«Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если законодательство изменится, застройщик не окажется крайним». Что мешает победить дефицит мест в школах в городе?
Уральские застройщики обсудили модель создания в регионе школ с применением механизмов частно-государственного партнерства. Предполагается, что девелопер выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, затем строит здание, а после в течение оставшегося срока соглашения осуществляет техническую эксплуатацию объекта. В свою очередь образовательное учреждение берет на себя обязательства провести оснащение школы и вести образовательную деятельность. Публичная сторона после сдачи объекта в эксплуатацию компенсирует равными платежами затраты застройщика. По истечении срока соглашения частная сторона передает здание школы в собственность стороне публичной.
По словам глав ведущих девелоперских компаний Екатеринбурга, схема работы в рамках частно-государственного партнерства привлекательна и для застройщиков, и для власти, однако требует конкретизации доли ответственности каждой стороны.
Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если в период действия соглашения произойдут изменения в законодательстве или в ходе реализации федеральной программы будут корректировки в части финансирования, застройщик не окажется крайним в этой цепочке. Чтобы предметно обсуждать механизм, необходимо понять, как именно будет защищен от рисков частный партнер, — сказал генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев.
Также девелоперы отметили: в рамках частно-государственного партнерства проблему нехватки мест в школах Екатеринбурга сегодня можно было бы решать, реконструируя уже имеющиеся учебные здания. Однако этому препятствуют существующие нормы СанПиН — документ во многом противоречит сегодняшним реалиям. Поэтому нужно четко сформулировать вместе с экспертизой, что сегодня мешает реновировать старые школы. По словам застройщиков города, они готовы создать рабочую группу экспертов, которые оценили бы состояние существующих школ в центре Екатеринбурга и дали бы решение по их переоборудованию и созданию дополнительных учебных мест. Проект реновации таких учебных заведений можно унифицировать: например, выносить второстепенные помещения в пристрой, а в основном помещении школы за счет реконструкции организовывать дополнительные учебные классы.
Пока же застройщики города решили организовать Координационный совет при региональном Минстрое — чтобы координировать действий всех участников строительного процесса при решении важных для отрасли вопросов. В том числе совет может курировать работу по проработке эффективного механизма строительства школ в рамках частно-государственного партнерства.
Как ранее писал DK.RU, президент Ассоциации строителей Урала Вячеслав Трапезников анонсировал этим летом программу «20 школ Екатеринбургу от девелоперов Урала». Предполагается, что с помощью застройщиков удастся решить проблему с дефицитом школ в городе. Однако участники рынка комментировали, что осуществить задуманное не получится. Генеральный директор «ЛСР. Недвижимость — Урал» Владимир Крицкий в интервью DK.RU объяснял: кроме бюджета никто не сможет решить вопрос со школами — банки кредиты девелоперам на такие цели не дадут при всем желании. Кроме того на 20 августа 2019 г. процент освоения бюджетных средств, предусмотренных на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях по муниципальной программе, составлял 18%, отмечал г-н Крицкий:
То есть из 2 млрд 765 млн руб. освоено только 438 млн руб. И когда говорят, что застройщики должны найти деньги на школы, взять кредиты или лишить своих сотрудников допвознаграждений, мне странно. Деньги же бюджетные есть. Почему они не осваиваются?
Проблема нехватки школ остро стоит перед Екатеринбургом последние несколько лет. Номинально мест в них хватает, но зачастую детей приходится возить на учебу из соседних районов (особенно если речь идет о новых микрорайонах). Каждый год запись детей в первые классы сопровождается многочисленными скандалами. В этом году несколько сотен семей, записавшихся первыми, оказались последними в очереди на зачисление, родители школьников взбунтовались из-за слияния двух школ, а в школе №23 поставили сомнительный рекорд, сформировав 21 первый класс.
По словам главы аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаила Хорькова, в ближайшие пару лет ситуация с нехваткой мест в первых классах в некоторых районах города будет только усугубляться:
Очереди в детские сады постепенно уходят в прошлое из-за того, что были построены новые дошкольные учреждения, и естественного сокращения спроса. На этом фоне обостряется проблема нехватки школьных мест. Число первоклашек будет расти на протяжении ближайших четырех лет. А это значит, что все те проблемы с поступлением в школы, которые мы наблюдаем в последние годы, будут усугубляться. Максимальное число рождений было зафиксировано в 2015 г. Эти дети пойдут в школу в 2021-22 гг. Лишь после этого начнется снижение нагрузки на начальную школу.