«Сыну или дочери не нужно объяснять ценность бизнеса. Они не украдут, не будут думать, как нахимичить или работать на конкурента. Так почему же мы не помогаем им, опуская на ступеньку ниже?».
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в своем блоге на Facebook рассказывает об уроках управления персонала, которые получил за годы в бизнесе. Его совет прост: берите на работу своих детей, друзей и однокашников, они точно не подведут.
— Когда я был моложе, у меня было два заблуждения.
Первое — не брать на работу в свой бизнес собственных детей. И второе — не брать на работу старых друзей и однокашников.
Мне казалось, что при поиске кандидатов на вакансии нужно опираться исключительно на их опыт, резюме. Искать через хэдхантерские конторы, подбирать лучших, а не устраивать к себе в офис родственников и сокурсников по институту. Но в последние годы эти взгляды я полностью поменял.
Когда твой сын или дочь начинают у тебя работать, оказалось, они отдаются работе не менее, чем все остальные. Конечно, у каждого свои способности, таланты, пристрастия, но мотивация твоих детей часто оказывается гораздо больше, чем мотивация тех, кого ты просто нанял с улицы.
Им не нужно объяснять ценность твоего бизнеса. В конце концов, они не украдут, не будут думать, как что-то нахимичить или работать втайне на конкурента.
Мне раньше думалось, что если ребенок устроится где-то сам и будет пробиваться самостоятельно, как когда-то пробивались по жизни мы, то это будет ему на пользу. Мол, это будет настоящая жизненная закалка. Мол, шаг за шагом он будет пробиваться наверх сам и это будет лучше. Но по жизни все оказалось не так.
Если ты не помогаешь с первой стартовой ступенькой, то опускаешь его изначально на уровень вниз, на этаж ниже. Какой в этом смысл? Ведь его жизненная дорога еще только начинается, любая ступень сегодня — это лишь старт, начало. Но даже не в этом дело.
Кроме мотивации у него сразу вырастает и ответственность за каждый шаг, ведь он понимает, что на своем рабочем месте, даже самом начальном, он не имеет права подвести. И это идет на пользу делу и бизнесу, часто гораздо весомее любой бонусной программы.
И теперь о друзьях…
Я много раз нанимал людей через кадровые агентства, с рынка, т.е. как бы с улицы, выбирая лучших. И одновременно брал каких-то друзей или по рекомендации друзей и знакомых. И если посмотреть на результат, то получается, что по факту бОльшую пользу компании приносили те, кто был взят «по блату», а чаще увольняли как раз тех, кто пришел от HR-агентств.
В особенности это стало заметно сейчас, когда мы перевалили за 50. За последние годы мы взяли на работу несколько своих старых друзей, однокашников, т.е. своих сверстников, кому тоже за 50.
И оказалось, что это лучшие кадровые приобретения за многие годы. Этим людям не нужно ничего по два раза объяснять, рассказывать, что делать. Они лучше молодых разбираются в рынке, в правилах ведения дел, в рисках и прочем.
Они никуда не спешат. Они не тратят энергию впустую, не затевают ненужных прожектов. Они ценят свою работу и готовы отдаваться бизнесу больше молодых. На них можно положиться, они не подведут, у них нет за пазухой двойных или даже тройных мыслей, как у молодых.
И потому мой совет всем: если у вас в бизнесе появилась вакансия, и вы думаете, кого брать, берите старых друзей и однокашников — они справятся с делом гораздо лучше «крутых» кандидатов, прошедших сито HR-агентств. Ну и, конечно, собственных детей.
Это будут ваши самые верные кадровые решения!