Меню

«Голь на выдумки хитра — это про «Титановую долину»: на чем экономит Артемий Кызласов

Объем инвестиций в ОЭЗ «Титановая долина» в 2015 г. составит порядка 1 млрд руб. Пока руководство УК ведет переговоры о привлечении новых партнеров, первые резиденты планируют запуск производств.

Заявления о неэффективности ОЭЗ «Титановая долина» периодически возникают с начала ее строительства. Последним формальным поводом для некоторых депутатов Заксобрания стали результаты проверки региональной Счетной палаты по итогам работы в 2012-2013 гг. Ревизоры обратили внимание на такие аспекты, как финансовое планирование, индексацию зарплат, учет расходов на строительство инфопавильона и др. В числе замечаний есть и предписания, имеющие денежный характер: завышение строительных смет на 4,2 млн руб. и повторный учет работ на 3,2 млн руб. Артемий Кызласов, генеральный директор УК ОЭЗ «Титановая долина», считает выводы наблюдателей поспешными: проверка показала, что из освоенных 1,3 млрд руб. только 7 млн руб. были потрачены с замечаниями, но и их можно объяснить.

С каким настроением вы встретили ревизоров? Были ли опасения, тем более что проверки «Титановой долины» начались сразу после Корпорации развития Среднего Урала?

— Мы любую проверку расцениваем не как враждебный набег. Подобные ревизии позволяют выявить неточности в деталях. Изначально я просил аудиторов, чтобы они озвучили все, что найдут, даже то, что де-юре не входит в их юрисдикцию. Я был убежден, что у меня в целом все хорошо.

Выводы Счетной палаты можно разделить на два больших блока. Первый – это замечания, которые касаются организационных документов и планирования. Их исправление позволит избежать нарушений в дальнейшей работе. Во втором блоке – замечания по текущей работе, они требуют устранения в кратчайшие сроки.

Какие предписания вошли в первый блок?

— Например, Счетная палата напомнила, что при финансовом планировании мы должны учитывать возмещение НДС из бюджета. Налог на добавленную стоимость мы выплачиваем при капитальном строительстве и имеем право его вернуть после сдачи объектов в эксплуатацию. За весь срок строительства бюджет нам может возместить 1,4 млрд руб. Казалось бы, большие деньги. Но нужно учитывать, что это максимальная сумма, которую мы получим после того, как инвестируем общий объем капитальных затрат – около 9 млрд руб. (18% НДС от которого равен 1,4 млрд руб.) Поэтому говорить, что уже сейчас можем вернуть себе 1,4 млрд НДС, как минимум, некорректно.

За период проверки (2012-2013 гг.) вложений в капитальное строительство у нас  почти не было, поэтому и учитывать при планировании возмещенный налог с этих вложений мы не могли. Но уже с момента окончания проверок – с октября 2014 г. – мы вернули около 110-115 млн руб. Еще 46 млн руб. (выплаченный нами НДС за третий квартал 2014 г.) мы ожидаем в ближайшие дни.

Особое внимание депутатов привлекло завышение строительных смет на 4,2 млн руб. Аудиторы отнесли это к нецелевым тратам?

— Счетная палата вообще не обнаружила нецелевого расходования средств. Эти 4,2 млн и ряд других замечаний можно отнести ко второму блоку замечаний. Нужно сделать отступление и отметить то, как разрабатываются сметы. Их делают проектные институты, и потом сметы проходят две экспертизы: государственную и ценовую. Только после этого берутся подрядчиком в работу.

Если брать данную проверку, то предоставленные Счетной палате документы полностью соответствовали букве закона. Мы не беремся оценивать, чьи эксперты лучше: госэкспертизы или Счетной палаты. Мы также не беремся оспаривать это решение: для нас предписание является обязательным. Расчеты по контракту не закрыты, поэтому мы подрядчику не доплатим этих 4,2 млн руб. – будем думать, как наиболее безболезненно решить этот вопрос.

В предписании Счетной палаты говорилось о превышении расходов на 3,2 млн руб. – из-за того, что в рамках одного договора эти расходы УК понесла дважды. Кроме того, ревизоры сделали замечание и относительно расходов на инфокуб. Если это нельзя назвать нецелевыми тратами, то тогда что это?

— Замечание о переплате 3,2 млн руб. действительно касается дублирования расходов при приемке работ. Но по факту мы не переплачивали: это ошибка в документации. Мы ее выявили самостоятельно и еще до проверки исправили документы. А замечание по строительству инфопавильона касается неправильного отражения этих расходов в бухгалтерской отчетности.

Какие выводы вы сделали после проверки?

— В 2012-2013 гг. управляющая компания потратила около 1 млрд руб. Так вот из этого 1 млрд руб. замечания возникли только по 7 млн руб. Причем это замечания не о злоупотреблении и не о нецелевом расходовании – это ошибки и неточности в документах, которые легко исправляются и не наносят ущерба обществу и государству. Я считаю, что это очень хороший показатель. Как гендиректор я, конечно, беспокоюсь, в каком состоянии находится документооборот. А Счетная палата с их специалистами высокого уровня помогают лишний раз выявить недочеты или ошибки, исправить их и убедиться, что дела идут хорошо.

Расскажите о текущей ситуации на площадке.

— В среднем объем запланированных на 2015 г. работ оценивается в 1 млрд руб. Мы продолжаем строительство производственных объектов для нашего резидента «ВСМПО-Новые технологии» – дочернего предприятия «ВСМПО-Ависма», специализирующегося на обработке титана. Буквально на днях мы получили положительное заключение госэкспртизы по проекту производственного комплекса по механической обработке штамповок для этого резидента. В планах закончить строительство до конца 2015 г. Вообще, я надеюсь, что в дальнейшем это будет совместное производство. Пока не могу говорить с кем, но, если все получится, ВСМПО приведет на площадку еще одного резидента – уже под свои нужды.

В этом году мы продолжим строительство инфраструктуры. Вся внешняя инфраструктура уже готова. Но мы ее не вводим в эксплуатацию из-за отсутствия потенциальных потребителей. Для ввода требуется проведение испытаний, которые стоят денег. Так как фактически еще ни один резидент не запустил производство, после ввода мы должны сети законсервировать. А после открытия производственных площадок, когда возникнет реальная необходимость в их эксплуатации, мы должны будем снова провести испытания, которые потребуют повторных расходов.

В марте-апреле этого года начать строительство планируют еще три резидента: компания по выпуску стройматериалов «АС-Пром» (входит в AS Group Investment), компания «Праксайр Титановая долина», планирующая запустить станцию по заправке промышленных емкостей газом, и «Синерсис», открывающая цех сборочного электротехнического производства. Последняя – на днях завершила разработку проектной документации и ждет заключение госэкспертизы.

Что касается финансирования, то в апреле 2015 г. мы ожидаем поступление второго транша из федерального бюджета. Напомню, в конце декабря на счет УК поступило 650 млн руб., а всего за три года мы должны получить 4,7 млрд руб.

Сейчас у «Титановой долины» восемь резидентов. Ведутся переговоры о привлечении новых?

— У нас четыре компании (три международные, одна российская) находятся в более-менее  «горячем» состоянии: либо готовят документы, либо находятся на последних этапах принятия решения о том, чтобы стать резидентами. Понятно, что в этом году будет тяжело привлекать иностранных партнеров. Иллюзий на эту тему мы даже не питаем.

Меняется ли стратегия работы ОЭЗ в России в связи со сменой экономических реалий? И можно ли ожидать дополнительной господдержки для этих проектов?

— Сегодня самая горячая точка в развитии промышленности в стране – создание и поддержка производств импортозамещения. Это является флагманской задачей и для ОЭЗ. Тем не менее, я не думаю, что будут конкретные меры, направленные именно на поддержку ОЭЗ. Но не исключаю, что такой инструмент со временем появится в рамках государственной антикризисной программы.

Сейчас строительная отрасль столкнулась с проблемой увеличения себестоимости. А вы как собираетесь решать эту проблему?

— Как перевести сметы прошлого года в цены нынешнего – вопрос! Если сами работы подорожали некритично, то цены на стройматериалы выросли на 30-50%, а иногда и 80%.

На данный момент у нас нет готового решения. Возможно, в каких-то случаях придется поменять импортное оборудование на отечественное. Но, в целом, мы ждем решения этой проблемы от соответствующих органов. Потому что в нынешней ситуации это затягивает начало конкурсных работ.

Например, нам необходимо объявить конкурс по некоторым объектам, сметы по которым стали неактуальными. И вряд ли какая-то организация с радостью будет стремиться выиграть такие торги. Сегодня это базовая проблема, которая не позволяет нам начинать отыгрывать торги на этот год.

То есть сроки по торгам уже сорваны?

— Нельзя сказать, что сорваны: они начинают поджимать. Сейчас строительство не остановлено. Но существует ряд вопросов, которые реально нужно решить в ближайшие две-три недели. Де-факто мы или подрядчик можем пересчитать сметы, но на данный момент нет понимания, как де-юре эти сметы утвердить. Земляные работы по новым проектам могут начинаться хоть завтра. Но, чтобы уложиться в график, мы должны выйти на площадку не позднее марта-апреля.

В управлении ОЭЗ «Титановая долина» уже разработана антикризисная программа? Есть готовые решения по оптимизации расходов?

— Нас очень сильно касается пословица «голь на выдумки хитра». Для нас ситуация постоянной нехватки денег является рабочей. Мы давно разработали механизмы развития чуть более интенсивного, чем это возможно при существующих средствах. Мы наметили три основных направления.

Первое – это структура управленческих расходов. У нас она близка к оптимальной: офис небольшой, штат малочисленный. Сокращать можно только за счет функционала.

Второе – это структура затрат по продвижению. Эти расходы у нас тоже близки к минимально возможным. Но мы сейчас объективно вышли на уровень, когда можно тратить не очень большие деньги на продвижение. На текущий год перед нами стоит задача поддержания существующих отношений в профильных бизнес-отраслях.

Третье – это инвестиционная программа. Для нас уменьшение затрат возможно только при сокращении планов строительства. Мы еще осенью провели аналитику, чтобы понять, строительство каких объектов сможем перенести без ущерба для резидентов. Пришли к выводу, что возведение таких крупных объектов, как система теплоснабжения, административный центр, целесообразно сдвинуть на 2017-2018 гг. А до момента окончательного строительства котельной мы будем предоставлять резидентам газ.