Когда-то Пантыкин в шутку назвал себя «дедушкой уральского рока». А несколько лет назад в свой день рождения, 12 января, он самолично учредил Всемирный День композитора. Друзья с энтузиазмом поддер
Когда-то Пантыкин в шутку назвал себя «дедушкой уральского рока». А несколько лет назад в свой день рождения, 12 января, он самолично учредил Всемирный День композитора. Друзья с энтузиазмом поддержали инициативу. И хотя официально дата пока не утверждена, это только до поры до времени.– Почему вы решили превратить свой день рождения в
профессиональный праздник?
– Идея учредить День композитора мне пришла накануне 40-летия, который – по приметам – не отмечают. Чтобы не ставить друзей в неловкое положение, я решил найти другой повод для празднования. Я подумал, что у людей, которые занимаются сочинением музыки, должен быть свой профессиональный праздник... Многие с огромной радостью согласились считать 12 января именно Днем композитора. Тем более, этот день находится между Новым и Старым Новым годом... Те, кто занимаются творчеством, всегда находятся между новым и старым. Перед ним стоит одна проблема – разрушение стереотипов и создание неких новых форм.
– Как вы обычно отмечаете свой день рождения… извините, День композитора?
– В тихом семейном кругу его справлять невозможно. Нет такого дома, который бы вместил всех желающих меня поздравить. Но дело даже не во мне. Все
устраивается ради общения. К сожалению, в последнее время встречаться со старыми друзьями получается все реже и реже – все необычайно заняты. Но в этот день всегда собирается теплая и приятная компания, узкий круг любителей Дня композитора, человек этак 70.
– Каким был для вас ушедший год?
– Очень насыщенный событиями. Сделано было немало. Но самое яркое профессиональное впечатление – это работа с симфоническим оркестром. Об этом мечтает любой композитор. Я дважды в прошлом году работал с прекрасным оркестром Союза кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Мы записывали музыку к фильмам «Привет, Малыш» и «Тайная сила».
– Говорят, что песня «Троечка» из картины «Привет, Малыш!» стала хитом на чешской киностудии «Баррандов».
– Для меня самого это было полной неожиданностью. Перезапись музыки к обоим фильмам проходила в Чехии. Я присутствовал только при работе над «Тайной силой», спустя несколько месяцев после «Малыша». Когда на студии узнали, что именно я автор «Троечки», пришлось петь ее все время пребывания в Праге – по многочисленным просьбам сотрудников «Баррандов» и их друзей. Удивительно, но они знали не только мелодию, но и текст песни. Даже не могу предположить, почему именно «Троечка» пришлась чехам по душе.
– Вы много пишете для театра. Только за прошлый год состоялись премьеры 10 спектаклей в Екатеринбурге, Самаре и Казани. Что было наиболее интересным?
– Самым крупным проектом стала работа с именитым режиссером Адольфом Шапиро, который в «Самарте» поставил «Мамашу Кураж» Брехта. Над постановкой работало много знаменитостей. Например, художник – скандально известный Юрий Хариков (одна из последних его работ в кино – фильм «Москва»).
Интересно было работать в спектакле Анатолия Праудина «Господин Кот» в нашем ТЮЗе. Он решился на смелый эксперимент – совместить кинематограф и театральное действо. Не все получилось в этом спектакле, как задумывалось. Но для меня «Господин Кот» стал событием. Мы столкнулись с чем-то новым. Как любое новое, это требует осмысления, нового поворота в голове.
Странной, не похожей на мои предыдущие театральные работы получилась музыка для спектакля «Каштанка», который в Екатеринбургском ТЮЗе поставил новый главный режиссер Вячеслав Кокорин. У него прекрасная фонотека, и я прослушал много интересных дисков. Вообще этот год был очень интенсивным в плане знакомства с новой музыкой.
– Накануне Нового года вы выпустили удачный альбом детских песен «Пять лет, пять зим».
– Гениальную идею этого проекта мне предложил Валерий Язев. За
последние двадцать лет для малышей не было написано практически ни одной песни.
Мы не только подготовили альбом, но и планируем выпустить также клавиры всех
песен «Пять зим, пять лет» и диск с фонограммами. Важно, что все песни исполняют
дети, а не профессиональный актеры, как обычно. Юные солисты эстрадной группы
«Синяя птица» под руководством Марины Вилесовой справились с работой
замечательно. Нужно было видеть, как они готовились к записи, специально
наряжались перед приходом в студию. Не обходилось и без слез, когда что-то не
получалось.
Я предполагал спрос на пластинку, но совершенно не ожидал, что она вызовет такой интерес. Ежедневно на студию звонят множество людей, хотя особенной рекламы практически не было. Альбом стал для меня самым значимым проектом года.
– Одним из интригующих событий 2001 г. стали американские гастроли легендарной группы «Урфин Джюс» в «золотом» составе, – Пантыкин – Белкин – Назимов, – спустя 15 лет после распада. Что вас заставило вновь собраться вместе?
– Для меня с «Урфин Джюсом» связаны довольно сложные воспоминания. С одной стороны, это очень яркий период моей жизни – андеграундный, когда мы противостояли системе и официальной культуре. С другой стороны, мне всегда казалось, что это не очень яркая страница в моей музыкальной биографии. Мы тогда были молоды, не могли толком сыграть, спеть, элементарно осознать в голове, что же мы такое создали. Многие музыкальные замыслы нам не удалось реализовать по-настоящему из-за отсутствия инструментов, плохой технической оснащенности. Нельзя забывать и о ситуации в стране.
Никто не мог предполагать, что вдруг в 2001 году возникнет совершенно неожиданный интерес к творчеству группы, да еще пригласят на гастроли. Мы далеко не сразу согласились. У нас просто руки дрожали, когда в первый раз собрались на репетицию. Что касается меня лично, я давно не пел и не брал в руки бас-гитару. Но, как оказалось, ничто не забыто. Вспомнили былые годы и с удивлением поняли, что наша музыка (альбом «15» вышел 20 лет назад) актуальна и сегодня. Мы получили огромное удовольствие от общения друг с другом и с публикой. Это был момент откровения. Что особенно поразило, на концертах – мы играли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе – были люди, которые знали на память наши тексты и музыку.
После гастролей в «золотом» составе «Урфин Джюс» серьезно обсуждал возможность нового проекта. Может, со временем что-нибудь и получится.
– 29 декабря вы давали интервью в эфире Би-би-си. Как Вы оказались в Лондоне?
– В Англии я участвовал в конференции, посвященной российской современной культуре. С Сергеем Соловьевым, который
показывал в Бристоле свой фильм «Нежный возраст», мы представляли практически всю страну. Своего рода это была такая дипломатическая миссия.
Сева Новгородцев, ведущий передачи «Севаоборот» в Русской службе Би-би-си, пригласил меня к себе в эфир. Получился занимательный разговор. Сева высокого мнения о Екатеринбурге и очень интересовался тем, что сейчас происходит у нас.
– Над какими проектами вы собираетесь работать?
– Планов и предложений очень много. Недавно прошли переговоры с Владимиром Хотиненко по поводу нового фильма. Буду продолжать работать с сериалами «Дальнобойщики» и «Медики». Хочу написать оперетту по пьесе Мушатеску «Титаник-вальс». Есть замысел сделать мюзикл по «Рождественской сказке» Диккенса. Буквально на днях позвонили из Казани – предложили написать музыку к водевилям Серебряного века. Там же буду работать с режиссером Георгием Цхвирава над замечательной пьесой Тома Стоппарда «Розенкрац и Гильденстерн мертвы».
– Идея учредить День композитора мне пришла накануне 40-летия, который – по приметам – не отмечают. Чтобы не ставить друзей в неловкое положение, я решил найти другой повод для празднования. Я подумал, что у людей, которые занимаются сочинением музыки, должен быть свой профессиональный праздник... Многие с огромной радостью согласились считать 12 января именно Днем композитора. Тем более, этот день находится между Новым и Старым Новым годом... Те, кто занимаются творчеством, всегда находятся между новым и старым. Перед ним стоит одна проблема – разрушение стереотипов и создание неких новых форм.
– Как вы обычно отмечаете свой день рождения… извините, День композитора?
– В тихом семейном кругу его справлять невозможно. Нет такого дома, который бы вместил всех желающих меня поздравить. Но дело даже не во мне. Все
устраивается ради общения. К сожалению, в последнее время встречаться со старыми друзьями получается все реже и реже – все необычайно заняты. Но в этот день всегда собирается теплая и приятная компания, узкий круг любителей Дня композитора, человек этак 70.
– Каким был для вас ушедший год?
– Очень насыщенный событиями. Сделано было немало. Но самое яркое профессиональное впечатление – это работа с симфоническим оркестром. Об этом мечтает любой композитор. Я дважды в прошлом году работал с прекрасным оркестром Союза кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Мы записывали музыку к фильмам «Привет, Малыш» и «Тайная сила».
– Говорят, что песня «Троечка» из картины «Привет, Малыш!» стала хитом на чешской киностудии «Баррандов».
– Для меня самого это было полной неожиданностью. Перезапись музыки к обоим фильмам проходила в Чехии. Я присутствовал только при работе над «Тайной силой», спустя несколько месяцев после «Малыша». Когда на студии узнали, что именно я автор «Троечки», пришлось петь ее все время пребывания в Праге – по многочисленным просьбам сотрудников «Баррандов» и их друзей. Удивительно, но они знали не только мелодию, но и текст песни. Даже не могу предположить, почему именно «Троечка» пришлась чехам по душе.
– Вы много пишете для театра. Только за прошлый год состоялись премьеры 10 спектаклей в Екатеринбурге, Самаре и Казани. Что было наиболее интересным?
– Самым крупным проектом стала работа с именитым режиссером Адольфом Шапиро, который в «Самарте» поставил «Мамашу Кураж» Брехта. Над постановкой работало много знаменитостей. Например, художник – скандально известный Юрий Хариков (одна из последних его работ в кино – фильм «Москва»).
Интересно было работать в спектакле Анатолия Праудина «Господин Кот» в нашем ТЮЗе. Он решился на смелый эксперимент – совместить кинематограф и театральное действо. Не все получилось в этом спектакле, как задумывалось. Но для меня «Господин Кот» стал событием. Мы столкнулись с чем-то новым. Как любое новое, это требует осмысления, нового поворота в голове.
Странной, не похожей на мои предыдущие театральные работы получилась музыка для спектакля «Каштанка», который в Екатеринбургском ТЮЗе поставил новый главный режиссер Вячеслав Кокорин. У него прекрасная фонотека, и я прослушал много интересных дисков. Вообще этот год был очень интенсивным в плане знакомства с новой музыкой.
– Накануне Нового года вы выпустили удачный альбом детских песен «Пять лет, пять зим».
Я предполагал спрос на пластинку, но совершенно не ожидал, что она вызовет такой интерес. Ежедневно на студию звонят множество людей, хотя особенной рекламы практически не было. Альбом стал для меня самым значимым проектом года.
– Одним из интригующих событий 2001 г. стали американские гастроли легендарной группы «Урфин Джюс» в «золотом» составе, – Пантыкин – Белкин – Назимов, – спустя 15 лет после распада. Что вас заставило вновь собраться вместе?
– Для меня с «Урфин Джюсом» связаны довольно сложные воспоминания. С одной стороны, это очень яркий период моей жизни – андеграундный, когда мы противостояли системе и официальной культуре. С другой стороны, мне всегда казалось, что это не очень яркая страница в моей музыкальной биографии. Мы тогда были молоды, не могли толком сыграть, спеть, элементарно осознать в голове, что же мы такое создали. Многие музыкальные замыслы нам не удалось реализовать по-настоящему из-за отсутствия инструментов, плохой технической оснащенности. Нельзя забывать и о ситуации в стране.
Никто не мог предполагать, что вдруг в 2001 году возникнет совершенно неожиданный интерес к творчеству группы, да еще пригласят на гастроли. Мы далеко не сразу согласились. У нас просто руки дрожали, когда в первый раз собрались на репетицию. Что касается меня лично, я давно не пел и не брал в руки бас-гитару. Но, как оказалось, ничто не забыто. Вспомнили былые годы и с удивлением поняли, что наша музыка (альбом «15» вышел 20 лет назад) актуальна и сегодня. Мы получили огромное удовольствие от общения друг с другом и с публикой. Это был момент откровения. Что особенно поразило, на концертах – мы играли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе – были люди, которые знали на память наши тексты и музыку.
После гастролей в «золотом» составе «Урфин Джюс» серьезно обсуждал возможность нового проекта. Может, со временем что-нибудь и получится.
– 29 декабря вы давали интервью в эфире Би-би-си. Как Вы оказались в Лондоне?
– В Англии я участвовал в конференции, посвященной российской современной культуре. С Сергеем Соловьевым, который
показывал в Бристоле свой фильм «Нежный возраст», мы представляли практически всю страну. Своего рода это была такая дипломатическая миссия.
Сева Новгородцев, ведущий передачи «Севаоборот» в Русской службе Би-би-си, пригласил меня к себе в эфир. Получился занимательный разговор. Сева высокого мнения о Екатеринбурге и очень интересовался тем, что сейчас происходит у нас.
– Над какими проектами вы собираетесь работать?
– Планов и предложений очень много. Недавно прошли переговоры с Владимиром Хотиненко по поводу нового фильма. Буду продолжать работать с сериалами «Дальнобойщики» и «Медики». Хочу написать оперетту по пьесе Мушатеску «Титаник-вальс». Есть замысел сделать мюзикл по «Рождественской сказке» Диккенса. Буквально на днях позвонили из Казани – предложили написать музыку к водевилям Серебряного века. Там же буду работать с режиссером Георгием Цхвирава над замечательной пьесой Тома Стоппарда «Розенкрац и Гильденстерн мертвы».