «интернета вещей» можно выделить три основные бизнес-модели:
 
Первая  это собственно беспроводная автоматизация, в первую очередь развивающаяся в рамках мониторинга транспорта в реальном времени (службы такси и аренды транспорта, отслеживание логистики, автоматизация сельского хозяйства или карьерной добычи полезных ископаемых). В промышленном секторе эта бизнес-модель малоприменима, так как «место под солнцем» уже занято проводной автоматизацией.
 
Далее следует отметить модернизацию АСУ ТП систем и построение АСУ уровня предприятия за счет интеграции всех цифровых систем, внедрения новых систем человеко-машинного интерфейса. Фактически эта бизнес-модель не использует «вещи, присоединенные к интернету», но дополнительные технологии, которые развились в рамках «интернета вещей».
 
И, наконец, автоматизация послепродажного обслуживания продукции, когда банкомат или медицинское оборудование подключается к системам беспроводного мониторинга и автоматизации, что позволяет сократить время простоя оборудования и повысить процент устранения неисправностей оборудования с первого раза.
 
Давайте посмотрим, как эти бизнес-модели принимаются российским бизнесом.
 
Например, по беспроводной автоматизации сейчас очень много пилотных проектов, особенно в сельском хозяйстве. Бизнес очень хорошо понимает экономику данной модели, связанную с минимизацией человеческого труда.
 
Модернизация АСУ ТП систем и построение систем уровня предприятия начинают приобретать все большую популярность у бизнеса. Основным стопором развития по данному направлению является желание специалистов на предприятиях реализовать подобные системы без использования специализированных решений для подобных задач с целью максимального освоения бюджета. 
 
Вот где существенным образом российский бизнес отстает в области внедрения технологий «интернета вещей», так это в области автоматизации послепродажного обслуживания изделий. Связанно это в первую очередь с особенностями бизнес-моделей наших машиностроительных предприятий.
 
От производства вещей к производству услуг 
 
Есть такое хорошо известное изречение о том, что люди покупают не гвозди, а дырки от гвоздей. Если устроить опрос на тему, что такое производство, то большинство людей, скорее всего, опишут производственную линию, конвейер или завод. При всей очевидности такого подхода, на самом деле первична не производственная линия, а продукт, который хорошо продается. Если у вас хорошее производство с внедренной робототехникой и «интернетом вещей», но неконкурентоспособный продукт, то вы просто будете очень эффективно производить плохой продукт и рано или поздно обанкротитесь.
 
Западные предприятия машиностроения уже давно перешли от производства изделий, которое делает некую полезную работу, к производству изделия, которую можно хорошо продать потребителю. Уровень конкуренции сейчас настолько высокий, что даже продать изделие недостаточно, поэтому ведутся активные поиски того, как можно заработать на послепродажном обслуживании изделий, а это в свою очередь усиливает развитие промышленного интернета.
 
К сожалению, уровень конкуренции на рынке дискретного машиностроения России относительно мал. В первую очередь из-за вертикальной интеграции нашей промышленности и большого количества бизнеса обусловленного исключительно госзаказом.
 
Я уверен, что в тех же проектах автоматизации послепродажного обслуживания на тех же машиностроительных предприятиях в первую очередь нужно проводить организационные, методологические и технологические изменения, которые существенным образом повысят конкурентоспособность выпускаемого изделия.
 
К таким изменениям можно отнести, например, внедрение проектного подхода к управлению маркетингом, НИОКР и выпуском изделий на рынок, для создания единой точки ответственности за успех продукта. К ним же относится использование параметрической аннотированной 3D модели как подлинника информации о продукте; быстрое внедрение системной инженерии, основанной на моделировании (MBSE – Model Based System Engineering) и др. После подобных шагов внедрение промышленного интернета для автоматизации послепродажного обслуживания имеет наибольший экономический эффект.
 
Справка: 
PTC (NASDAQ: PTC) – глобальный поставщик технологических платформ и решений, которые помогают компаниям трансформировать процессы создания, эксплуатации и обслуживания изделий при помощи технологий Интернета вещей (IоT). Работает с более чем 28 тысячами предприятий по всему миру.