Производители фармацевтических субстанций получат государственную поддержку, заявил премьер РФ Дмитрий Медведев. Уральские фармацевты рады, что о них вспомнили, но задачу считают почти невыполнимой.
90% российских лекарств производится из импортных субстанций – с ростом закупочных цен дорожают и препараты в аптечной рознице. Дмитрий Медведев уже заявил, что государство будет, с одной стороны, дотировать лекарства нижнего ценового сегмента, а с другой, развивать в стране собственное производство субстанций. Обещая поддержку производителям сырья, председатель правительства РФ дважды сказал: «в ближайший месяц» и дважды – «в ближайшее время». Эксперты отрасли считают, что посыл верный, но реализовать намерения будет непросто.
«По большому счету, в стране не осталось химической промышленности, – говорит Владимир Ветошкин, научный сотрудник «Уральского центра биофармацевтических технологий. – Заводы остановлены, ржавеют, в лучшем случае, перегоняют какой-нибудь газовый конденсат или отходы лакокрасочного производства. На Урале кроме формалина, пожалуй, ничего уже и не делают. Собственно говоря, и субстанции для фармацевтических заводов везут из-за границы. Сырье для сульфадемитоксина поставляет Китай, для инсулина – Франция. Но китайское и индийское сырье придется дополнительно очищать, а у нас нет специалистов, поэтому и качество препаратов такое отвратительное».
Впрочем, есть мнение, что производить субстанции для внутреннего потребления нерационально – многие западные компании тоже покупают сырье за границей.
«С одной стороны, это логично, – соглашается Александр Петров, зав. кафедрой фармации УГМУ. – Та же компания Bayer покупает субстанцию для своего аспирина в Китае, но в отличие от наших производителей немцы контролируют чистоту продукта и его фракционный состав. С другой стороны, я убежден, что часть субстанций – антибиотики, противовирусные, инсулины, противотуберкулезные – необходимо производить самим. На случай эпидемий. Все-таки лекарственная безопасность – не политический лозунг. Но сейчас об этом можно только рассуждать, потому что российская химическая промышленность умерла, а без собственного сырья мы зависимы от иностранных компаний. И не только мы. Транснациональные компании поглотили и ликвидировали многие европейские фирмы. Только китайцы полностью обеспечивают себя субстанциями, и это понятно: если при такой плотности населения им не хватит лекарств (пищи, одежды и так далее), начнется революция. Компартию свергнут».
Положительная сторона декларации правительства в том, что поднять химическую промышленность, а вместе с ней и производство субстанций намного проще, чем, например, машиностроение, уверен Андрей Гаврилов, профессор УГМУ.
«Химическая отрасль не требует такого сложного технологического оборудования и знаний, как машиностроение или электроника, – говорит он. – В одном случае речь идет о сложном высокоточном оборудовании, в другом – о реакторах и трубопроводах... Соответственно, и инвестиций требуется меньше. И если сейчас мы эту тему не запустим, то потеряем отрасль окончательно».
Размеры субсидий производителям правительство определит «в ближайшее время», пообещал Дмитрий Медведев.