Депутаты Екатеринбургской городской думы пришли к выводу, что оператора школьного питания нельзя выбирать на аукционе, как того требует ФЗ № 94. Основанием стали проверки учебных заведений.
Депутаты гордумы разбирали ситуацию с муниципальным заказом школьного питания на прошлой неделе. Речь шла о шести аукционах для операторов общепита, проведенных в декабре 2011 г. После торгов начальная цена контракта в Кировском районе снизилась на 75 млн руб. (37%), в Верх-Исетском — на 64 млн руб. (30%), в Орджоникидзевском — на 91 млн руб. (30%). Две частные компании — ООО «Комбинат питания «Школьно-базовый» и ООО «Аппетит Плюс» — выиграли конкурс у муниципальных предприятий. Тогда же Александр Высокинский, председатель городского комитета по экономике, посчитавший такое падение цены необоснованным, распорядился не публиковать протоколы аукционов, пока прокуратура и ФАС не выскажут по этому поводу своего мнения. «Одно дело — формальное исполнение закона о госзакупках, другое — безопасность детей, — считает он. — Но официальные ответы ФАС и прокуратуры предписывали действовать в строгом соответствии с законом. То есть заключить контракты с победителями аукционов. В отношении сотрудника мэрии, выполнявшего мое указание, возбудили административное производство. Сейчас мы видим — качество питания в школах резко ухудшилось. Чтобы компенсировать убытки, операторы увеличили стоимость обедов в старших классах, где за питание платят родители. Формально все оказались правы: прокуратура добилась, чтобы ФЗ № 94 выполнялся, а муниципалитет сделал то, что ему велели».
Недополученные миллионы бюджетных рублей вычитают с учащихся. По данным комитета по товарному рынку, с начала 2012 г. стоимость обедов в школах Орджоникидзевского района снизилась почти вдвое — с 43 руб. 70 коп. до 23 руб. 15 коп. Вместо 100-120 г мяса детям стали давать по 50, гарниры уменьшили со 180-200 до 100 г. Недовольные родители начали писать жалобы, надзорные органы отвечали, что оснований для санкций нет.
Чиновники мэрии уверяют, что не имеют права привлекать нарушителей к ответственности. Елена Чернышева, председатель городского комитета по товарному рынку: «Единственное, что мы можем — зафиксировать отклонения, связанные с санитарным состоянием кухни, занижением выхода порций или нерациональным меню, и сообщить о них в СЭС или в прокуратуру. Лучшим решением был бы регулярный мониторинг столовых Роспотребнадзором, но сегодня организация устраивает только плановые проверки».
Поводом для внеплановой проверки могут стать совсем запущенные ситуации — инфекции и пищевые отравления. В январе 2012 г. прокуратура возбудила уголовное дело, связанное с заболеванием 20 учеников школы № 163 кишечной инфекцией из-за плохо вымытой посуды. Расследование контролировал заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарев. «Чтобы расторгнуть контракт с оператором, обслуживающим школьную столовую, нужно зафиксировать несколько отравлений и обратиться в суд. А потом полгода судиться, — рассказывает Константин Савинов, глава комитета Екатеринбургской думы по здравоохранению и социальной политике. — Пока жалобу рассматривают, кормить детей будет некому, поэтому школы в таком исходе не заинтересованы».
Тем временем прокуратура и СЭС начали присылать в мэрию письма с требованием отчитаться о принятых мерах. «Очень не хочется, чтобы контрольные органы, вместо того чтобы разбираться в проблеме, начали искать крайнего», — признается г-н Высокинский.
Его опасения начинают сбываться. Прокурор Екатеринбурга Вячеслав Петров уже потребовал от главы администрации Александра Якоба навести порядок в школьных столовых, где состоялись прокурорские проверки. Речь идет об одиннадцати учебных заведениях, где были выявлены нарушения, среди которых упоминаются биточки из говядины, чей вес оказался вдвое меньше заявленного (40 г вместо 80), хранение скоропортящихся продуктов в теплом помещении и рацион, не соответствующий меню. При этом сотрудники прокуратуры считают, что рычаги воздействия на нарушителей у мэрии есть, так как исполнитель муниципального контракта должен обеспечить питание в соответствии с требованиями СанПиН. «Контроль за организацией питания школьников глава администрации Екатеринбурга возложил на глав районов, управление образования и здравоохранения и комитет по товарному рынку, — поясняет Ольга Тетерина, старший помощник прокурора Свердловской области. — Для тех же целей создана городская межведомственная комиссия, в полномочия которой входят проверки в школах. По их итогам комиссия уже направила в районные администрации Екатеринбурга рекомендации — устранить выявленные нарушения. Однако мер, понуждающих исполнителей муниципальных контрактов должным образом выполнять требования договоров, не принимается».
Понуждающими мерами прокуратура считает выплату неустоек, возможность расторгнуть контракт и провести новый конкурс. При этом г-жа Тетерина подчеркивает, что расторгать контракты через суд может только муниципальный заказчик, который их заключал. У прокуратуры такого права нет.
Выход из тупика городская дума искала 20 марта. Обсуждение вышло эмоциональным. Частных поставщиков школьных обедов депутаты назвали «мошенниками, набивающими карманы». Конструктивных предложений было два. Первое — добиться, чтобы прокуратура города и области разрешила Роспотребнадзору проверять школьные столовые вне плана. Зампредседателя гордумы Яков Спектор рекомендовал собравшимся увязать качество питания в школах с результатами диспансеризации подростков 14 лет, проведенной на федеральные средства. За 2011 г. урологи, гинекологи, эндокринологи и педиатры осмотрели 10 817 мальчиков и девочек из Екатеринбурга (97,3% этой возрастной группы) и пришли к неутешительным выводам. У 15,2% из них обнаружили болезни системы кровообращения, у 32,6% — заболевания мочеполовой системы, у 47,1% — заболевания эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ. Всем им врачи советовали лечиться — амбулаторно или в стационаре. Причинно-следственная связь между плохим питанием и отклонениями здоровья может дать отцам города козырь в переговорах с надзорными органами. Второе предложение г-на Спектора касалось диалога с другими ветвями власти. «Хорошо бы убедить депутатов областного Законодательного собрания, чтобы они выступили с инициативой не применять 94-ФЗ к организации питания школьников. А в тех случаях, когда суд разрешает расторгнуть договор с предприятием общественного питания, необходимо, чтобы муниципалитет мог временно, без объявления нового конкурса, передать обслуживание школ одному из подведомственных МУПов», — сказал он перед голосованием.
Тезисы приняли единогласно. Наблюдатели считают, впрочем, что пересмотр 94-ФЗ потребует много времени. Пока механизм раскручивается, на смену этому закону придет федеральная контрактная система (ФКС). Предполагается, что она учтет негативный опыт прежних аукционов.