В 2014 г. дорожного строительства в Екатеринбурге станет меньше. Областные власти советуют мэрии умерить аппетиты и соглашаются финансировать только шесть проектов новых дорог и развязок.
Город пытается получить больше денег, пока не утвержден областной бюджет, но регион на компромисс не идет.
Вчера на заседании бюджетного комитета свердловского Заксобрания окончательно стало ясно: региональные и городские власти по теме дорожного хозяйства не договорятся. Главные разногласия тут вызвала областная программа «Столица», на которую администрация Екатеринбурга возлагала особые надежды. Эта программа, введенная в прошлом году, обещала городу 20 млрд руб. на развитие в течение ближайших пяти лет, и дороги были в числе приоритетных направлений. Но показания сторон разошлись даже в том, сколько город фактически получил в первый год действия «Столицы»: Минтранс уверяет, что на новые дороги регион дал 3,2 млрд руб., а мэрия подтверждает получение только 2,5 млрд. В 2014 г. будет еще сложнее. Как меняется «Столица», неясно: сегодня доступна лишь предвыборная редакция этой программы. Между тем, регион настроен секвестрировать бюджет.
Еще в июле Евгений Липович, замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии, рассказывал: мэрия включает в перечень дорожных приоритетов на 2014 г. 30 объектов (при этом он не называл, какие объекты имеет в виду). Но предполагал, что финансировать их будут за счет программы «Столица».
Но из проекта рекордного по дефициту бюджета на 2014 г., представленного главой Минфина Галиной Кулаченко, следует: 70% расходов области придется на социальную сферу (здравоохранение, льготы, зарплаты бюджетников и т. д.). Дороги — не в приоритете. Александр Высокинский, замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам, поспешил заявить, что в одиночку городу дорожное строительство тоже не потянуть.
В итоге область софинансирует шесть объектов, начатых в 2013 г. На это заложено 790 млн руб. Данные мэрии и областного правительства и тут разнятся, по списку объектов (см. «Два мира, две «Столицы»). Они сходятся лишь в одном: в 2014 г. будет достроена развязка Московская-Объездная.
Особое возмущение мэрии вызывает то, что стройку ЕКАД (участок трассы, который замкнет кольцо выходом на Челябинский тракт) область хочет финансировать в полном объеме, выделив на это в 2014-2016 гг. более 2,2 млрд руб. «Рост капитализации частных земель, по которым проходит ЕКАД, не приоритет для города, — провоцировал собравшихся г-н Высокинский. — Есть проблема внутри города: перегруженность улиц, пробки». А областные власти заявили, что город сам создал себе проблему. По словам Василия Старкова, замминистра транспорта и связи, денег Екатеринбургу дадут только на объекты, прошедшие госэкспертизу. На 2014 г. таких именно шесть. «У нас серьезные подозрения, что город не в состоянии освоить все затребованные средства, — заявил г-н Старков. — Так, из выделенных в 2013 г. на дорожные работы 3,2 млрд руб. сегодня освоено чуть больше трети. По некоторым объектам недоосвоение составляет 40-50% от заявленных объемов. И нам еще предстоит выяснить, насколько качественно проведены эти работы!». Александр Высокинский посчитал это отговоркой: «Речь не о том, сделали мы сметы или нет. Даже если бы сделали — финансирование все равно бы урезали».
Г-жа Кулаченко добавила путаницы: заявила, что в 2014 г. Екатеринбург на дорожное хозяйство получит не 790 млн руб., а почти в полтора раза больше — 1,3 млрд руб.: «Этого должно хватить». Как выяснилось, речь о консолидированном бюджете, включающем средства как области, так и города. В каких пропорциях тут делятся доли, никто не уточнил. Позже, когда заседание закончилось, г-н Высокинский сказал «ДК», что и 1,3 млрд руб. мало. По словам вице-мэра, город окажется в ситуации выбора между строительством новых дорог и ремонтом старых.
Его главная претензия — непрозрачность областного бюджета: «Сегодня для дорожных госпрограмм утверждаются квоты. Но в программах нет списков конкретных адресов, нет расчетов. Закон говорит, что министерства могут конкретизировать квоты в течение двух месяцев после утверждения бюджета. Это затягивает сроки. При таком раскладе списки дорог мы получим только к марту. Еще 1,5 месяца уйдет на проведение конкурсов и тендеров, и сами работы начнутся не раньше, чем через полгода. Кроме того, депутаты исключаются из процесса согласования. Между тем, именно они могли бы сказать решающее слово. Например, бюджеты на строительство ЕКАДа перенести на объекты, действительно необходимые для разгрузки города», — отметил он. Впрочем, председатель бюджетного комитета Заксобрания Владимир Терешков не поддержал: «Статьи расходов в бюджете уточнят в согласительных комиссиях. В ближайшее время они начнут работу».
Мэрия рассчитывает на последний шанс — прямое заступничество областных депутатов. Но пока позиции областных властей в споре за бюджеты выглядят сильнее.