эксперты Елена Важенина директор отеля «Московская горка» Татьяна Гущина главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга Ольга Нарожная рук
эксперты
Елена Важенина
директор отеля «Московская горка»
Татьяна Гущина
главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга
Ольга Нарожная
руководитель службы маркетинга и продаж гостиничного комплекса «Октябрьская»
Чарльз Оттер
генеральный управляющий отелем «Park Inn Екатеринбург»
Тамара Фомина
директор отеля «Вознесенский»
Сколько тратят деловые туристы на проживание
Какой процент гостей приходится на иностранцев
Понизят ли отели цены на номера
В2009 г. в столице Урала состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), подготовка к нему идет уже сейчас: развивается инфраструктура, строятся гостиницы. «Ежегодно в рамках подготовки к саммиту мы будем вводить в эксплуатацию по восемь-девять отелей суммарной вместимостью 690 мест. Сейчас на различных стадиях проектирования и строительства находятся 25 объектов», — рассказывает ТАТЬЯНА ГУЩИНА, главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения (КОБОН) администрации г. Екатеринбурга. ЕЛЕНА ВАЖЕНИНА, директор отеля «Московская горка», добавляет, что встреча ШОС для уральской столицы так же значима, как Олимпиада для Сочи. «Когда город выбирают в качестве места проведения подобного мероприятия, это радует, поскольку привлекает дополнительный поток гостей и инвестиции в строительство туристических и бизнес-объектов», — подчеркивает г-жа Важенина.
По данным КОБОН, сегодня в Екатеринбурге работают 44 отеля (общий номерной фонд — 5573 места) и 26 средств дополнительного размещения (общежития, квартиры гостиничного типа, кемпинги и т. д.). В 2007 г. должны быть сданы десять новых объектов. Один из них — отель «Сенатор», рассчитанный на 33 номера, — уже введен в эксплуатацию 19 июня. На стадии запуска отель «Ричмонд» (50 номеров), его открытие намечено на июль. Остальные будут готовы к приему гостей ближе к четвертому кварталу.
Объем гостиничных услуг в городе, по информации Татьяны Гущиной, в 2006 г. достиг 1114,4 млн руб., год назад цифра была на уровне 750 млн руб. Средняя годовая загрузка отелей по-прежнему превышает общепринятую норму (согласно мировой статистике — 50%) и достигает 65%. Это свидетельствует о нехватке номеров в периоды пиковой загрузки и о росте въездного потока туристов.
Цены на размещение, как отмечают игроки рынка, в течение года изменились незначительно — выросли на 5-7%. Но есть ряд исключений. Например, в Атриум Палас Отеле расширился спектр предложений по цене, в результате стоимость самого дешевого номера снизилась с 7980 до 6950 руб. в сутки. В большинстве остальных гостиниц, по данным ТОП-листа «ДК», расценки выросли в среднем на 400 руб. По стоимости наиболее дешевого номера отели можно разбить на несколько категорий. В верхней — Атриум Палас Отель, где самое дорогое проживание в городе. В следующую группу с минимальной стоимостью номеров от 4 тыс. руб. в сутки, согласно ТОП-листу «ДК», вошли «Park Inn Екатеринбург» (4900 руб.), «Трансотель» (4950 руб.) и «Сенатор» (4500 руб.). К отелям, где стоимость номера от 3 тыс. руб. в сутки, относятся «Гранд-Авеню», «Исеть», «Вознесенский», «Октябрьская», «УралОтель» и «Рингс». В нише гостиниц со стоимостью номера от 2 тыс. руб. за сутки, по данным ТОП-листа «ДК», работает больше всего заведений: «Московская горка», «Екатеринбург-Центральный», «Визави» и др.
Местные операторы рынка все чаще обращаются к процедуре добровольного категорирования. Как отмечает г-жа Гущина, в 2006 г. звезды по российской классификации были у девяти отелей, а в этом — уже у 15, причем еще пять гостиниц готовятся их получить. Одна звезда присвоена «Уктусу», две — «Таганской» и «Свердловску». Девять гостиниц имеют категорию три звезды: «Октябрьская», «Домашний отель», «Эрмитаж» и др. Четыре звезды у «УралОтеля» и «Уральского Двора», пять — только у Атриум Палас Отеля. «Park Inn Екатеринбург» соответствует трем звездам по международной классификации.
Многие гостиницы Екатеринбурга ориентированы на бизнес-туристов. По данным КОБОН, 76% въездного потока гостей прибывают в город с деловыми целями. Цифры, которые приводят отельеры, еще выше. «Среди проживающих в отеле 90% — люди, приехавшие по делам», — говорит ТАМАРА ФОМИНА, директор отеля «Вознесенский». Елена Важенина объясняет большой поток командированных тем, что в городе постоянно открываются филиалы российских и иностранных фирм, сотрудники предприятий области приезжают в столицу Урала на тренинги и т. д. Также Екатеринбург становится местом проведения межрегиональных и международных конференций. «Их постоянно организуют различные вузы, отраслевые ассоциации, органы власти и политические партии. Например, одним из самых масштабных мероприятий стал съезд «Единой России» в декабре 2006 г. Все гостиницы города были наполнены. А в июне при проведении Урало-Сибирской выставки у нас загрузка доходила до 95%», — рассказывает г-жа Важенина.
Деловые туристы, как правило, выбирают гостиницы среднего и высокого ценового диапазона — категории три или четыре звезды. «Основная конкуренция идет в сегменте 100 евро за номер, потому что у большей части гостей лимит командировочных расходов на отель до 3,5 тыс. руб.», — объясняет ОЛЬГА НАРОЖНАЯ, руководитель службы маркетинга и продаж гостиничного комплекса «Октябрьская».
Несмотря на конкуренцию, цены в этом сегменте не снижаются. Клиентов удерживают корпоративными программами и улучшением сервиса. Тамара Фомина: «Цены высокие из-за высокой себестоимости. У гостиниц значительные расходы на производственную деятельность, зарплату персонала, его обучение, повышение квалификации сотрудников с целью улучшить уровень сервиса». Остальные участники рынка, впрочем, не скрывают, что наценка в гостиничном бизнесе тоже большая — поскольку это позволяет спрос. «Цены на проживание в России выше, чем в других странах, вследствие дисбаланса спроса и предложения. Это сильно выражено в Москве и Санкт-Петербурге, где наблюдается недостаток отелей, особенно среднего класса, — убежден ЧАРЛЬЗ ОТТЕ , генеральный управляющий отелем «Park Inn Екатеринбург». — В столице Урала ситуация схожа». Ольга Нарожная разделяет эту точку зрения. По ее словам, номерной фонд не так велик, как показывает статистика: в городе много старых гостиниц с большим износом фондов. «Если здание изначально построено со скромными по площади номерами, то их уже не переделывают, иначе придется уменьшить номерной фонд. Командированные обычно выбирают комфортабельные номера в новых гостиницах. Спрос выше предложения, поэтому все стараются максимизировать прибыль за счет высокой цены», — говорит г-жа Нарожная.
По сравнению с высоким потоком командированных в Екатеринбург приезжает мало туристов, желающих отдохнуть и сходить на экскурсии. Как отмечает КОБОН, гостей, прибывающих для досуга и отдыха, во въездном потоке 11,5%, с прочими целями (например, шопинг-туризм) — 11,7%, 0,8% приезжают лечиться. Причина низкой доли въездного туризма, считают отельеры, в слабом развитии инфраструктуры, недостаточном продвижении города в качестве туристического центра. «Из широко известных достопримечательностей здесь есть, к примеру, граница Европа-Азия и место расстрела царской семьи. Последняя не позитивная, строить на ней имидж исторической привлекательности города не столь эффективно. Но, получив серьезный опыт путешествий по миру, я понимаю, что привлечь туристов можно в любую точку, все зависит от того, насколько активно ее продвигают, сколько усилий и денег вкладывают власти различного уровня в эти проекты, — рассуждает Елена Важенина. — Туристы — это, конечно, потенциальные клиенты, но мы на них смотрим с меньшим интересом. Бизнес-отель более актуален».
Татьяна Гущина убеждена: туристов мало и из-за отсутствия дешевых гостиниц (со стоимостью номеров от 500 до 1000 руб.). «У нас большая проблема с размещением детских групп, спортсменов. Чтобы построить гостиницу с одной-двумя звездами, требуется такой же объем вложений, что и для отеля трех-четырех звезд. А окупаются гостиницы с дешевыми номерами гораздо дольше, поэтому инвесторы не хотят в них вкладываться», — рассказывает г-жа Гущина. Сейчас, по ее словам, на стадии проектирования находятся два отеля категории две звезды.
Среди потребителей гостиничных услуг россияне преобладают над иностранцами. В большинстве опрошенных «ДК» отелей это соотношение составляет 90-95% к 5-10%. Ольга Нарожная замечает, что пропорция зависит от позиционирования, допустим, в «Октябрьской» она отличается — 75% к 25%. Из общей статистики выбивается «Park Inn Екатеринбург», где, по словам Чарльза Оттера, доля иностранцев достигает 40%.
В ОВИР подчеркивают, что поток гостей из-за рубежа растет. В 2006 г. город посетили 2560 иностранцев, а за первые пять месяцев 2007 г. — уже 2320 человек. Отельеры уделяют внимание работе с заграничными клиентами, несмотря на относительно небольшое число последних, объясняя, что ценят каждого гостя. Представители гостиничного бизнеса встревожены, что новые изменения в законодательстве могут отпугнуть потенциальных зарубежных туристов. В 2007 г. вступил в силу ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Раньше иностранцев регистрировали в отеле с помощью электронной программы «Гость». «Подключенная к программе гостиница вносила всю необходимую для ведения миграционного учета информацию об иностранном туристе в электронном виде. Она в режиме реального времени становилась доступной Федеральной миграционной службе, — рассказывает Ольга Нарожная. — Сейчас закон обязывает оформлять в территориальных органах ФМС отрывной талон для каждого гостя, без которого иностранец не может перемещаться по городу». Елена Важенина считает, что отелям нововведение добавило проблем. Теперь ежедневно приходится отправлять курьера в миграционную службу, чтобы отдать данные на иностранца и получить отрывной талон.
Закон создал неудобства и для иностранцев. Г-жа Нарожная: «Иностранные туристы, получившие при прохождении паспортного контроля информацию о новых правилах миграционного учета в РФ, заезжая в гостиницы, требуют выдачи талона незамедлительно. В противном случае они боятся выходить в город — есть риск, что их задержат работники милиции. Однако из-за длительной и сложной процедуры оформления талона туристы не могут получить его сразу после заселения. А те, кто приезжает в пятницу вечером, получат документ лишь через трое суток».
По мнению участников рынка, возникшая ситуация может привести к тому, что иностранные туристы перестанут ездить в нашу страну, а зарубежные туристические компании откажутся от работы на российском направлении. Разрешить трудности, как считают эксперты, можно, продолжив использовать программу «Гость» — каждому туристу в режиме реального времени присваивать уникальный код, который гостиница будет указывать на отрывном талоне, заверяя собственным штампом. Другой вариант — использовать электронную подпись уполномоченных лиц.
Местные игроки копят силы для конкурентной борьбы с международными сетевыми операторами. Первым на рынок в 2006 г. пришел «Park Inn Екатеринбург» — отель сети Rezidor SAS. Следующую волну экспансии сетевиков эксперты ожидают в 2008-2009 гг. Сейчас УГМК строит пятизвездочный отель, управлять которым будет международный оператор Hayatt. Французская Accor Group намерена управлять в Екатеринбурге двумя гостиницами, которые откроются под ее международными сетевыми брендами Novotel (четыре звезды) и Ibis (три звезды) (см. «ДК» № 23 от 18 июня 2007 г.).
Транснациональные операторы обладают налаженной системой бронирования, сетью офисов продаж по всему миру и мощным брендом. По мнению Ольги Нарожной, появление новых сильных игроков увеличит конкуренцию среди отелей высокой и средней ценовых категорий, но не приведет к снижению цен. «Hayatt — это бренд класса luxury, а в этой категории ценовой конкуренции нет, здесь на первый план выходит качество услуг и сам бренд. Вероятно, часть гостей, нынешние клиенты Атриум Палас Отеля, перестанут туда ездить, поскольку они могут себе позволить Hayatt», — полагает г-жа Нарожная. На ее взгляд, Novotel также будет конкурировать с Атриумом и всеми отелями катергории четыре звезды. «Что касается Ibis, то этот бренд у нас практически неизвестен. В России он представлен пока только в Москве и Санкт-Петербурге. В борьбе за иностранного гостя он будет соперничать с «Park Inn Екатеринбург», поскольку оба — международные трехзвездники», — считает Ольга Нарожная. Она убеждена, что конкурировать эти отели будут не ценами, а наличием корпоративных договоров с зарубежными компаниями, создавшими представительства в Екатеринбурге. Чарльз Оттер говорит, что Park Inn, будучи первым и единственным международным отелем в уральской столице, приветствует конкуренцию. «В городе недостаток гостиниц. Появление новых операторов расширит рынок и повысит стандарты обслуживания во всех отелях, — подчеркивает г-н Оттер. — Мы не будем снижать цены только из-за того, что в Екатеринбурге появятся новые отели, тем более что у них различные бренды и стандарты. У нас будет совсем разная структура цен».
Операторы рынка отмечают, что с появлением международных отелей произойдет перераспределение потока гостей. У крупных сетей подписаны корпоративные договоры с компаниями, офисы которых расположены по всему миру, в том числе и в Екатеринбурге. Эта часть клиентов начнет ездить в новые отели сразу же с момента их открытия. Сетевые гостиницы будут бороться между собой, предлагая большие скидки корпоративным клиентам. Местные операторы при этом рискуют лишиться части постояльцев. В отелях города доля клиентов, приезжающих по корпоративным договорам, различается и зависит от маркетинговой стратегии предприятия. Например, в «Октябрьской» этот показатель доходит до 30%. «Екатеринбургским отелям придется не только задуматься о качестве услуги, но и пересмотреть себестоимость. Повышать цены они не смогут, поэтому пути снижения затрат станут скрытым резервом каждой гостиницы. Придется искать новые каналы сбыта, участвовать в международных системах бронирования», — убеждена Ольга Нарожная.