Меню

Госдуме предложили отменить ЕГЭ и вернуться к традиционным экзаменам

Законопроект об отмене Единого госэкзамена внесло в Госдуму Законодательное собрание Карелии. По их мнению, система ЕГЭ «своей примитивностью разрушает школьное образование».

Авторы идеи предлагают вернуться к традиционным государственным выпускным экзаменам, поскольку ЕГЭ «приводят к значи­тельному падению уровня знаний школьников». В частности, уровень сложности заданий на экзамене по математике «должен быть на порядок выше требований нынешнего базового ЕГЭ, что обеспечит мотивацию для серьезного изучения», указывают авторы законопроекта.

«В настоящее время для получения аттестата о среднем общем образовании выпускнику достаточно сдать на минимальный балл всего лишь два единых государственных экзамена (далее – ЕГЭ) – по русскому языку и базовый экзамен по математике. Аттестационный порог этих экзаменов крайне низок, его в состоянии преодолеть каждый успевающий пятиклассник. Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровень знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится не обязательно», - обращаются в своем письме к председателю Госдумы Сергею Нарышкину авторы законодательной инициативы.

Переход от ЕГЭ к «старым» экзаменам должен происходить поэтапно: в течение двух лет после принятия закона «выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы», а в остальных школах аттестацию предлагается проводить «по оценкам текущей успеваемости». По истечении этих двух лет ГВЭ (государственный выпускной экзамен) по математике и русскому языку предлагается сделать обязательным для всех.

ЕГЭ глазами экспертов: за и против

В пятницу, 27 мая, в России стартует основная волна ЕГЭ: выпускники 11 классов будут сдавать экзамен по географии и литературе. По данным Рособрнадзора, сдавать литературу будут 57 тысяч человек, из них 49 тысяч человек - выпускники 2016 года. На экзамен по географии придут вдвое меньше выпускников - около 26 тысяч, из них 24 тысячи выпускаются в этом году, остальные окончили школу раньше.

Несмотря на то, что экзамены уже начались, споры вокруг целесообразности проведения ЕГЭ в России продолжают идти. Так, за отмену ЕГЭ выступила гендиректор Центра социальной поддержки Республики Татарстан Ирина Волынец. Она предлагает сделать регион первым в стране, где начнут возвращаться к традиционному экзамену по билетам.

«Введение единого госэкзамена не оправдало возложенных надежд, а наоборот, привело к снижению качества образования в России. За десять лет народ его так и не принял. Мы соберем тысячи подписей. Уверена, что нас услышат и наконец-то начнется нормальная реформа образования, а не какая-то там профанация», - объяснила свою позицию Волынец.

По мнению Ирины Волынец и солидарных с ней коллег, у ЕГЭ есть ряд минусов:

- коррумпированность системы (подкуп учителей, продажа готовых ответов);

- введение вузами дополнительных экзаменов, что подтверждает некотируемость результатов ЕГЭ;

- подрыв психического состояния учащихся, которые не сдали экзамен и вынуждены ждать пересдачи целый год;

- невозможность дать ученикам глубокие знания по каждому предмету школьной программы, «натаскивание» их на решение однотипных заданий ЕГЭ.

Больше плюсов, нежели минусов, в сдаче ЕГЭ видит ректор КФУ, председатель Совета ректоров РТ Ильшат Гафуров:

«Несомненно, уровень коррупционности из стен высших учебных заведений ушел. Другое дело, что в последние годы учебы в школе детей затачивают на сдачу тестов. В результате школьники не могут доказать свою состоятельность перед экзаменатором. Плюс ЕГЭ в том, что он дает равные возможности для поступления детей из разных регионов в вузы. Я в свое время побоялся поступать в МГУ, а сейчас документы можно подавать сразу в несколько высших учебных заведений. Считаю, что нужно преодолеть психоз, которым сопровождается сдача ЕГЭ, особенно со стороны родителей».

То, что ЕГЭ помогает школьникам из отдаленных регионов страны поступить в вузы Москвы и Петербурга, - самое большое его преимущество, уверен Виктор Болотов, разработчик и координатор ЕГЭ, руководитель координационного Совета по педагогическому образованию в РФ:

«Когда мы готовили введение единого госэкзамена, то изучали опыт разных стран мира. Нет ни одной страны в мире, где бы не критиковали свой национальный экзамен, и нет ни одной страны, которая бы от него отказалась. В результате введения ЕГЭ на 30 процентов повысился показатель поступления ребят из отдаленной местности в Москву и в Питер. Раньше, чтобы поступить, нужно было пройти подготовительные курсы, многим это было недоступно. Сейчас доступ качественного образования вырос. Есть риски, в их числе натаскивание на тесты. Но как ни натаскивай на тесты по математике, если ты ее не знаешь, то высокий балл не наберешь. Постоянно повышаются меры безопасности при проведении ЕГЭ путем исключения человеческого фактора, искажающего результат. На школьников формируется портфолио, на творческие специальности ребята поступают с учетом своих достижений. Победители олимпиад поступают в вузы без ЕГЭ».

В том, что усовершенствовать систему сдачи ЕГЭ бессмысленно, уверен президент Академии творческой педагогики, председатель Совета директоров школ России, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской. По его словам, «нужно либо отменять сам ЕГЭ, либо делать его сугубо добровольным».

«Скажите, если вы не туда едете, не в ту сторону, куда вам нужно, то стоит ли пересаживаться с места на место, менять плацкартный вагон на купейный? Вы же от этого не приблизитесь к нужному пункту назначения. Поэтому что бы ни делалось властями по отношению к ЕГЭ, это все равно что высчитывать из нуля. В своем нынешнем виде этот экзамен никому не нужен, он разрушает культуру российского образования, меняет смысл самого понятия «образование», исходящего от «образовывать что-то». Он превращает процесс образования лишь в набор ответов на ненужные вопросы. Это – убогая придумка для поступления в вуз, адресованная как будто какой-то несчастной группке людей, которые выпадают в социальный осадок» - цитирует Турбовского портал Newsland.com.

Число нарушений при сдаче ЕГЭ будет увеличиваться год от года, уверен Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он тоже выступает за отмену Единого госэкзамена.

«Чем дольше будет функционировать в России ЕГЭ, тем больше методов его обхождения, случаев мошенничества мы будем наблюдать, будут использоваться всевозможные технические новинки. Ситуация будет усугубляться с каждым годом», - заявил Комков.

Нарушений во время сдачи экзамена не будет только в том случае, если «посадить офицера ФСБ с целым набором технических средств, которые позволяли бы перехватывать или глушить сигналы, чтобы не давать возможности использовать школьникам мобильники, другие средства связи».