«Помните: проще из партнеров стать хорошими друзьями, чем из друзей стать хорошими партнерами. С кем бы вы ни начинали бизнес, подписывайте все договоренности на бумаге».
Андрей Дороничев, глава направления виртуальной реальности в Google, рассказал в своем блоге о первом бизнес-партнере. Вспоминая строительство первой компании, он делает выводы о том, какого человека стоит делать партнером при открытии дела.
— Я мечтал о собственном бизнесе, но не знал с чего начать. Откладывал. Нужен был кто-то, кто даст волшебный пендель. Мне повезло. Я встретил Рому Потемкина — моего первого бизнес-ментора и вечного партнера.
Нас познакомил общий друг в 2003-м. Я был московским инженером, который мечтал стать предпринимателем. Рома был екатеринбургским бизнесменом, который мечтал войти в тек-индустрию. Мы быстро поняли, что цели у нас совпадают. Ценности тоже. А вот экспертиза почти не пересекается. Идеально.
Стали регулярно встречаться у него на кухне и брейнстормить. Он учил меня, как вести переговоры и нанимать людей. Я его — как работает интернет и как устроена тарификация. Рома менеджил. Я креативил.
Бесконечные чашки чая. Бесконечные пачки сигарет (страшно вспомнить). Бесконечные тетрадки со списками идей, доступных ресурсов, прикидок по деньгам. В конце концов придумали делать мобильные сервисы. Собрали первую команду. Я с товарищем построил систему обработки смс в невозможные сроки. Рома подписал невозможные контракты с сотовыми операторами. Невероятным усилием, без денег и связей, «стартанули» «Тапок.ру».
В конце первого месяца Рома принес в переговорку холщовую сумку и вывалил на стол ворох наличных. Наша первая прибыль! Мы радовались как дети. Мы и были дети.
Потом была еще дюжина совместных бизнесов. Гора успехов. Туча неудач. Куча денег. Море конфликтов. Совместная иммиграция. Чемодан уроков. Во всем этом наше партнерство уцелело и стало крепче. Из партнеров по проекту мы стали партнерами по жизни. Во многом, он меня сделал тем, кем я стал.
Несколько советов:
1. Решая начать общий бизнес, убедитесь что вы с партнером совпадаете по ценностям.
2. Пока «на берегу», проговорите сценарии вероятных конфликтов и варианты расхода.
3. Прописывайте все договоренности на бумаге или в е-мейле.
4. Вообще, проще из партнеров стать хорошими друзьями, чем из друзей стать хорошими партнерами.
5. И главное: начав партнерство, доверяйте полностью и сами никогда не предавайте доверия.