«Прибыли здесь быть в принципе не может, поэтому украинские строители либо строят пирамиды, либо поневоле становятся ворами и мошенниками». Колонка бизнесмена, которому пришлось покинуть Украину.
Константин С., давний друг и эксперт DK.RU, бросил успешный строительный бизнес на Украине и уехал в Грузию, где открыл свой маленький бизнес — мобильную точку по продаже кофе. Он продолжает рассказывать о причинах, заставивших его сменить родину.
Константин С., предприниматель:
— Хочу рассказать правду о строительном бизнесе в Украине, бизнесе, который имеет далеко не рыночную природу.
Строительство называют локомотивом экономики, ее мультипликатором, поскольку эта сфера очень сильно влияет на другие отрасли хозяйства. Тем не менее, то, о чем я пишу, вы не прочитаете ни в одной публикации. Эта тема редко поднимается в средствах массовой информации, а если поднимается, то в извращенном свете, как правило, с требованием еще более ужесточить контроль.
Начну с того, что строительная отрасль Украины — это ублюдочный гибрид советской плановой экономики и коррупции. Это самая большая коррупционная дыра Украины, и, не разрушив ее до основания, невозможны никакие реальные изменения в обществе. То, что никто из "реформаторов" современной Украины не видит проблемы, говорит лишь о том, что терять такой лакомый кусок не хочет ни один "реформатор". Строительная отрасль Украины культивирует отрицательную селекцию общества — нормальные участники этой отрасли либо полностью разоряются, либо становятся ворами и мошенниками.
Основная проблема состоит в том, что строительство в Украине ведется В ОСНОВНОМ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. Это самая существенная деталь, которая объясняет все те перекосы и извращения, о которых я расскажу ниже.
Я жил в небольшом городе, в районном центре, на расстоянии около 200 км от Киева. В нашем городе существует примерно 12-16 строительных организаций и 3 проектные фирмы. Беру смелость заявить, что все строительные организации существуют практически за счет государственного бюджета, то есть на средства налогоплательщиков. Частные инвесторы исключительно редко заключают с этими "строителями" договора на реальные работы, в основном это мелкие работы незначительной важности или документальное сопровождение строительства, чего требует практически неизменное со времен СССР законодательство.
Что представляют из себя строительные фирмы? Это всего лишь вывески. В реальности, такие конторы состоят из 2-3 человек, нередко из одного. Основная задача таких организаций — ОСВОЕНИЕ ДЕНЕГ. Да-да, именно освоение. Именно об освоении бюджетных денег в первую очередь рапортуют чиновники разных мастей, за недостаточное освоение ругают и вызывают на "ковер". Освоение — это банальная трата.
Теперь давайте рассмотрим, как происходит освоение (трата) денег, то есть строительство.
Все начинается обычно с дележа денег. На город или на район, из государственного бюджета выделяется определенная сумма, как правило, взятая с потолка. Тем городам или регионам, у которых есть влиятельные земляки во власти, дают больше, тем, у кого менее влиятельные, — меньше, тем же, у кого влиятельных земляков нет, я подозреваю, — не дают ничего. Нам "повезло": в нашем районе родился В.Литвин, и наш город и район считается его электоральным полем. Поэтому на город и район бросается определенная сумма денег, значительно увеличивающаяся перед выборами, так как это и есть истинная причина такой щедрости.
Следующим этапом идет распределение выделенных, то есть – обещанных денег на местном уже уровне, между управлениями и ведомствами. К примеру, управлению образования города или района дают какую-нибудь сумму, к примеру, 5 миллионов. Управление распределяет эту сумму между школами и детскими садами. Принцип "близости к телу" соблюдается во всей полноте. Чем более пробивной директор школы или глава сельсовета, тем больше денег отсыплют. Суммы берутся с потолка на глаз. На глаз распределяющего чиновника.
На этом этапе, деньги тратятся неимоверные, в большинстве своем просто выбрасываются на ветер. Здесь я из своего опыта могу привести неимоверное количество примеров, но для экономии времени и места ограничусь лишь немногими.
Пример №1. Замена окон в сельской школе.
Звонит мне одни знакомый. директор сельской школы:
- Нам выделяют 300 тысяч на замену окон в школе, сделайте проект.
Выезжаем, смотрим. Школа кирпичная, 2 этажа. Окон много. Зачем менять?
- Так деньги ж выделяют!
- Так окна ж нормальные!
- Холодно зимой!
- Ребята, холодно зимой не потому, что у вас окна деревянные, а потому, что стены тонкие и отопление слабое!
Сделали мы проект, заменили им окна. Вставили самые дешевые, сделали абы как, теплее не стало. Но 300 тысяч из бюджета ушло в пропасть. Было это года 4 назад, но принципиально ничего с тех времен не поменялось, разве что цены выросли на порядки.
Пример №2.
Звонят по телефону из районной администрации:
- Нужно сделать проект капитального ремонта крыши детского дома в таком то селе. На сумму 150 тысяч.
- Ок, Сейчас съездим посмотрим.
Выезжаем, выходим на крышу — подгнило несколько стропил, немного обрешетки — треснуло 3-4 листа шифера.
Наш сметчик делает проект. Получается капитальный ремонт, максимум на 15 тысяч. Вызываем заказчика, голову сельсовета.
- Получилось 15 тысяч.
- Как, дают ведь 150!
- На 150 получится перерыть лишь половину крыши, но крыша ведь практически новая, треснуло лишь несколько листов шифера!
Справедливости ради нужно сказать, что свое решение именно в этом случае мы отстояли, но это скорее исключение из правила. Гораздо чаще заменяются практически нормальные окна, крыши, сантехника и т.д. Все строительные работы почти в 100% выполняются из самых дешевых строительных материалов, качество работ всегда нижайшее.
Пример №3. Реконструкция детского сада.
Пожалуй, самый вопиющий случай разбазаривания государственных средств. Есть одно село в нашем районе, километрах в 20 от города. Решили власти восстановить в нем детский сад. Из детского сада на 2 группы целого — одни стены и крыша. Посчитали, получается, нужно 1,5 миллиона, да и то без внешних сетей. На внешние сети: очистительные сооружения, водоснабжение, установку транформатора — уйдет еще не менее 500 тысяч. "Много!" — говорят — "столько не дадут". А дают 600 тысяч. Уже и подрядчик есть, весь пребывает в нетерпении, так хочет поработать.
Что ж, проектировщики люди подневольные. Хотите на 600 тысяч — сделаем смету лишь на часть. Сделали.
Подрядчик только получил аванс, сразу же испарился, побросав начатое. Потом его разыскивали, он был очень недоволен, но кое-как начатое криво-косо позаканчивал и работ абы каких на 600 тысяч закрыл. Всю зиму стоял детский сад без отопления недоделанный, весной приехали и ахнули — все стены покрыты грибком, все двери покорежились и почернели. А что хотели? Окна вставили, а отопление не сделали. Вот оно и пошло грибами расти. Все. Все нужно переделывать, а 600 тысяч — псу под хвост. Там и продолжение есть, но и этого, пожалуй, достаточно, чтобы понять масштабы разбазаривания народных денег.
Вы и дальше меня считаете подонком за то, что я призываю уклоняться от налогов?
Но в данном случае лучше потерять 600 тысяч, чем потом выбрасывать миллионы и миллионы. Ведь никому в голову не приходило: а для кого нужен этот детский сад в этой глуши? Для 12-15 детей, которых потом будет государство из бюджета воспитывать? Для этих полутора десятков детей нужно еще нанять заведующую, воспитателей, нянечек, поваров, кочегара, сторожа и т.д. Здание нужно будет отапливать, обеспечивать продуктами, водой, канализацией, кухней. Да еще и много чего другого.
Однако возвращаемся к нашим баранам, то есть к чиновникам и нашим строителям. Как деньги распределяются по объектам и как они бездарно уничтожаются, я написал. Теперь расскажу, как объекты распределяются среди строителей.
Строителей много, объектов всегда меньше. Здесь главный принцип распределения — кто даст больший откат. Сумма отката составляет около 10% от суммы сметы. Если объект на 1 миллион — откат составляет 100 тысяч. Деньги перечисляют на счет, а откат дается наличными. Здесь важным фактором становится желание избежать тендера, а на объекты до миллиона тендер не проводится.
У распределяющих чиновников есть свои любимые строительные организации, которые гарантированно носят откаты, им даются самые жирные объекты. Но бывает, что денег выделяют слишком много, тогда работу раздают всем кому ни попадя, но за откатик намекнут обязательно. Это понимают и строители.
Тендеры. Тендеры чиновники не любят. Очень не любят. Тендер нужно организовать, а выиграть может кто угодно. Как потом намекать за откаты, если организация выиграла тендер в конкурентной борьбе? Но проведение тендера не ведет к улучшению качества строительства, так как для того, чтобы тендер выиграть, нужно показать наименьшую цену, для этого договорная цена неоправданно занижается, что приводит к новым перекосам и проблемам.
Теперь несколько слов о сметах и реальной жизни. Сметы и реальная жизнь — зачастую это разные понятия. Цены и расценки зачастую занижены, налоги велики, а доходы низки. Однако я не раз слышал от понимающих людей фразу: "Дайте мне эти деньги наличными и я построю в 2 раза быстрее и половину сэкономлю." И это тоже правда, так как в смете много налогов и общих расходов. Скажу вам как человек, который занимается проектированием уже 14 лет: смету можно подогнать под любую сумму. Но как потом на эти деньги построить?
Зачем нужны манипуляции со сметной документацией?
Для того чтобы избежать тендера, к примеру, или чтобы подогнать под определенную сумму. Затем, когда проектно-сметная документация пройдет все стадии экспертизы и утверждений, с такой сметой начинается мучение как для проектанта так и для строителей. Экономится на всем, в первую очередь на качестве.
Я много лет занимаюсь проектированием и авторским надзором, но за все время я ни разу не видел, чтобы что-то за государственные деньги было построено качественно, несмотря на очень строгий контроль государства за строительством. Все носит в основном показушный характер. Делается лишь то, за что могут наказать.
Теперь несколько слов о строителях. Как я писал выше, все строительные организации, это лишь вывески. Практически ни в одной организации нашего города нет своей базы, своих инструментов, я уже не говорю о строительной технике. Есть несколько дрелей, перфораторов, касок. один-два буса для доставки людей и материалов и все. У них нет даже ШТАТА СОТРУДНИКОВ! А кто же тогда непосредственно строит?
Как только строительная организация берет подряд на строительство, она начинает через объявления в газете искать себе исполнителей. Все строительные работы начинаются не ранее мая, потому что в январе распределяют деньги, в феврале-марте делается проектная документация, в апреле проходится экспертиза, а реальный аванс поступает не ранее июня-июля, но строители начинают строить начиная с мая за "свой счет". Хотя в реальности они совершенно на это не тратятся, потому что у них в мае денег уже давно нет. Они набирают в магазине строительных материалов "на список", а так как строительные магазины заинтересованы в клиентах, они вынуждены предоставлять такой кредит, а рабочим платят обещаниями.
Вернемся опять к рабочим. В мае все, кто что-нибудь может делать руками, уже давно разъехались по заграницам или по другим городам, те же, кто похуже — взяли уже подряды у частных застройщиков, а в городе остаются лишь алкоголики и криворукие. Из такого человеческого материала и формируется строительное войско. Нужно ли говорить, что никого официально не оформляют, никаких договоров письменно не составляют, платят наличкой, с отсрочкой в 2-3 месяца и еще и обманывают? Берут по принципу: первого встречного.
Сами понимаете, какое качество могут обеспечить данные работники. На очень многих объектах отсутствует всякий контроль. Не на каждом объекте есть мастер, не говоря уже о прорабе. Приехал начальник утром — нарезал задачи и уехал до следующего утра. В связи с этим на стройках постоянные простои, низкое качество, переделки и лишние работы. Напомню, за все платит бюджет, то есть налогоплательщики, то есть мы.
Проверки и контроль. Нужно обязательно сказать несколько слов о государственном контроле, в первую очередь о государственном архитектурно-строительном. Вот еще одна 100% коррупционная организация, которая служит одной цели — набиванию собственных карманов. Эти бравые инспектора ездят по стройкам с одной лишь целью — поймать на каком-нибудь нарушении и оштрафовать. Как вы понимаете, с "поймать" проблем не возникает, поскольку на стройках сплошные нарушения. Несколько лет назад был кинут клич таким образом наполнять бюджет, однако инспектора придумали, как совмещать приятное с полезным. Они приезжают, находят много, затем предлагают размер штрафа уменьшить. Естественно учитывая то, что за их "доброту" нужно заплатить. А так как штрафы ого-го какие, то и размер "благодарности" исчисляется десятками тысяч гривен. Поэтому и ездят инспектора на машинах по 40-50 тысяч долларов.
Есть еще один контроль, которого очень все боятся: КРУ — контрольно-ревизионное управление. Эти "друзья народа" появляются обычно или в самом конце или после завершения и начинают копаться. Как мне доподлинно известно, начальство КРУ требует, чтобы проверяющими инспекторами на каждом объекте было накопано нарушений на сумму не менее 10% от суммы всего строительства, чтобы вернуть их назад государству, заслужив таким образом право на место под солнцем. Вот такие мрази. Кто платить не хочет — на тех заводят в прокуратуре уголовное дело, а это уже не шутки. Конечно, и в этом случае можно кое-что решить, но не бесплатно, сами понимаете.
Налоговая. Этим налоги подавай, причем налоги заплатить нужно еще до того, как с подрядчиком окончательно рассчитается заказчик, то есть государство, такова правда. Потом лучшего плательщика налогов наградят почетной грамотой, а на самом деле, все коллеги с такого идиота будут тихо посмеиваться. Но ведь нужно быть кому-то первым)))
Теперь еще один вопиющий случай полного идиотизма государства: налог на добавленную стоимость, как его называют в Украине — ПДВ, который насчитывается в размере 20%. Государство платит за строительство, затем забирает назад 20%.
Гениально? Да, но в обратном смысле.
Вот так примерно происходит строительство. Теперь подумайте, какая может быть прибыль у строительной организации при таких раскладах? Правильно — никакой. Вопрос второй: зачем вообще тогда что-нибудь делать, так как ты будешь лишь носить откаты, взятки и платить штрафы? Здесь мы подходим к загадке века. Строители решили и эту задачу. Они начали заниматься строительством "пирамид". Если вы еще не уснули, я расскажу, как это делается сегодня.
Пирамиды начали строить еще в древнем Египте, Вавилоне и в Центральной Америке, современные же строители строят пирамиды уже виртуальные. Как это происходит.
Очень просто — набираются все заказы, которые можно собрать, при этом старые объекты достраивают за счет авансов, выделенных на новые объекты. Естественно, сколь веревочке ни виться... Я знаю многих строителей, которые пошли по этому пути — все они неизменно заканчивают крахом, однако в тот краткий миг между прошлым и будущим — ребята живут, покупают машины, берут кредиты, ездят отдыхать.
Вот собственно и вся история. Надеюсь было интересно. Теперь хочу высказать свое мнение по поводу.
Лечить болезнь нужно с учетом причин. Я думаю, что начать нужно с того, чтобы сделать максимально-большее количество инвесторов частными, для этого нужно кардинально уменьшить государственную часть недвижимости. К примеру — школы, дома культуры, музеи, клубы и т.д. — передать в местные бюджеты — на местах начнут реально думать, на что тратить деньги, на что нет. Медицину нужно сделать частной. При этом объемы строительства естественным образом сначала упадут, затем центр тяжести переместится в сторону приватного инвестора.
Государственный контроль за строительством должен значительно уменьшиться, контролем качества должны заниматься местные общины. Должен соблюдаться принцип: есть у органа местного самоуправления лишние деньги — пусть строят или ремонтируют, нет — значит вам это и не нужно. К примеру: если в каком-нибудь селе школа на 20 учеников и нет дохода в бюджет — то и школу эту нужно продать, купить один школьный автобус и возить детей в школу.
Это будет более справедливо, чем то, что творится сейчас.
В связи с этим — государство должно кардинально уменьшить налоговое бремя, потому что если расходы с бюджета мы снимаем, а это многие и многие миллиарды, то и забирать у граждан нужно меньше.
А со строительными организациями делать ничего не нужно. Выживут при этом лишь сильнейшие.
В следующей колонке – больная тема взаимоотношений бизнеса и украинской власти.