Меню

Годовой отчет: Иномарки обошли отечественные авто

Рынки продаж иномарок и отечественных автомобилей развиваются разнонаправленно. Если первый активно растет, то второй стагнирует. В ближайшие годы эта тенденция сохранится. Именно поэтому дилеры ро

Рынки продаж иномарок и отечественных автомобилей развиваются разнонаправленно. Если первый активно растет, то второй стагнирует. В ближайшие годы эта тенденция сохранится. Именно поэтому дилеры российских авто все чаще предлагают в своих салонах китайские и иранские машины, а дилеры иномарок открывают все больше салонов, только чтобы удовлетворить небывалый спрос.

ЭКСПЕРТЫ

Виктор Беляев - директор автосалона «Автобан»

Андрей Гришин - директор автоцентра «Глазурит»

Андрей Кононов - руководитель группы компаний «МС»

Константин Корионов - директор по экономике ЗАО «Лада­Березовский»

Евгения Корякина - директор по маркетингу управляющей компании «Оками»

Андрей Кривокорытов - начальник сервисной службы «Автомобильной ассоциации ДДТ»

Олег Михайлов  - директор автосалона Subaru

Владимир Слатюхин - директор «ЕкатеринбургавтоГАЗ»

 *******************************************************************************************************************************************

Почему падают продажи отечественных авто?

 Зачем салоны начинают продавать «китайцев»?

 Сколько теряют салоны из-за дефицита иномарок?

 Захватят ли москвичи местный рынок?

 ******************************************************************************************************************************************

В 1995 г. доля иномарок в общих продажах автомобилей в России не превышала 3% (20 тыс. шт. в год), но с 2002 г. она активно растет. В 2006 г. произошло историческое событие — доля импортных автомобилей преодолела 50%: только лишь за первое полугодие их было продано на 34 тыс. шт. больше, чем российских. В 2006 г. суммарная емкость российского авторынка достигнет $31,5 млрд (на 33,5% больше, чем в 2005 г.), сообщила ЕЛЕНА КОРОВИНА, менеджер по маркетингу и рекламе автоцентра Lucky Motors. Свыше $20 млрд отводится на покупку новых иномарок (динамика — 55,3%).

Цена перестала быть преимуществом отечественных авто

За первые шесть месяцев в РФ продали 386 тыс. российских автомобилей, что всего лишь на 3 тыс. больше, чем за аналогичный период 2005 г. Эксперты объясняют подобные результаты высокой ценой: нередко она сравнима со стоимостью бюджетных иномарок. Цена, отмечают аналитики, традиционно считалась основным конкурентным преимуществом отечественных автомобилей. Для конкуренто­способности важна и частота обновления модельного ряда: иномарки меняют его существенно чаще, чем наши (например, ВАЗ-2110 выпускается более десяти лет). По мнению АНДРЕЯ КРИВОКОРЫТОВА, начальника сервисной службы «Автомобильной ассоциации ДДТ», машины, произведенные АвтоВАЗом, примерно на 30% дороже своей реальной стоимости.

По оценкам участников рынка, продажи отечественных авто снизились на 40% по сравнению с 2005 г. «Но говорить о том, что российские автомобили окончательно сдали свои позиции, пока преждевременно. АвтоВАЗ готовит к выпуску недорогие комплекты автомобилей LADA, чтобы сыграть на рынке относительно недорогих иностранных брендов», — описывает ситуацию Андрей Филоненко, заместитель директора автоцентра «Лада-Березовский».

В Екатеринбурге отечественные автомобили продают приблизительно 200 организаций, но в их число входят и те, у кого просто есть право на торговлю (предлагают два-три авто в месяц). Лишь около 30 имеют шоу-рум и офисное помещение. В 2006 г. АвтоВАЗ изменил роль дистрибьюторов в своей системе. С 1 января 2006 г. за ними остались функции контроля за работой дилеров и исполнением ими условий соглашений. Дилеры должны получать машины с завода по отпускной цене. В Сверд­ловской области дистрибьютором стала компания «Екатеринбург-Лада». Убрав оптовое звено, производитель «заберет себе» двухпроцентную надбавку, а также усилит контроль за автоцентрами.

Чтобы повысить доходность бизнеса, дилеры российских марок расширяют модельный ряд продаваемых ими автомобилей. Чаще всего отдается предпочтение китайским машинам. В частности, автоцентр «Ландо» — дилер FAW, а автосалон «Лада-Березовский» — Admiral, CHERY, GREAT WALL, HAFEI и иранской IKCO. КОНСТАНТИН КОРИОНОВ, директор по экономике ЗАО «Лада-Березовский»: «Мы начали заниматься автомобилями китайского производства два года назад. Тогда продажи были один-два автомобиля в месяц. Сегодня же этот показатель превышает 100 шт. в месяц». По словам г-на Корионова, спрос на машины из Поднебесной постоянно растет, однако существует и недоверие к ним: «Пока автомобили в основном покупают новаторы. Постепенно феномен недоверия на российском рынке исчезает, тем более что машины приходят с хорошим соотношением цена — качество. Теперь они активно продаются корпоративным клиентам».

С ростом популярности китайских авто все чаще появляются новости о начале их сборки на российских заводах. В том числе откроется такое предприятие и в Свердловской области. На Новоуральском заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала») будут собирать автомобили из китайских комплектующих. Соглашение об этом подписано с компаниями Geely Group Co (производит бюджетные автомобили Geely) и Hebei ZhongxingAutomobile Co (китайский производитель внедорожников ZhongXing). В 2007 г. планируется выпустить 17 тыс. автомобилей марки Geely и 3 тыс. ZhongXing.

Однако не все игроки считают, что китайские авто уже сейчас могут на равных конкурировать с российскими моделями. ВЛАДИМИР СЛАТЮХИН, директор «ЕкатеринбургавтоГАЗ», говорит о невысоком качестве представителей китайского автопрома и невозможности полноценного сервисного обслуживания: «Для конкуренции им необходимо создать мощную сервисную сеть, аналогичную ВАЗ и ГАЗ. Без этого тяжело говорить о продвижении автомобиля». Хотя качество китайских авто растет (этот процесс заметен), но с повышением качества, прогнозирует г-н Слатюхин, будет подниматься и цена.

Иномарки — дефицитный товар

На рынке импортных автомобилей сильное оживление. За девять месяцев 2006 г. в России, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, продано 685 тыс. иномарок — на 58% больше, чем за три квартала 2005 г. К концу года продажи должны достичь 950 тыс. шт. Как оценивают игроки, в Екатеринбурге в 2006 г. покупатели приобретут свыше 40 тыс. иностранных автомобилей, таким образом, доля столицы Урала составит примерно 5%.

Сейчас в городе около 70 официальных дилеров иномарок. По этому показателю мы уступаем только Москве и Санкт-Петербургу. За последний год в Екатеринбурге открылось пять новых автосалонов: «Тойота Восток», «Тойота Запад», «Лексус», «Оками Север» и «Рено». ЕВГЕНИЯ КОРЯКИНА, директор по маркетингу управляющей компании «Оками», утверждает, что конкуренция между салонами усиливается, так как все чаще клиент может выбрать не только марку автомобиля, но и салон: «И здесь все большую роль играет восприятие потребителем дилера. На первый план выходит уровень обслуживания, известность автоцентра, его репутация, набор сопутствующих услуг». Борьба за клиентов обостряется потому, что особо популярные марки представлены в городе двумя-тремя дилерами.

Рынок растет быстрыми темпами, а потому импортеры не всегда могут точно спрогнозировать необходимое количество автомобилей (квоты) той или иной марки. ОЛЕГ МИХАЙЛОВ, директор автосалона Subaru, отмечает что нередко это связано с ограниченными возможностями производителей: «Завод Subaru выпускает всего 550 тыс. автомобилей в год, а потому обеспечить динамичный рынок не всегда успевает. Квоты увеличиваются, но все равно медленнее, чем продажи. Но в принципе если человек определился с выбором авто, то он готов подождать».

По оценкам специалистов, около 15% клиентов отказываются от покупки из-за длительных сроков ожидания. Именно поэтому импортеры предпринимают нестандартные ходы. С целью сократить дефицит Ford Motor Company, скажем, наладила поставку в Россию Ford Focus европейского производства (притом что завод во Всеволожске уже производит свыше 60 тыс. авто этой марки). К примеру, в Германии Focus стоит существенно дороже, чем в России, однако у нас продается по внутренним ценам. 

Очереди на популярные модели растягиваются на 6-12 месяцев. В основном на рынке существует дефицит бюджетных иномарок. По сути, дилеры распределяют, а не продают автомобили. В премиум-сегменте ситуация иная, так как основная часть машин есть в наличии либо, если требуется эксклюзивная комплектация, поставки идут в течение двух-трех месяцев. Вот почему между салонами в этом сегменте идет более жесткая конкуренция за клиента.

Скоро на рынке появятся москвичи

Сейчас в Екатеринбурге иномарками торгуют исключительно местные компании. Но рост объемов продаж делает его еще более привлекательным для московских игроков, которые все активнее внедряются в регионы. Игроки прогнозируют, что рост рынка замедлится в российской столице, но продолжится в регионах. Именно поэтому в Екатеринбурге возможно появление федералов.

По мнению Андрея Кононова, руководителя группы компаний «МС», приход московских компаний пока сдерживают производители, последние не пускают крупных игроков в регионы, чтобы избежать монополизации сбытовых сетей: «Но продлится это не более двух-трех лет, так как многим местным компаниям не хватит ресурса для расширения бизнеса. Произойдет или объединение местных организаций, или частичное поглощение их федералами». Эти процессы, добавляет г-н Кононов, кое-где уже идут полным ходом: «Просто в Екатеринбурге сильные компании и хороший рынок, позволяющий и выдерживать требования производителя, и обеспечивать доходность акционерам».

АНДРЕЙ ГРИШИН, директор автоцентра «Глазурит», также считает, что развитие ситуации зависит от филиалов: «На 2007 г. у всех представительств наполеоновские планы — увеличить план продаж автомобилей на 20-50%. Московский автомобильный рынок очень тесный, поэтому многие столичные дилеры хотят вырваться в регионы, создать филиал. Но это пока касается ближайших к Москве областей».

Однако не все эксперты согласны с тем, что скоро наш город станет мишенью для интервенции столичных продавцов. «Это было возможно три-четыре года назад. В Екатеринбурге успешно работают достаточно серьезные игроки, — комментирует Олег Михайлов. — Я не вижу перспектив для объединения дилеров, поскольку это не принесет финансовых результатов, а потому бессмысленно. Глобализации автомобильного рынка в столице Урала не будет».

В поисках новых клиентов екатеринбургские компании открывают дилерские центры в областных городах. Например, в этом году в Нижнем Тагиле появился салон «Оками» (Hyundai). ВИКТОР БЕЛЯЕВ, директор автосалона «Автобан», убежден, что тенденция будет усиливаться: «И в областных городах будут открываться дилерские центры. Игроки обязательно пойдут туда. В Европе даже в деревнях открываются салоны. Именно поэтому и у нас появятся автосалоны в городах с населением в 100 тыс. человек».

Игроки авторынка сходятся во мнении, что продажи будут расти сегодняшними темпами до 2010-2012 гг. Об этом говорит и статистика. По данным ВЦИОМ, сейчас у 34% российских семей есть один автомобиль, а у 3% из них — даже несколько. Рост показателей по сравнению с данными четырехлетней давности — 11 и 1% соответ­ственно. И в дальнейшем этот тренд сохранится. По прогнозу Минэкономразвития РФ, российский рынок легковых автомобилей в 2009 г. достигнет 2,4-2,5 млн шт. При этом 60-65% спроса будет обеспечено российским производством, в котором доля автомобилей, произведенных на сборочных предприятиях, составит 32-35%.

Эксперты прогнозируют, что по итогам 2006 г. Россия выйдет на пятое место в Европе и на восьмое — в мире. А к 2010 г., полагают аналитики, российский рынок может оказаться и вовсе на втором месте в Европе после Германии.