Сергей Акимов директор ООО «АсстрА Урал» (входит в группу AsstrA Associated Traffic AG) Транспортная сфера — прекрасный индикатор того, все ли в порядке с экономикой. Перед самым кризисом перев
Сергей Акимов директор ООО «АсстрА Урал» (входит в группу AsstrA Associated Traffic AG)
Транспортная сфера — прекрасный индикатор того, все ли в порядке с экономикой. Перед самым кризисом перевозчики покупали и покупали новый транспорт, не просчитывая, оправданно ли это. И сегодня можно уверенно сказать: если начинается бездумное вложение средств в автотранспорт, то кризис не за горами. Потому что проблемы в экономике вызваны перепроизводством всего — металла, недвижимости, автомобилей. Почему встало машиностроение? Да потому что автомобилей стало слишком много.
Конечно, кризисов не избежать, но все идет к тому, что кризисные плечи станут короче — экономические циклы будут пятилетними. То есть два года мы будем падать, год уйдет на восстановление, а затем два года экономика будет расти. Дальше снова произойдет падение. И люди быстро привыкнут к такому обороту, россияне начнут наконец думать о завтрашнем дне, как это делают все цивилизованные люди. Жизнь будет прогнозируемая и, на наш сегодняшний взгляд, скучная. Но другого пути у нас просто нет.
Пока же мы еще не научились предугадывать моменты наступления и окончания кризисов. В итоге сначала в панике мечемся и спасаем бизнес, а потом так же хаотично думаем, как вернуться к докризисным показателям. Все ведь заметили, что кризис закончился так же неожиданно, как и начался, и это стало не меньшим стрессом для бизнеса. После Нового года экономика внезапно проснулась, но сфера транспорта оказалась к этому не готова. Дело в том, что в течение двух лет перевозчики не увеличивали автопарк, машины никто не покупал — это было оправданно. На этом фоне производители автотехники останавливали конвейеры. А сейчас, когда транспорт снова востребован, его просто неоткуда взять. Volvo и Scania стремятся в первую очередь покрыть потребности европейцев, российским транспортникам приходится ждать новые машины по году.
Но если с автотранспортом все более-менее ясно, то совершенно непонятно, почему на рынке вдруг не стало вагонов. За два года они выйти из строя просто физически бы не успели, но факт остается фактом — их нет. Конечно, сейчас идет реструктуризация РЖД, причем именно так, как и должно в России, — непрозрачно и непрямо. По всей видимости, причина нехватки вагонов именно в этом. Если ситуация не выправится, велика вероятность, что вся продукция, которую перевозили по железной дороге, будет транспортироваться при помощи контейнеров. Они международного подчинения и в принципе есть в наличии. Но контейнерные перевозки всегда были ощутимо дороже.
Сыграли свою роль и политические проблемы: в начале года Польша захотела получить в три раза больше «дозволов» — разрешений на перевозки по России, но получила отказ. И просто-напросто закрыла свою территорию для транзита российских компаний — поляки сказали: как хотите, так и объезжайте. И сами не перевозили грузы по РФ. Два месяца шли переговоры, в итоге ситуация разрешилась, но польский транспорт пока не доехал до «дальней России», в частности до Урала. Это тоже привело к нехватке машин.
А помимо этого за время кризиса сместились акценты в сфере импорта и экспорта. Россия всегда была очень импортоориентирована — зарубежное сырье, оборудование закупались в больших объемах. Но сейчас кредиты подорожали, курс евро вырос, и окупаемость бизнес-процессов, завязанных на импорте, стала проблемной. Соответственно импортопотребление просело. А вот экспорт, наоборот, вырос, особенно на Урале: на Запад гонят металл, демпингуют — жизнь кипит. Но ведь для того, чтобы транспорту уйти с грузом на экспорт, ему сначала нужно вернуться в страну с импортом. Не может же автоколонна увезти груз на Запад, а обратно везти воздух. И телепортироваться на родину она тоже не может В итоге сегодня за каждую машину, которая приходит из-за рубежа, начинается драка, ее разрывают на части.
Все это привело к тому, что рынок транспортных перевозок перевернулся с ног на голову. Если раньше мы годами предлагали свои услуги клиентам, говорили: дайте работу, то сейчас они сами выстраиваются к нам в очередь и просят: дайте машины. Причем звонят представители крупных холдингов, к которым мы пять лет не могли пробиться, и предлагают сотрудничество, трясут серьезными контрактами. Я все понимаю, но машин нет. Единственное, могу сесть в легковушку с прицепом и повезти их титан. Но это же не выход.
Я уверен, что через год-два ситуация снова изменится, автотранспорта станет много, экономика опять достигнет пика. И в этот момент, на кураже, не нужно будет бездумно производить, покупать, продавать, не оглядываясь на реальные потребности рынков. А сесть и подумать, готов ли ты к новому кризису. Чтобы потом, когда экономика опять упадет, кредиторы и приставы не выкручивали тебе руки, а ты не строчил бы иски на банкротство.
Колонка написана специально для «Делового квартала»