Остовы отелей "Турист" и "Екатеринбург-Дели" (иногда называемый "Харбином") - если не самые крупные, то уж во всяком случае наиболее заметные долгострои города. Оба высятся в людных местах и имеют
Остовы отелей "Турист" и "Екатеринбург-Дели" (иногда называемый "Харбином") - если не самые крупные, то уж во всяком случае наиболее заметные долгострои города. Оба высятся в людных местах и имеют богатую историю. Так уж получилось, что владельцы этих объектов в конце прошлого года практически одновременно заявили о своих намерениях возобновить строительство. Причем и тот и другой на выходе собираются получить не гостиничные, а административные здания. С большим количеством офисов, конференц-залов и прочими элементами деловой инфраструктуры.
Скелет прошлой эпохи
Здание гостиницы "Турист" заложено более четверти века назад. Первоначально его хотели разместить у ККТ "Космос", но надзорные органы в Москве решили не застраивать берег городского пруда. Поэтому корпус высотки возвели на месте слияния улиц Свердлова и Карла Либкнехта. До конца 90-х хозяином "Туриста" была Федерация профсоюзов Свердловской области (правда, сама гостиница не носила статуса профсоюзной). Как пояснил председатель Федерации Андрей Ветлужских, в те годы практически всем "взрослым" туризмом в стране управляли профсоюзы (молодежным, соответственно, "Спутник"), они же ведали и строительством отелей. Крупный по тем временам объект лично контролировал Борис Ельцин, тогда первый секретарь Свердловского обкома. Однако на стадии возведения коробки стройка была заморожена из-за отсутствия средств.
С тех пор заброшенная многоэтажка в центре города разрушается. Все попытки владельцев и областного правительства найти инвестора и закончить дело так и не увенчались успехом. Правда, десять лет назад американские предприниматели предложили взорвать руины и быстренько возвести на их месте трехзвездный отель, но профсоюзы от идеи отказались. В 1997 г. губернатор Свердловской области Эдуард Россель пытался привлечь к участию в проекте японцев и даже провел переговоры с представителями фирм "Ниссо Иваи" и "Иточу". Также безрезультатно.
Примерно тогда же для продолжения строительства было создано АОЗТ (теперь - ЗАО) "Тургаз", нынешний владелец остова здания. До конца прошлого года акции "Тургаза" принадлежали компании "Уралтрансгаз" и Федерации профсоюзов. Сейчас собственник один - газовщики. (В подробности операции по изменению прав собственности руководители компаний-акционеров предпочитают не вдаваться.) В 2000 г. "Уралтрансгаз" устроил презентацию проекта достройки гостиницы потенциальным инвесторам. Специально для этого мероприятия два этажа корпуса очистили от строительного мусора и последствий ночевок бомжей. Тогда же был озвучен план превращения объекта в деловой центр. Под гостиницу хозяева решили оставить только три верхних этажа высотки.
Гостиница из этого не получится
Бывший главный архитектор Екатеринбурга Геннадий Белянкин принимал участие в проектировании "Туриста". Еще в середине 90-х он предлагал переоборудовать недостроенную гостиницу в офисное здание. Однако вспомнили об этой идее лишь спустя несколько месяцев после его ухода на пенсию. По словам архитектора, устаревший проект не позволял бывшей профсоюзной туристической гостинице стать престижным гостиничным комплексом. Здесь не предусмотрены большие, комфортабельные номера, ресторан, плавательный бассейн. Доводить "Турист" до уровня современного отеля технически сложно, а потому нецелесообразно. Как сказал Геннадий Белянкин, организация офисов - на сегодня единственная возможность вдохнуть жизнь в объект. Впрочем, в 2000 г. инвесторов не смог заинтересовать и этот вариант.
Зато год спустя бетонную свечу, зияющую провалами окон, облюбовали местные ролевики. В одном из екатеринбургских клубов всерьез обсуждалась идея провести в "Туристе" киберпанк-игру под девизом: "Мир умер. Он не выдержал боли тех ран, что были нанесены ему, и распался частями своего бытия на жалкие осколки". От мысли отказались по вполне прозаической причине: организаторы решили, что 18-этажное здание не сможет вместить всех желающих принять участие в игре.
В завершающую стадию своего существования долгострой вступил в конце прошлого года. Вокруг здания появилась охрана, а на стройплощадке обнаружилось некое оживление. Как сообщил директор ЗАО "Тургаз" Дмитрий Подкорытов, сейчас ведутся подготовительные мероприятия, оформляется землеотвод, а в апреле должны начаться монтажные работы. Уже существует эскизный проект, по которому предполагается увенчать сооружение шпилем, а возможно, и надстроить два-три этажа. Эксперты решили, что здание сохранило значительный запас прочности, и признали его годным для проведения всех видов строительных работ. Как и предполагалось, гостиница будет превращена в деловой центр с залами для конференций и презентаций на первых двух этажах и наземным паркингом.
Проект комплекса разрабатывает институт "Уралгражданпроект", а достраивать здание будут специалисты из Македонии (СП "Бетон"). Последующее озеленение "Уралтрансгаз" планирует провести своими силами. Но все это - предварительные данные. Генеральный директор ООО "Газинвест" (дочерняя компания "Уралтрансгаза") Александр Мутных считает, что предметный разговор о достройке "Туриста" следует вести не раньше конца весны.
А через дорогу - паркинг
Второй возрождающийся долгострой Екатеринбурга - гостиница "Екатеринбург-Дели" на ул. Куйбышева. Иногда его за компанию с расположенным по соседству зданием бывшего ресторана называют "Харбином". Возводить помпезный отель начали восемь лет назад и активно занимались этим первые два года. Потом владелец корпуса - российско-индийское предприятие "Екатеринбург-Дели" - потерял интерес к новостройке, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Покупкой кирпичного муравейника заинтересовалось ООО "Компания "Байкал". Но, как признался главный специалист "Байкала" Михаил Виниченко, после осмотра компания разочаровалась в здании. Из-за того что работы по консервации не были проведены должным образом, кирпичные стены и внутренние конструкции оказались в гораздо худшем состоянии, чем предполагалось.
В прошлом году новым владельцем "замерзшей" недвижимости стало ООО "Торгово-офисный центр "Мегаполис". Его специалистов не смутило техническое состояние объекта, тем более что, как уверил заместитель главы Октябрьского района (место прописки отеля) Вадим Гайнанов, определенные работы по консервации проведены все же были. Нынешние хозяева долгостроя на Куйбышева, как и владельцы "Туриста", решили перепрофилировать приобретение в деловой центр. Идея отражена в постановлении главы города от 29 августа 2002 г., в котором речь идет о предоставлении в аренду "Мегаполису" земельного участка под "Екатеринбург-Дели" для достройки оного в варианте торгово-офисного центра. Через дорогу от него - правда, уже на территории Ленинского района - будет сооружена подземная стоянка. Как пояснил директор ТОЦ "Мегаполис" Владимир Снеговой, по соседству с пятачком, выбранным под паркинг, планируется строительство очистных сооружений. По нормам, строить в этом месте жилье или офисы нельзя. Поэтому районная администрация с легким сердцем выдала разрешение на подземную парковку.
Возобновить строительство "Екатеринбург-Дели", переименованного в "Мегаполис", планируется нынешней весной, а завершить в начале 2005 г. Автор первоначального проекта, равно как и проекта достройки, институт "Екатеринбурггорпроект". Возможно, небольшую часть здания оставят под гостиницу. Но основные помещения займут офисы и конференц-залы. На первом этаже разместятся бутики. Руководство ТОЦ "Мегаполис" рассчитывает, что удачное расположение - и в первою очередь соседство со станцией метро "Геологическая" - позволит новому центру на равных конкурировать с такой признанной бизнес-площадкой как, "Атриум Палас Отель".
Ночевать-то где?
Дефицит офисных площадей в Екатеринбурге эксперты оценивают на уровне 20 тыс. кв. м. Следовательно, решение хозяев "Туриста" и "Мегаполиса" - перепрофилировать свои владения в деловые центры - выглядит вполне логичным. Если, конечно, не принимать в расчет того, что недостаток гостиниц у нас ощущается еще более остро. Маркетинговые исследования, проведенные по заказу мэрии год назад, выявили потребность в 3,7 тыс. дополнительных гостевых мест - притом что сегодня, как и год назад, город может одновременно приютить 3,5 тыс. туристов. Больше того, директор регионального консультационного центра "Карл Цейсс" (проектирование гостиниц) Сергей Бакунин считает, что число гостиничных номеров следует не удваивать, а утраивать. По его мнению, Екатеринбург может и должен стать транспортным узлом и центром бизнеса не менее значимым, чем, например, Кельн (население 1,150 млн). А в Кельне число мест в отелях зашкаливает за 10,5 тыс.
Для приближения к Кельну кое-что уже делается. Как сообщила ведущий специалист комитета городской администрации по организации бытового обслуживания населения Альбина Гандалипова, в ближайшие полгода в Екатеринбурге откроется два новых отеля. Еще несколько объектов находится в процессе "проектирования-согласования-строительства". Пошли навстречу требованиям рынка и уральские владельцы недвижимости. Если до недавнего времени многие екатеринбургские отели сдавали часть своего номерного фонда в аренду под офисы, то сейчас этот процесс пошел на убыль. Менеджеры поняли: оказывать гостиничные услуги выгоднее.
Обратная связь: dk@apress.ru
Особое мнение: Международный стандарт по-спартански
Сергей Бакунин, директор регионального консультационного центра "Карл Цейсс", автор программы развития гостиничного сектора Екатеринбурга:
- Идея достройки гостиниц "Турист" и "Екатеринбург-Дели" в варианте бизнес-центров достаточно спорна. Не спасает ее и то, что хозяева оставляют часть помещений в зданиях под гостиничные номера. Последние, как известно, должны быть местом полной релаксации. А какая же релаксация, если по соседству с номером идут презентации и прочие публичные мероприятия? В таком режиме - отель и бизнес-центр - работает "Атриум Палас Отель", но там гостиничная и деловая зоны отделены друг от друга. Проектные же решения, заложенные в основу, например, "Туриста", не позволяют четко поделить его на несколько функциональных пространств.
А вот "чистая" гостиница из здания получилась бы вполне приличная. Причем самой востребованной сегодня в Екатеринбурге категории - "три звезды". Приспособить существующий корпус под большие номера, действительно, проблематично. Однако это и не нужно. В городской бизнес-гостинице условия могут быть спартанскими. По международным стандартам площадь одноместного трехзвездного номера может быть десять метров (без санузла), двухместного - четырнадцать. Так что "Турист" вполне можно достроить как трехзвездный отель с суточной стоимостью номеров от 50 евро. Причем эта гостиница была бы еще и весьма престижной. Все-таки центр города, прекрасные виды на городской пруд, Храм на Крови и парк Дворца пионеров. Аналогичные плюсы есть и у несостоявшегося отеля "Екатеринбург-Дели".