«Конкуренция растет, поток клиентов размывается, привлекать их все сложнее. Здоровым быть модно, но не настолько, чтобы тратить на фитнес последние деньги». Антон Гиренко-Коцуба — об итогах года.
За последние несколько лет количество фитнес-центров в Екатеринбурге выросло в разы, тогда как прирост клиентов составил буквально несколько процентов. Когда людям не хватает денег на еду, затраты на спорт они сокращают в первую очередь, говорит Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym. К тому же, привлекать новых клиентов все сложнее — прямая реклама в фитнес-индустрии умирает, а личный бренд предпринимателя будет играть все большую роль. В интервью DK.RU г-н Гиренко-Коцуба рассказал о трудностях этого года и о том, чего ждет в будущем.
Как прошел год для вас и вашего бизнеса, какие ожидания или опасения подтвердились, а какие нет?
— Не подтвердился доллар по 100 рублей, и слава богу. Но в целом, те негативные настроения, которые были в 2017 году, остались и в этом. Не могу сказать, что они усилились, но появилось ощущение, что с 2016 года все заморозилось — пространство будто замерло и все чего-то ждут.
У меня ничего сверхъестественного за 2018 год не произошло, год прошел под лозунгом «Без героизма». Вижу, что многие перестали корчить из себя «достигаторов». В сегодняшних условиях сохранить имеющееся и остаться на том же финансовом уровне с точки зрения бизнеса — это уже неплохо.
В то же время появилось внутреннее ощущение устроенности, уверенности в своих силах. За последние полтора года я наконец-то пришел в равновесие с самим собой и своим бизнесом. Понял, куда иду, что делаю, выстроил нормальную, стабильную команду: полтора года в компании шли изменения и наконец-то перестройка завершилась. Мне очень нравится, как сейчас работает команда. Наверное, поэтому у меня и происходит переосмысление — все не так плохо, как казалось. Год назад было стойкое ощущение нестабильности, сейчас такого нет.
Чем осознаннее ты делаешь какие-то шаги, тем устойчивее будущее. Я никогда не любил кредиты (терпеть не могу долги) и беру их только при необходимости, четко понимая, что могу их вернуть. Хотя масштабировать бизнес на личные средства сегодня уже практически невозможно, особенно когда он разросся. В Екатеринбурге в 2019 г. мы открываем шестой клуб, есть фитнес-центры в Томске, Казани, Реутове. Бизнес уже немаленький, я понимаю, что мы могли бы расти намного быстрее, как это делают наши конкуренты, но не хочу залезать в долги. Ты начинаешь больше работать, но не зарабатывать, потому что отдаешь деньги кредиторам.
В свое время я для себя сделал выбор, что никому не хочу быть должным, и в бизнесе у меня практически нет долгов. Но это правильно для меня, а для кого-то другого — нет. Я знаю ребят, которые работают по другим схемам, активно кредитуются, «партнерятся» и таким образом масштабируют бизнес, но насколько успешен такой подход сказать трудно. Наверное, я мог бы брать кредиты и иметь партнеров, но пока такого желания не возникает.
Какие факторы влияют на фитнес-индустрию, кроме не растущих доходов людей? Сейчас же модно быть здоровым.
— Модно, но не настолько, чтобы последние деньги тратить на фитнес. Если нет денег на питание, то фитнес — это первое, от чего человек отказывается. Ненормально забирать еду у ребенка, чтобы заниматься спортом.
Денег в стране стало меньше, а компаний больше — конкуренция растет. На рынке фитнес-услуг за последние три года количество клубов выросло в разы — без шуток, в несколько раз. А такого роста числа клиентов нет — прирост буквально на 5%. Конечно, мы вынуждены конкурировать и «доставать» клиента.
Все сложнее и сложнее привлекать клиентов. В фитнесе прямая реклама умирает. Люди на нее не реагируют и даже раздражаются, звонят, пишут с требованием убрать их из рассылки. И я их понимаю: каждая компания, где ты оставляешь телефон, тебя «долбит». Поиск источников донесения информации очень сложен, работает только ненавязчивая, нативная реклама.
Думаю, дальше все большую и большую роль будет играть личный бренд. Пару лет назад я говорил — отделяй себя от бизнеса. Но владелец компании — ее лицо, он вынужден соответствовать тому делу, которым занимается, и значение этого фактора будет расти. В региональном и межрегиональном частном бизнесе необходимо самому формировать интерес к своей компании, если хочешь добиться успеха.
Какие ожидания от следующего года для сферы фитнеса и вашей компании? Как скажется повышение НДС?
— Очевидно, что любое повышение не радует, чего скрывать. Ничего хорошего для бизнеса в этом нет. В следующем году мы открываем большой клуб с бассейном, и я вынужден покупать тренажеры сейчас, так как уверен, что ценник в следующем году вырастет. Понимаю, что государство пытается изыскивать все больше источников дофинансирования, потому придумывает новые «фишки». За последнее время я начал относиться к некоторым вещам как к данности. Чего рвать волосы на голове, если от тебя ничего не зависит? Значит, будем жить в новых реалиях — привыкли же люди к доллару и евро в два раза дороже.
И напоследок — какие личные ожидания от следующего года, планируются ли радикальные перемены?
— Я человек системный, на мой взгляд, только постоянство во всем гарантирует положительный результат. Уезжать никуда не хочу, меня все устраивает.
Год я заканчиваю позитивно, хотя, повторюсь, не могу сказать, что он отличается в лучшую сторону от 2017-го. Наверно, психоэмоциональное состояние лучше. Плюс я выиграл спор, это мотивирует и заставляет чувствовать себя живым. Когда жизнь течет в одном русле и ты ничего не делаешь, чтобы взбодриться, становится скучно.