В 2007 г. доля основных игроков будет расти. Движущей силой развития и федерального, и региональных рынков станет консолидация. Торговым сетям придется укреплять свои бизнесмодели. Игроки, не суме
В 2007 г. доля основных игроков будет расти. Движущей силой развития и федерального, и региональных рынков станет консолидация. Торговым сетям придется укреплять свои бизнесмодели. Игроки, не сумевшие нарастить объемы, начнут уходить.
ЭКСПЕРТЫ
Валерий Бубнов - генеральный директор компании «ЮнилэндЦентры торговли Екатеринбург»
Роман Заболотнов - генеральный директор торговой сети «Монетка»
Игорь Ковпак - президент торговой сети «Супермаркет «Кировский»
Александр Райсих - генеральный директор торговой сети «Звездный»
Родион Толпушов - эксперт компании BBPG Consulting (Москва)
Илья Шкоп - директор агентства недвижимости «Роттердам»
**********************************************************************************************************************************************
Что ждет розницу в 2007 г. ?
Какова стратегия иностранных ритейлеров?
Как изменится структура торговых форматов?
*******************************************************************************************************************************************
Консолидация — основной тренд 2007 г.
Городской комитет по товарному рынку сообщает, что за восемь месяцев 2006 г. оборот розничной торговли вырос на 15,7% (по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.). В то же время средняя заработная плата по Екатеринбургу (данные за июль) увеличилась на 31,4%.
Сетевой ритейл развивается быстрее. В 2006 г. торговая сеть «Звездный» повысила оборот на 22% (с $66,2 до $80,8 млн), «Купец» — на 34% (со $178 до $230 млн), «Кировский» — на 35% (с $250 до $340 млн), розница «Юнилэнд-Екатеринбург» — на 62% (со $137 до $221,9 млн), «Монетка» — на 63% (со $190 до $310 млн).
При этом аналитики полагают, что просто обгонять рост рынка уже недостаточно. Главным трендом 2007 г. A. T. Kearney называет консолидацию — увеличение рыночной доли трех ведущих ритейлеров России (в торговле продуктами питания — «Пятерочка», «Магнит» и «Ашан»). Тому, кто претендует на федеральный (межрегиональный) уровень, необходимо опережать темп консолидации. В 2007 г. многим региональным компаниям придется выбрать одну из трех стратегий: либо продажа бизнеса, либо объединение с дружественным партнером, либо конкуренция с явным лидером за счет более четкого позиционирования и форматирования. Ритейлеры Екатеринбурга рассматривают сегодня эти варианты как в чистом виде, так и в комбинации.
ИГОРЬ КОВПАК, президент супермаркета «Кировский», считает альянс с федеральной сетью вполне реальным: «Мы еще немного увеличим оборот: ритейл развивается, нет смысла продавать весь бизнес целиком. Но часть продать можно — не за деньги, а обменять на акции. Я допускаю, что мы решим поменяться акциями с одной из федеральных сетей. Чтобы обеим сторонам было выгодно. Тем более что предложения такого рода мне уже сделали». РОМАН ЗАБОЛОТНОВ, генеральный директор сети «Монетка», рассматривает слияние как часть технологии, переводящей количественный рост в новое качество: «До сих пор «Монетка» развивалась как межрегиональная сеть дискаунтеров. Но мы не исключаем возможности слияния с сетями из других регионов, работающими в сопоставимом формате. Благодаря такому объединению мы повысим свою закупочную мощь, введем единые стандарты управления и единый бренд».
Другими словами, в 2007 г. крупные компании будут скупать малых и слабых игроков, а средние — сливаться, чтобы противостоять крупным.
У ритейлеров нет единого мнения в оценке конкурентной среды
В России пока нет ведущих мировых ритейлеров Wal-Mart (США) и Carrefour (Франция), но в ближайшие год-два они должны появиться — так считают участники рынка. В печати можно найти два основных повода, связанных с этими сетями. Пишут, в частности, что Carrefour намерена открыть в крупных городах России 20 гипермаркетов и уже вела переговоры с администрацией Тюмени. Распространена также версия о том, что Carrefour и Wal-Mart обсуждали покупку российских магазинов «Рамстор», принадлежащих компании «Рамэнка». Руководство «Рамэнки» все отрицает.
По общему мнению, Wal-Mart и Carrefour упустили благоприятное время для входа на российский рынок. Среди причин, затрудняющих экспансию, аналитики A. T. Kearney называют растущие барьеры входа (бюрократия и дефицит площадей), трудности логистики и низкую платежеспособность населения в регионах. По их мнению, иностранные игроки будут входить на российский рынок через приобретение сетей или продажу франшиз, как это делает немецкая группа Rewe. Екатеринбургские ритейлеры рассуждают так же. Роман Заболотнов: «Вдоль МКАД места уже нет, и тем, кто захочет попасть на российский рынок, придется заходить через покупку игроков. Поэтому Wal-Mart и ведет переговоры с владельцами «Рамстора». Но входной билет обойдется им уже в миллиарды долларов, тогда как три года назад стоил миллионы».
Проекция глобальных трендов хорошо видна на рынке Екатеринбурга. Одно из событий года — наметившееся уплотнение рынка за счет иностранных ритейлеров. С 2005 г. в Екатеринбурге работает мелкооптовый центр «Метро Кэш энд Керри» и гипермаркет «Гроссмарт» в молле «Парк Хаус», а в ноябре 2006 г. в ТРЦ «Мега» (с опозданием из-за кадровых проблем) открылся гипермаркет «Ашан». Оценивая их деятельность, ритейлеры ссылаются на собственные наблюдения. Многие из игроков полагают, что присутствие в Екатеринбурге иностранных операторов пока заметно на рынок не повлияло. ВАЛЕРИЙ БУБНОВ, генеральный директор компании «Юнилэнд-Центры торговли-Екатеринбург»: «В 2006 г., как мы и прогнозировали, ничего не изменилось. Покупатели незаметно и плавно растеклись из тех мест, где их был избыток, в новые магазины. Эти перемещения особо не сказались ни на оборотах, ни на уровне цен в городе и области». Впрочем, есть и другая точка зрения. Роман Заболотнов: «Метро Кэш энд Керри» и «Гроссмарт» очень активно отнимают покупателей у екатеринбургской торговли, понижают уровень цен и заставляют местных игроков подтягиваться. Я считаю, это самая серьезная угроза для местных участников рынка».
Отчасти с ним согласен Игорь Ковпак. Свои заключения он подкрепляет ссылками на данные статистики: численность населения уменьшается, значит, расходы на питание могут расти только за счет более дорогих продуктов. Однако при таком положении дел сокращение трафика было бы более наглядным, а в потере покупателей никто не признается. АЛЕКСАНДР РАЙСИХ, генеральный директор сети «Звездный»: «На самом деле покупателей становится больше. Считая оборот на душу населения, мы стыдливо закрываем глаза на мигрантов. По некоторым данным, в Екатеринбурге проживает уже не 1,3 млн человек, а 2,5 или даже 3 млн. При этом мы видим, что сворачиваются неформатные магазины, рынки и киоски: покупателей прибирают к рукам торговые сети».
Вопрос лишь в том, как быстро будет меняться баланс сил. По мнению ОЛЕГА ХАБИБУЛЛИНА, бывшего гендиректора сети «Купец», не пройдет и двух лет, когда пришельцы смогут поспорить с основными игроками по объемам продаж. Тогда выгода местных производителей от сотрудничества с местными же торговыми сетями будет не столь очевидной (особенно если новые игроки сумеют договориться). Посчитав, что площадь полок в торговых сетях будет увеличиваться быстрее, чем выпуск необходимых в ассортименте сельскохозяйственных продуктов, г-н Хабибуллин сделал ставку на производство и переработку молока. Он уверен, что интеграция фермерского хозяйства с торговой сетью повысит устойчивость ритейла при обострении конкуренции.
Торговые сети упорядочивают форматы
Битва крупных форматов (cash & carry и гипермаркеты), с которыми выходят в регионы федеральные и иностранные ритейлеры, уже началась и будет нарастать с приходом новых игроков. Весь 2006 г. в Екатеринбурге в зоне высокой конкуренции работали «Ашан», «Гроссмарт», «Мегамарт», «Метро Кэш энд Керри» и «Монетка-Супер». Число объектов будет расти и дальше. На днях откроется гипермаркет «Рамстор», а в 2007 г. ожидается появление гипермаркетов «Карусель», «Моссмарт» и cash & carry «Лента». РОДИОН ТОЛПУШОВ, эксперт консалтинговой компании BBPG (Москва): «Заметьте, что в этом списке большая часть игроков — пришельцы. Они рассматривают Екатеринбург как форпост для продвижения за Урал. Поначалу маятник качнется в сторону крупных форматов: открыть гипермаркет проще и дешевле, чем даже скромную сеть магазинов у дома, — другие затраты, другая логистика. Гипермаркетов в Екатеринбурге может появиться больше, чем готов поглотить рынок. Но в стремлении застолбить место новые операторы готовы смириться с длительным сроком окупаемости или даже с убытками. Освоившись в городе, мультиформатные сети получат возможность развиваться вглубь, строя супермаркеты, дискаунтеры и магазины у дома, — тогда маятник качнется в другую сторону».
Это значит, что сети, развивающие форматы супермаркета (универсама), дискаунтера и магазина у дома, в 2007 г. будут работать в более комфортных условиях.
Аналитики усматривают некую зависимость между стадиями развития рынка и распространением определенных торговых форматов. По данным A. T. Kearney, в период роста рынка объем продаж, приходящийся на современные форматы, делится в такой пропорции: супермаркеты — 50%, гипермаркеты — 28%, cash & carry — 12%, дискаунтеры — 8% (остальные — 2%). На фазе спада наблюдается концентрация на форматах гипермаркета — 48%, супермаркета — 18% и дискаунтера — 12%. Отчасти эти выводы подтверждают исследования покупательских привычек в Москве, которые проводила сеть «Копейка». Как сообщил АЛЕКСАНДР САМОНОВ, генеральный директор сети «Копейка», на бизнес-форуме Food Director в феврале 2006 г., за 2003-2005 гг. доля покупателей гипермаркетов в столице выросла на 9%, доля дискаунтеров осталась на уровне 27%, а доля супермаркетов сократилась на 5%. Складывая теорию и практику, эксперты делают вывод о перспективности двух форматов — гипермаркета и дискаунтера. Правда, екатеринбургские ритейлеры считают эти выкладки умозрительными. Валерий Бубнов: «К Екатеринбургу все это неприменимо. Ведь в чем отличие современного российского рынка в городах-миллионниках? Первое — стремительный рост благосостояния: за последние четыре года кошелек среднестатистического покупателя увеличился втрое. Доходы менеджеров среднего звена выросли еще больше. Второе — количество розничных точек геометрически прогрессирует, неспланированно, хаотично и неуправляемо. И третье — инфраструктура города не готова к поездкам потребителей на окраины: люди теряют время в пробках. Если все это учесть, будет ясно, что любые научные прогнозы, методики расчета, попытки выявить те или иные предпочтения покупателей и т. д. просто рассыпаются как карточный домик». При этом он отмечает другую тенденцию: «С приходом «Ашана» региональные ритейлеры стараются точнее спозиционироваться в конкретную нишу и закрепиться в ней».
О более четком позиционировании «Звездного» уже заявил Александр Райсих. В 2006 г. сеть отказалась от четырех неформатных магазинов и открыла три новых, сделав ставку на супермаркеты (универсамы) от 600 до 1500 кв. м. На конец года у «Звездного» восемь магазинов, расположенных в центре города и спальных районах.
Сеть «Монетка» сосредоточилась на формате дискаунтера с площадью торгового зала от 350 кв. м. В декабре компания доведет число магазинов в 20 городах Уральского региона до 95, догнав по этому показателю супермаркет «Кировский». У «Кировского» свой подход к форматированию. По словам Игоря Ковпака, все магазины, которые сеть строит в Екатеринбурге и за его пределами, рассчитаны на торговую площадь от 1000 кв. м, но на вторичном рынке скупает «все, что шевелится». Учитывая, что объекты формата универсама или дискаунтера (500-1500 кв. м) пользуются постоянным спросом у продуктовых сетей, возможностей для расширения в пределах Екатеринбурга практически не осталось. Иногда помещения можно найти на вторичном рынке или купить «на стадии фундамента». В провинции возможностей больше, поэтому все основные игроки осваивают города области или другие регионы. ИЛЬЯ ШКОП, директор агентства недвижимости «Роттердам»: «Поиском и покупкой помещений под магазины системно занимается только «Монетка», где создан специальный отдел, насчитывающий 15 человек. У многих крупных сетей подбором помещений занимается либо лично директор по развитию, либо один специально нанятый в штат риелтор. Можно сказать, что большинство сетей этот вопрос системно не решают. Агентства недвижимости также не спешат работать с сетями, поскольку сроки принятия решений, особенно в крупных компаниях, ввергают даже опытного риелтора в безграничную депрессию. В то время как на рынке жилья потенциальный покупатель принимает решение за 1-7 дней, у крупных сетей на это уходит от одного до трех месяцев! И еще два-три месяца может уйти на заключение договора аренды!»
«Юнилэнд-Екатеринбург» (уральский дивизион федерального холдинга «Дикси») намерен конкурировать с федеральными и иностранными торговыми сетями в трех форматах — гипермаркета («Мегамарт»), супермаркета («Минимарт») и дискаунтера («Дикси»). За 2006 г. компания увеличила количество «Мегамартов» и «Минимартов» в Свердловской и Тюменской областях с пяти до девяти, а число «Дикси» в Челябинске — с 23 до 33. В 2007 г. предполагается довести эти цифры соответственно до 18 и 50.
Учитывая, что расходы среднего европейца на продукты питания сопоставимы по абсолютным значениям с расходами российских покупателей, а тенденции развития ритейла в разных странах сближаются, участники рынка делают вывод, что в 2007 г. консолидация отечественных ритейлеров усилится. Ее движущими силами будут противодействие глобальным розничным сетям и усиление ожиданий от фондового рынка.